Шамиль Султанов: «Один из главных подарков ислама человечеству – это модель справедливого общества»

«Ансар.ру» продолжает публикацию цикла интервью «По следам конференции». Сегодня мы предлагаем Вам познакомиться с интереснейшим человеком: руководителем Центра стратегических исследований "Россия - Исламский мир", политологом, депутатом 4-ого созыва Государственной Думы РФ Шамилем Султановым. Его выступление на прошедшей в ноябре конференции «Исламское просвещение в России: история и перспективы» было отмечено всеми участниками как одно из наиболее ярких и интересных. Мы решили узнать мнение ученого относительно основных проблем, которые поднимались на мероприятии. Разговор получился серьезным. Впрочем, и темы, затронутые в беседе, были злободневными.

- Шамиль Загитович, конференция завершилась. Что можно сказать об ее итогах? Что удалось, что, возможно, упустили? Остались ли еще проблемы, которые не успели осветить в ходе конференции?

- Мне лично конференция очень понравилась. Зачастую такого рода мероприятия у нас бывают показушного характера. А сегодня у меня появилось ощущение, что в зале было гораздо больше заинтересованных людей, которые чувствовали, знали, хотели чего-то добиться и у которых внутри что-то серьезно болело. Настоящая конференция – это, когда работа идет не только в зале. А когда основная работа идет вне его: встречи, продолжение дискуссий, выявление каких-то новых моментов, когда ты видишь, что в работе участвуют десятки, сотни людей. Когда ты договариваешься о контактах, когда всплывают какие-то нюансы… Так и было сегодня.

Чего не хватило? Наверное, более четкой ориентации на выработку практических вещей. В принципе, по западным технологиям каждая такая конференция должна заканчиваться проектом действий: что именно мы начнем делать завтра?

Что интересно, в теме конференции прозвучало слово просвещение. Раньше оно всегда имело узкий характер: это медресе, это какие-то курсы, проповеди. А сейчас впервые в России это слово использовалось в широком смысле - как форма развития сознания. Причем сознания уммы, исламского сознания. Это очень важно, на мой взгляд.

- Вы в своем выступлении обратили внимание на то, что сейчас у людей очень много непонимания: непонимания смысла жизни, значимости закята и так далее. Как же получилось, что столь серьезным, фактически глобальным вещам не было уделено внимание?

- Я сначала скажу о смысле жизни. Когда был Советский Союз, существовало четкое понимание всего. Мы знали, кто у нас враг, это империализм. Было светлое будущее. И люди объективно отходили от религии, потому что был смысл жизни. Люди не испытывали потребности в религии, потому что существовала система идеологического воспитания. Люди говорили, что наша задача заключается в том, чтобы построить рай на земле. Что человек человеку брат, товарищ. И эта мощная неведомая энергетика наполняла их. В ее рамках каждый находил себя.

Но потом внезапно возникла пустота. Вообще, проблема смысла жизни – это всегда проблема религии. Это ее главный объект. Когда вы приходите к алиму, мулле, вы говорите не общё, не абстрактно, а конкретно: «В чем смысле моей жизни? Зачем я родился?» Двух одинаковых людей вы не найдете, каждому Аллах дает свою цель. Ученые подсчитали, что в среднем за 75 лет, а это 25500 суток, человек проедает 5 тонн мяса. Неужели его жизнь заключается в том, чтобы съесть эти 5 тонн? Кто-то говорит, что смысл заключается в семье, детях… Да, конечно. Но дело в том, что ты умрешь, твои дети тоже умрут. Не в этом смысл. Люди не могут сформулировать его, и, может, поэтому начинают пьянствовать, заниматься наркотиками.

- Давайте вернемся к теме закята…

- В исламе, как вы знаете, есть пять столов, но я считаю, что на данном этапе для нас самое ключевое, самое важное – это закят. Это главный принцип исламского общества. Ислам много чего подарил человечеству. Но один из главных подарков – это модель справедливого общества. А сердцевина такого общества - система закята. Это не инструкция к действию, это определенная идеология, психология, миросозерцание, это система институтов. Во многих странах она работает. В России – нет, по разным причинам. Одна причина – это противодействие властей. Власти были против, потому что считали, что фонды, которые собирают закят, формируют фонды террористов. Была же несколько лет назад попытка представить ислам в качестве главного внутреннего врага. Перекрывали счета, следили… Слава Аллаху, сейчас от этого отошли, власть уже не вмешивается, но определенная настороженность на местах все еще остается.

Вторая причина – это специфический слой людей, которые думают, что закят должны платить только богатые. Это не так. Его все должны платить. И, прежде всего, не для других, а для себя. Не платят закят только люди нищие, странники, вдовы.

- Шамиль Загитович, Вы были депутатом Государственной Думы, поэтому проблемы насущные, волнующие общество, Вам тоже должны быть очень близки. Как Вы лично относитесь к введению со следующего года учебного курса по основам религиозных культур?

- Я в этом вопросе согласен с Мукаддас-хазратом (Бибарсовым, главой ДУМП – прим.авт.). Если бы я был инициатором подобной идеи, я бы просто ввел курс истