Создание новых епархий не улучшило положение РПЦ на Северном Кавказе

Сегодня в федеральном информационном пространстве говорят о масштабном наступлении радикального ислама в Северокавказском регионе. Участие других конфессий в жизни этого субъекта России отодвинуто на второй план. Данный материал не носит критический характер, а ставит целью показать проблемность религиозного компонента самого государствообразующего конфессионального сообщества страны – христианства.

Некогда единая и могущественная Русская православная церковь с приходом нового патриарха переживает некий слом традиционной формы работы приходов организации. Новая форма церковной бюрократии подстегнула шансы нетрадиционных религиозных организаций к покорению паствы РПЦ, слабость позиции которой придала уверенность новым церквям в ареале территориальных верований. На примере Республики Дагестан можно наблюдать, как в действительности обстоят дела православии в Северокавказском регионе и на Кавказе в целом.

Эксперты считают, что реорганизацией епархий на Северном Кавказе РПЦ пыталась усилить свое влияние в регионе, однако, спешные кадровые перестановки и скорое создание новых епархий дали свои отрицательные результаты и выявили обратную сторону этих решений, а происходящее на Северном Кавказе они склонны считать кризисом РПЦ, ее неспособностью отвечать современным потребностям прихожан. Свою роль сыграл и перевод, а фактически уход в тень и как следствие в опалу со стороны руководства Русской православной церкви таких авторитетных фигурантов межконфессиональной среды как архиепископы Ставропольский и Владикавказский Феофан (ныне Челябинский) и Бакинский и Прикаспийский Александр (ныне Азербайджанский).

Мощная динамика развития протестантских и католических организаций подразумевает отбор именно верующей православной молодежи из региональной паствы РПЦ. Мониторинг состояния православной церкви в Дагестане, а на ее примере и всего региона СКФО, показывает отсутствие притока молодежи в православное лоно. Зато с обилием их присутствие можно наблюдать в Церквях «Осанна», Адвентистов седьмого дня, Баптистов, Пятидесятников, Евангель­ских христиан, Свидетелей Иеговы, церкви последнего завета Виссариона, Международном обществе сознания Кришны, Сайентологии, последователей учения Порфирия Иванова «Внутренний круг», Сатьи Саи Бабы, а также в территориальных подразделениях католической церкви в России. В этом году список пополнили Греческая церковь и «Мормоны» с доктриной «Новые Свидетельства об Иисусе Христе». Растет и общее число привер­женцев протестантизма. Обратите внимание на то, что мы не говорим об индуистских, ламаистских, бахаистских и подобных им течений, каких тоже оказалось немало, и они тоже расширяют свое влияние. Развитие нетрадиционных религиозных движений беспокоит и мусульманское духовенство Дагестана. Но, в первую очередь, это протекторат и духовная юрисдикция именно Русской православной Церкви.

Архиепископы, протоиереи, иереи, священники, дьяконы, пономари, помощники, ученики 19-ти приходов РПЦ в Дагестане за прошедшие годы не смогли сделать столько, сколько сделали за очень короткое время представители НРД. Подобная картина складывается по всему СКФО.

Новоявленные Церкви выступают за упрощение обрядности. Протестантизм в Дагестане и в других Северокавказских республиках вы­ступил инициатором экуменического движения, т.е. движения за преодоление раскола христианства. На фоне недавнего известного выхода группы священнослужителей из РПЦ, эта акция в региональном аспекте становится актуальной. Заявленное ранее усовершенствование церковной организации РПЦ в Северокавказском регионе, так и осталось пустым заявлением. Хотя, известно, что патриарх Кирилл, уделяет особое внимание Северокавказскому направлению и наверняка обеспокоен сложившейся ситуацией.

Специалисты государственно-религиозных отношений считают, что решение Священного Синода Русской православной церкви о разделе крупных и уже сложившихся епархий ошибочным, а возможно и самой роковой ошибкой православия на Северном Кавказе. Прежде всего, не была учтена вся политическая и иная сложность Кавказа и ситуации в регионе. К примеру, рядом с Северной Осетией находится Южная, где в религиозной жизни доминирует греческая церковь, что уже усложняет рост влияния Владикавказской епархии, а соответственно и Махачкалинской, так как это ведомство одной епархии. Свою политику в отношении северного соседа проводит и Южная Осетия, откуда идут серьезные веяния, посредством активизации миссионерских и волонтерских организаций.

Теперь в центре города Махачкалы, как и в других городах СКФО (кроме Чечни) представители этих церквей свободно раздают свою литературу, аудио и видео продукцию, агитируют молодежь вступить в их ряды, хотя большинство из этих организаций не имеют лицензии на ведение церковной деятельности. У этих организаций есть свои подразделения и в других городах и районах республики.

Обратите внимание на данные официального сайта президента Республики Дагестан датированные 01.01.2010 г. (раздел религия)

Христианские объединения. Христианство по числу своих последователей занимает в Дагестане второе место после ислама. В настоящее время в Республике Дагестан действует 49 христианских религиозных объединений, из которых 18 православных, 28 протестантских, 2 армянских религиозных общества, 1 общество старообрядцев. Общее число служителей культа православных приходов в РД составляет 23 человека. На территории РД православные приходыразделены на два округа - Махачкалинское благочиние и Кизлярское благочиние, которые входят в состав Бакинской и Прикаспийской Епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата (возглавляет епископ Александр). При православных храмах периодически функционируют воскресные школы, в протестантских объединениях - библейские курсы (у адвентистов – субботние уроки, у баптистов, пятидесятников и евангельских христиан – библейские чтения, у свидетелей Иеговы – теократические школы).

Эти данные давно устарели. В Дагестане даже епархия уже другая, а на информационном портале президента республики они до сих пор не изменены. Они идентичны сведениям Комитета Правительства Республики Дагестан по делам религий - бывшей структуры по религиозной политике Дагестана упраздненной Указом президента РД № 54 от 3 марта 2010 года. Ощущение складывается такое, что ничего не меняется, и это в самом насыщенном с точки зрения религиозных процессов субъекте страны и СНГ, а возможно и Европы. Отсутствует работа республики в конфессиональной сфере. Данные не могут сменить, потому что не знают, что происходит в Дагестане, а в таком регионе информацию следует менять ежеквартально, или хотя бы обновлять их. Вся проблема в том, что процессы упущены, они вне поля профильных ведомств. Только за последние годы количество адептов сект в республике увеличилось в разы.

Удивительно, но факт, единственным регулятором отношений среди сект, ее основным сдерживающим фактором на данном этапе стал именно ваххабизм, который давит, иногда и в буквальном смысле представителей этих организаций. Только их боятся НРД. Джамааты в очередной раз показывают свое господство в молодежной среде и на улицах.

Добавлю, что на улицах городов Дагестана полно надписей на стенах, призывающих к джихадистской форме жизни. Показателем недоверия Республике является растущие обращения граждан в шариатские суды, в том числе и этнических русских, не нашедших правду в официальных структурах в силу тотальной коррупции. Шариатские или как их называют простые люди «народные суды» нелегальны по закону, но эффективны на практике...

Паства РПЦ на сегодня составляет примерно 18 тысяч верующих, хотя декларируется цифра гораздо выше реального около 25. Ничтожно малая цифра для Дагестана - одного из самых крупных территориальных субъектов России, по сути южного форпоста страны, его стратегического плацдарма, где по материалам последней переписи населения живут 4,7% людей русской национальности, это 120.875 человек.

В реальности же оказалось, что протежированные Синодом религиозные деятели РПЦ на Северном Кавказе не могут говорить о проблемах общества современным понятным языком, а влияние церкви на светскую жизнь и общество сводится к нулю. РПЦ уже потеряла роль общественно значимой организации в регионе, оказывающей влияние на духовно-нравственную атмосферу. Вся проблема в том, что церковнослужители не видят своей миссии вне культа, а потому и не могут достичь успехов ни в одном из направлений в достижении поставленных патриархатом РПЦ задач. Православные лидеры оказались не способны давать оценку значимым событиям в жизни регионального сообщества. Они практически не дают комментариев для СМИ, не разъясняют официальную церковную доктрину, не рассказывают о проводимой политике православной церкви, о мероприятиях, о мнениях религиозных деятелей хотя бы по особо значимым вопросам.

Зато, все это с огромным энтузиазмом делают региональные пресвитеры протестантов и руководители культов нетрадиционных религиозных движений. Они ведут активную публичную деятельность: созывают пресс-конференции, сотрудничают с общественными организациями и объединениями, проводят социальные и благотворительные акции, направленные на завоевание доверия со стороны населения, пиарят себя и свою церковь всеми возможными способами, подчеркивая свое влияние на сердца и умы молодежи. В отличие от них, РПЦ потеряла силу для сплочения и консолидации граждан, нет былого отражения интересов общества объединявших людей в непростых для региона ситуациях. Деятельность РПЦ на Северном Кавказе до реорганизации оценивалось выше, чем сегодня. Как и предполагали эксперты, расчленение епархий стало началом разрушения системы, которая создавалась столетиями, объединенными усилиями колоссального числа служителей Русской церкви, что ослабило и без того тяжелое положение православия на Северном Кавказе.

«Православное» планомерно начинает уступать «католическому, протестантскому». И это только начало. Следует еще учесть, что в таком патриархальном и консервативном регионе как Кавказ, «Священство» РПЦ так и не смогла ответить на самый главный вопрос, поставленный в свое время владыкой Феофаном: «Что нужно сделать на Северном Кавказе?». Уже с уверенностью можно сказать, что отсутствует взаимодействие между епархиями как самостоятельными иерархическими единицами, призванными решать конкретные задачи на вверенных им территориях. Нет влияния на процессы строительства взаимоотношений между субъектами федерации в Северокавказском регионе. Того самого что ждали от РПЦ на Северном Кавказе, а это означает, что нет столь важной на всем Кавказе совместной борьбы с недугами общества, его нравственного оздоровления, а значит нет и миротворчества.

В рекомендациях новые епископы были охарактеризованы как люди подготовленные, имеющие богатый опыт служения, чтобы успешно применить его на духовных постах единой церковной епархии. Новички так и не смогли превратиться в авторитетных пастырей, заслужить былого величия предшественников.

С точки зрения простого прихожанина и обывателя нет верного служения православию и Отечеству. Нет решений, которые показали бы властям региона и народу, что РПЦ - это опора государства и основа стабильности общества. На деле происходит полная закрытость епархий РПЦ в СКФО, что вызывает «нездоровые» дискуссии в обществе и самой православной среде, а состояние епархий серьезные опасения не только у специалистов, но и простых верующих. Все чаще звучат мнения о необходимости назначения над епархиями лица способного объединить и православное и инакомыслящее сообщество, остановить отток молодежи от православной церкви на Кавказе, придать РПЦ статус межконфессионального лидера в регионе.

В Священном Писании для православных указано волей Господней не делить людей на верующих и неверующих, относиться к каждому как образу Божию, в том числе и инославным, т.е. представителям иной веры. Православные храмы, построенные в городах и районах СКФО, постепенно пустеют от отсутствия работы церковных священнослужителей по привлечению молодежи, а в существующих и строящихся храмах, где по определению должен будет жить русский человек, сегодня присутствуют пожилые люди. Очевидно, что в РПЦ есть проблемы подготовки священников с учетом ментальности, культуры и традиций региона служения.

Хотел бы затронуть еще один значимый сектор в деле укрепления духовных основ. Отсутствует плодотворное сотрудничество со СМИ или как говорят сами служители православия соработничество, обязанного нести людям правду и веру. В настоящее время, когда ситуация на Северном Кавказе неблагоприятная Церковь так и не становится помощником государства в деле укоренения на Кавказе русского населения и усиления ее влияния как авангардной силы в противостоянии сепаратизму.

На деле же вышло, что увеличение числа духовных руководителей подчеркивает потерю позиций, а никак не усиление православия на Кавказе. Новые Северокавказские кафедры заняли архиереи, чья жизнь глубоко не связана с этим сложным регионом, где различные части Северного Кавказа резко отличаются по специфике и представительству православных верующих. Практика показывает, что сложившееся с приходом нового патриарха мнение о том, что сложными и разнородными православными приходами Северного Кавказа легче руководить нескольким епископам оказалось явно не состоятельным. Патриархат не смог дать должной оценки геополитическим последствиям разделения епархий, благодаря чему Кавказу уже никогда не стать оплотом православия. РПЦ не учитывает реалии политической ситуации, из-за чего церковные нововведения, усиление «русскости», усиление православия на Северном Кавказе оказались не восприняты, прежде всего, самим «служением» Русского православия.

Оценкой эффективности новых епархий являются и вопросы оттока русского населения и достижения единства в казачестве. Пока что ни на одном из этих и других поприщ успехов РПЦ нет, наоборот произошло размежевание приходов региона. Православное пространство распалось на исконно русские и казачьи районы, появились разрозненные славянские общины, существующие в окружении мусульман, что оставляет их наедине со стремительной исламизацией общественной жизни, по сути, бросая последнее сосредоточие духа русского патриотизма на пути радикального ислама. Такая обстановка усиливает разговоры на тему епархий в части отсутствия отстаивания интересов православия, русского народа, славян, и казаков. Общественность в такой ситуации обеспокоена, что опять таки не вызывает настороженности Северокавказской РПЦ.

Надо отметить, были высказывания против создания новых епархий, и в первую очередь со стороны славянских общественных организаций. Епархий стало больше, а качества меньше, при этом нет должной оценки деятельности самихепископов.

Гереев Руслан Маликович - руководитель группы мониторинга молодежной среды Республики Дагестан, эксперт по межконфессиональным вопросам Центра исламских исследований Северного Кавказа



54 комментариев


  1. Некто
    (20.09.2011 00:20) #
    0

    Спасибо за материал: интересная точка зрения, энергично. Но мало статистических данных! И почему мусульманские структуры не могут стать в качестве "авангардной силы в противостоянии сепаратизму" в регионе с традиционным исповеданием Ислама? Православие пытаются выдвинуть вперед, в качестве щита перед угрозой сепаратизма, в то время как мусульманские структуры - делают что? Являются его (сепаратизма) основой?

  2. Волгарикъ
    (20.09.2011 10:44) #
    0

    Что-то не вызывает доверия этот "эксперт"<br />
    Предположение, что РПЦ теряет на Кавказе свои позиции из-за создания новых, меньших по размеру, епархий смешно. Причина другая: соглашательская позиция по отношению к местным коррумпированным "исламским" властям и к собственно исламским организациям. Протестанты же сплоченнее и непримиримее к исламу кавказского толка (хотя и не звонят об этом). Потому русские люди к ним и идут.

  3. Мурад
    (20.09.2011 11:41) #
    0

    Хорошо, наконец-то хоть кто-нибудь поведал о состоянии русской церкви. Ясно что они встряли на Кавказе. От них все бегут, мой друг Дима на днях принял ислам и теперь его зовут Давуд. Таких случаев много в Дагестане и здесь автор прав, ничего нового для нас нет.

  4. Абу Рамадан
    (20.09.2011 11:56) #
    0

    В статье автор говорит,что когда-то Русская православная церковь была единая и могущественная,конечно же это не совсем так,после 1917 года и до наших дней РПЦ потеряла свое могущество и единство.Сейчас РПЦ-это ватага чиновников,которые заняты светскими банкетами и приемами,реальные проблемы в обществе они не решают и не могут решать,так как за помпезностью обрядов холодит духовной нищетой.

  5. Haydar
    (20.09.2011 12:10) #
    0

    не ватага чиновников, а бизнес сообщество, которое ничем не гнушается ради прибыли.
    все много хуже, Абу Рамадан

  6. Абу Рамадан
    (20.09.2011 12:18) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  7. Мурад
    (20.09.2011 12:27) #
    0

    Вы скажите люди есть ли будущее у РПЦ на Северном Кавказе или нет. Вот что актуально сейчас

  8. Абу Рамадан
    (20.09.2011 12:32) #
    0

    Я бы задал вопрос более шире, есть ли будущее у РПЦ в России, вот что актуально сейчас).

  9. (20.09.2011 12:38) #
    0

    Гереев пишет: Появились разрозненные славянские общины, существующие в окружении мусульман, что оставляет их наедине со стремительной исламизацией общественной жизни, по сути, бросая последнее сосредоточие духа русского патриотизма на пути радикального ислама.
    Они тоже примут ислам и дело с концом, ничего страшного.

  10. (20.09.2011 13:00) #
    0

    Абу Рамадан, РПЦ все равно мощная сила, и реально может противостоят многим порокам общества. Нам надо наладить с ними взаимодействие и тогда все будет во благо региона и страны.

  11. сергей рязанов
    (20.09.2011 13:07) #
    0

    православную церковь ни кто на западе не признавал ! даже их братья византийцы ,только благодаря щедрой помощи царя удалось этот вопрос заглушить ! до 18-го века из считали раскольниками но потом путем различных манипуляций ,интриг и войн ! прямого и тайного подкупа ,православие кое как удержалось но не надолго ....в 1917 попов подкидывали на вилы и убивали и жгли и резали их же прихожане,ру ! у русского народа ненавистьв крови к церкви и не удивительно ! кто с мечом пришел от меча и погибнет !

  12. Мурад
    (20.09.2011 13:39) #
    0

    Мне кажется, что проблема русской церкви, еще и в том что нет обновления и нет модернизма как такового всек застыло в 12 веке.

  13. Мурад
    (20.09.2011 13:46) #
    0

    Согласен с мнением эксперта, что церковные нововведения, усиление «русскости»,православия на Северном Кавказе не восприняты самим «служением» Русского православия.

  14. Абу Рамадан
    (20.09.2011 14:10) #
    0

    Salim:Христианство не заходит в жизнь людей,а тем более РПЦ как аппарат чиновников,и на деле и по факту ничего они не могут противопоставить либеральным ценностям и оголтелому атеизму в РФ,нет у них ни силы ни мощи,потому что не на истине они и не к истине призывают людей,заблудились и других заблуждают.Например пянство,церковь не запрещает употреблять спиртное,вот вся и страна в похмельном бреду,как РПЦ может победить это огромное зло,если сама дает добро на это зло.

  15. Мурад
    (20.09.2011 14:27) #
    0

    Абу Рамадан почему ты так считаешь. РПЦ не ратует за пьянство, в умеренных дозах это их атрибут. Таковы правила и каноны православия и тут уж ничего не изменишь.

  16. (20.09.2011 14:31) #
    0

    Никто же не утверждает, что РПЦ ничего не хочет делать, в том числе и автор - многоуважаемый эксперт. Просто дела православия на Северном Кавказе странны и не отвечают интересам общество, а вернее они ничего для этого не делают. По моему и Гереев тоже это в контексте сказал

  17. Haydar
    (20.09.2011 14:33) #
    0

    теперешний пархатриарх кирилл чем думаете не так давно занимался?
    Был куратором в подрахделении РПЦ, которое занималось тем, несколько лет ввозило алкогольные напитки и сигареты в страну без таможенных сборов. По некоторым данным "заработал" на этом более 8 миллиардов долларов.

    А вы хотите, чтобы он пьянство запретил. Как это может быть, если там в церкви вино выдают, это смешно.

  18. (20.09.2011 14:39) #
    0

    Haydar пьянство и церковь разные абсолютно вещи, а эти сведения можно к кому угодно отнести, это же простые разговоры без доказательной базы.

  19. Haydar
    (20.09.2011 14:44) #
    0

    Salim, а ты по ходу, совсем не Салим, может Семен. как же много вас развелось.
    Доказывать ничего уже не надо, просто раскрыть глаза и оглядеться вокруг.

  20. (20.09.2011 14:47) #
    0

    Мой брат Гайдар, кто я не важно, важно говорить по существу а не гнать пургу

  21. Haydar
    (20.09.2011 14:50) #
    0

    C тобой, яхуд, разговора и не будет.
    Я не для таких как ты здесь пишу.

  22. Мурад
    (20.09.2011 14:53) #
    0

    Эй братья прекрашайте спор, на вас все смотрят. Яхуд не доброе слово брат и нельзего применять без особой необходимости. Давайте уважать друг-друга. А у РПЦ видно что серьезные проблемы есть и не только на Кавказе, просто там они ярко выражены.

  23. Мурад
    (20.09.2011 14:55) #
    0

    Haydar прав в том, что у многих религиозных лидеров есть свой определенный доход. Может это и позволено религией или нет я не знаю, но они много чего хорошего на эти деньги тоже делают нельзя об этом забывать.

  24. иван помнящий
    (20.09.2011 15:00) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  25. иван помнящий
    (20.09.2011 15:04) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  26. (20.09.2011 15:04) #
    0

    иван помнящий Ну это же касается не только РПЦ и ее верхушки, то же самое творится и в других религиях и ислам не исключение.

  27. (20.09.2011 15:06) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  28. Haydar
    (20.09.2011 15:25) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  29. (20.09.2011 15:27) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  30. иван для салима
    (20.09.2011 15:29) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  31. (20.09.2011 15:33) #
    0

    Я разве говорю про закат ислама, об этом и речи быть не может, подъем-100%. Ты не так меня понял, я говорю что проблемы есть у всех.

  32. Haydar
    (20.09.2011 15:40) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  33. (20.09.2011 15:43) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  34. Haydar
    (20.09.2011 15:48) #
    0

    практически на 100% уверен, что и Salim и Мурад - один и тот же человек, и врядли он муслим. Всего скорее - из избранных.

  35. Абу Рамадан
    (20.09.2011 16:23) #
    0

    Мураду:Брат,в умеренных дозах нельзя победить пьянство,это все равно что сказать в умеренных дозах проституция дозволена,нет у людей умеренных доз в грехе и разврате,это греховное действие нужно оставлять полностью,доктрина христианства этот грех только взращивает и культивирует,отсюда и пьянство русского народа,плюс отсутствие политической воли,так как у власти коты помойные и псы блудливые,которым нет дела до народа и его благополучии.

  36. (20.09.2011 16:53) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  37. Фархад
    (20.09.2011 18:29) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  38. Мурад
    (20.09.2011 18:50) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  39. Мурад
    (20.09.2011 19:18) #
    0

    Вопрос еще и в том, что это первая такая статья, до этого не освещалось тема православие на Кавказе, особенно с критической точки зрения. Посмотрим что дальше будет.

  40. (20.09.2011 19:36) #
    0

    Против создания новых епархий были и славянские общественные организации. Епархий больше, а качества меньше, нет оценки деятельности епископов. Вот здесь все сказано точно, прямо в яблочко.

  41. (20.09.2011 19:37) #
    0

    Интерсно Гереева снимут с работы после этой публикации. Все-таки осмелился затронуть запретное, само "СВЯЩЕНСТВО".

  42. (20.09.2011 20:00) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  43. (20.09.2011 20:04) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  44. (20.09.2011 20:05) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  45. Мурад
    (20.09.2011 20:08) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  46. ВИКТОР
    (20.09.2011 20:17) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  47. русский мусульманин
    (20.09.2011 20:25) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  48. Брат я чисто русский
    (20.09.2011 20:28) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  49. Слава
    (20.09.2011 20:32) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  50. Наташа
    (20.09.2011 20:35) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  51. Джамиль-Николай
    (20.09.2011 20:43) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  52. Сара
    (20.09.2011 20:46) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  53. Резида
    (20.09.2011 20:50) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  54. Виктор
    (20.09.2011 20:52) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  55. Аиша
    (20.09.2011 20:54) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  56. Джамиль-Николай.Северный Кипр.
    (20.09.2011 21:02) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  57. Виктор
    (20.09.2011 21:13) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  58. инопланетянин
    (20.09.2011 21:16) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  59. Сара
    (20.09.2011 21:19) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  60. инопланетянин
    (20.09.2011 21:20) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  61. Ахмад
    (20.09.2011 21:23) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  62. Джамиль-Николай
    (20.09.2011 21:25) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  63. инопланетянин
    (20.09.2011 21:26) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  64. Джамиль-Николай
    (20.09.2011 21:41) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  65. Лина
    (20.09.2011 21:44) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  66. Джамиль-Николай.Северный Кипр.
    (20.09.2011 21:51) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  67. ВИКТОР
    (20.09.2011 23:00) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  68. ВИКТОР
    (20.09.2011 23:05) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  69. ДЛЯ ВИКТОР-ИИ НЕВЕСТЫ
    (20.09.2011 23:06) #
    0

    МЕЧТА ВИКТО(РИИ)- ОБРУСЕВШИЕ ТАТАРЫ И БАШКИРЫ )) НУ ВИКА ТЫ ВСЕ ИЗДАЛЕКА ЗАХОДИШЬ .А ПРИ ЧЕМ ТУТ РПЦ ? ТЫ СЕБЕ ЖЕНИХА ИЩЕЩЬ ? ТЕБЕ С УСАМИ ИЛИ ОБРУСЕВШЕГО ? ИЛИ ОБРЕЗАННОГО ? ПИШИ ЗАЯВКУ :?

  70. ВИКТОР
    (20.09.2011 23:08) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  71. Haydar
    (20.09.2011 23:11) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  72. ВИКТОР
    (20.09.2011 23:14) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  73. ВИКТОР
    (20.09.2011 23:17) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  74. Haydar
    (20.09.2011 23:17) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  75. Haydar
    (20.09.2011 23:24) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  76. muslim
    (20.09.2011 23:27) #
    0

    Слушайте, идите уже спать... вам же в школу завтра.

  77. всем привет
    (20.09.2011 23:32) #
    0

    вот про патриарха ,мои любезные друзья ! но самое страшное не мы ,а русский народ который уже не только не любит его ,а ненавидит .гядим:http://www.compromat.ru/page_10804.htm

  78. ВИКТОР
    (20.09.2011 23:34) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  79. ДЛЯ ВИКТОРА ! ТЫ ССЫЛКУ ГЛЯНЬ !!!
    (20.09.2011 23:35) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  80. ВИКТОР
    (20.09.2011 23:39) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  81. ВИКТОР
    (20.09.2011 23:41) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  82. афоня
    (20.09.2011 23:45) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  83. ВИКТОР
    (20.09.2011 23:46) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  84. Иван (Вологда)
    (20.09.2011 23:50) #
    0

    НА сайте compromat.ru можно и на вашего муфтия Равиля Гайнудина и на этого погнавшего который руки целует нашим попам тоже много чего нарыть.

  85. а-с
    (20.09.2011 23:53) #
    0

    виктор при любых подсчетах и вымерениях ,мусульман 1.5 млрда ! видишь какая цифра ? а православных отсилы набежит пару миллионов и то если набежит ... не пудри себе мозг и другим . ! у нас виктор не мистика как у вас в церкви ,а статистика как у попорных Аллаху !)

  86. А-С
    (20.09.2011 23:55) #
    0

    НАСЧЕТ МУФТИЕВ ТАМ НИЧЕГО НЕТ ) НЕНАДО ВАМ ИВАН ДОИТЬ КОМАРА ! ЗАЩАЩАЯ ПРЕСТУПНИКОВ ВЫ СООБЩНИК ! И В ЗЕМНОЙ И НЕБЕСНОЙ ЖИЗНИ ВАМ СЧЕТ ПРЕДЬЯВЯТ ! КАЙТЕСЬ ИВАН ,КАЙТЕСЬ ! И СМИРЕННО ПРИНИМАЙТЕ ИСЛАМ И ПРИЗЫВАЙТЕ СВОИХ БЛИЗКИХ .

  87. мир вам
    (20.09.2011 23:56) #
    0

    если на Кавказе в рядах РПЦ есть таковые священники то их надо поддержать с58 а27 потом мы отправили по следам их наших посланников и отправили вслед Ису(Иисуса) сына Марьям и даровали ему Евангелие,и вложили в сердца тех которые последовали за ним кротость и милосердие а монашество они изобрели;Мы им его не предписывали если не для снискания благоволения Аллаhа и мы даровали тем из них которые уверовали их награду, а многие из них распутны.

  88. Иван (Вологда)
    (20.09.2011 23:57) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  89. Haydar
    (20.09.2011 23:58) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  90. ВИКТОР
    (21.09.2011 00:00) #
    0

    Проблемы есть согласен, а что Среди вас всяких извращенцев, гомиков и т.д. нет разве , еще надо посмотреть у кого их больше.

  91. А-С
    (21.09.2011 00:02) #
    0

    ИВАН ТЫ УЖЕ СОЗЛА ПИШЕШЬ ) !ДЕТСКИЙ ЛЕПЕТ ... ПРИХОДИ В МЕЧЕТЬ И УВИДИШЬ ВМЕСТЕ МОЛЯТСЯ СУННИТ И ШИИТ ,ДЖАМААТЫ ПОВСЕЙ СТРАНЕ СЛАВЯТ ТВОРЦА ! НАСЧЕТ ДОСТИЖЕНИЙ НЕГОРЯЧИСЬ ) ПОЧТАЙ ИСТОРИЮ ,СЛОВО АЛХИМЯ ЧЬЕ ? (КАК ПРИМЕР )...........КУШАЕМ МЫ ВСЕ ТАК НАС ГОСПОДЬ СОЗДАЛ НО ВОДКУ НЕ ЖРЕМ КАК НЕКОТОРЫЕ .НАСЧЕТ РАЯ ТЫ В КУРСЕ ,ЧТО ИСУС СКАЗАЛ ? МНОГО ТАМ БУДЕТ БОГАТЫХ ИЗ ВАШИХ ?)ТЕБЯ КТО ТО ОБИДЕЛ ДА ВАНЯ ?

  92. Иван (Вологда)
    (21.09.2011 00:03) #
    0

    Haydar - теперь у тебя братья появились, недавно ты писал что у кто-то тебе не брат, ЛИЦЕМЕРИЕ - тяжкий грех
    "И увидал я лжецов и лицемеров и ужаснулся увидев какими они могут быть" Лука 12

  93. Мурад
    (21.09.2011 00:05) #
    0

    УСПОКОЙТЕСЬ ЛЮДИ.
    Все равно все самые живые коментарии к утру удалят как всегда

  94. а-с
    (21.09.2011 00:07) #
    0

    Haydar не жалко им писать может захотят жить как люди ) может в рай захотят ) витя ты зачем опять о плохом ? кто виновать ,что у вас столько этих гомиков и извращенцев ? мы тут нипричем ) пиши на них заявления в полицию.

  95. Мурад
    (21.09.2011 00:08) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  96. Haydar
    (21.09.2011 00:09) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  97. Muhammad
    (21.09.2011 00:11) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  98. мир вам
    (21.09.2011 00:12) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  99. Haydar
    (21.09.2011 00:12) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  100. (21.09.2011 00:17) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  101. ВИКТОР
    (21.09.2011 00:20) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  102. (21.09.2011 00:21) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  103. Haydar
    (21.09.2011 00:22) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  104. мир вам
    (21.09.2011 00:24) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  105. ВИКТОР
    (21.09.2011 00:25) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  106. Иван (Вологда)
    (21.09.2011 00:28) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  107. Haydar
    (21.09.2011 00:29) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  108. мир вам
    (21.09.2011 00:39) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  109. мир вам
    (21.09.2011 00:48) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  110. ВИКТОР
    (21.09.2011 10:12) #
    0

    Православная Церковь сегодня утром объявила на внутреннем заседании об масштабном усилении позиций православия на Севрном Кавказе. И это уже не шутки.

  111. Haydar
    (21.09.2011 10:34) #
    0

    ВИКТОР (21.09.2011 10:12)
    Работаешь там? ) Кем?

  112. Муслим
    (21.09.2011 10:40) #
    0

    Усиливай, не усиливай - бесполезно. На Кавказе православие, как собаке пятая нога.

  113. ВИКТОР
    (21.09.2011 10:53) #
    0

    Haydar Я живу в Кизляре Дагестан и очень переживаю что здесь происходить, а высами где работаете, вы постоянно на ансаре в коммах сидите. Ррегиональные подразделения РПЦ оторваны от главной и это тоже проблема я же простой прихожанин служащий работаю на местной РЖД.

  114. ВИКТОР
    (21.09.2011 11:11) #
    0

    Муслим:Почему ты так считаешь, разве отсутствие РПЦ улучшит Кавказ, по-моему будет только хуже. Мы уже видели какое общество построили в Чечне.

  115. Haydar
    (21.09.2011 11:35) #
    0

    ВИКТОР
    живу в РФ, работаю в частной фирме. В последнее время очень много всего стало происходить в мире, хочу держать руку на пульсе. Я простой соблюдающий муслим.

  116. Волгарикъ
    (21.09.2011 11:35) #
    0

    Прочтя все комментарии к статье, я пришел к твердому убеждению, что у ислама в Дагестане в целом все хорошо, а вот у православия там все в целом плохо. В Дагестане и соседних республиках православные, протестантские и НРД-шные террористы уходят в "лес", совершают террористические акты, убивают представителей власти, имамов, директоров школ, ректоров вузов, туристов. От христианства вообще, и от православия, в частности, на Кавказе все зло. Проблему решит введение халифата, но сионисты подло пре

  117. ВИКТОР
    (21.09.2011 11:44) #
    0

    Волгарикъ это ты на основании коментариев пришел к такому выводу. Разве можно по комам судить и здесь больше ваших коментариев чем дагестанцев.

  118. Волгарикъ
    (21.09.2011 11:55) #
    0

    Муслим (21.09.2011 10:40)писал
    "Усиливай, не усиливай - бесполезно. На Кавказе православие, как собаке пятая нога".

    Конечно Вы правы, многоуважаемый эксперт! В таких кавказских городах как Славянск-на Кубани, Краснодар, Армавир, Ставрополь, Ипатово, Георгиевск, Новопавловск и многих других "православие, как собаке пятая нога". То же касается и зарубежного Кавказа, например, Грузии

  119. Некто
    (21.09.2011 12:41) #
    0

    Да, господа, не зря я видно пропустил основную "дисскусси-и-ию-ю"... [чешу затылок]. Вы, уважаемые, вот эти эмоции едите что ли? А в комментариях - то что изо рта падает?
    Вопрос поставленные между строк в статье: "почему Ислам не может (не хочет?) стать во главе антисепаратистских тенденций?". Православие всегда было государствообразующей силой. Ведь в Дагестане - огромное число населения исповедают Ислам. И, соответственно, власти многое "ставят" на развитие мусульманского движения в этом рег

  120. ....
    (21.09.2011 12:51) #
    0

    a zdes viimo dage neznayut kakie eto "kavkazskie goroda"))kakie vhodyat v Kavkaz..

  121. ВИКТОР
    (21.09.2011 13:59) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  122. ВИКТОР
    (21.09.2011 14:15) #
    0

    Возможно, что по ситуации описанной в данной статье будет специальное заявление главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина.

  123. АРИАНЕ
    (21.09.2011 15:40) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  124. Иван (Вологда)
    (21.09.2011 16:00) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  125. Мурад
    (21.09.2011 16:08) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  126. ариане
    (21.09.2011 16:21) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  127. Иван (Вологда)
    (21.09.2011 16:26) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  128. ВИКТОР
    (21.09.2011 16:29) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  129. иван боец
    (21.09.2011 17:01) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  130. ВИКТОР
    (21.09.2011 17:14) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  131. ВИКТОР
    (21.09.2011 17:17) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  132. ИВАН БОЕЦ
    (21.09.2011 17:31) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  133. Виктор
    (21.09.2011 17:48) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  134. ИВАН БОЕЦ
    (21.09.2011 17:56) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  135. ИВАН БОЕЦ
    (21.09.2011 17:59) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  136. Haydar
    (22.09.2011 09:37) #
    0

    ВИКТОР
    ты реально не видишь, что у вас в РПЦ на всех более-менее хороших должностях евреи находятся? И понимаешь куда они вас могут привести? Думаешь они за какой-либо народ кроме своего переживают?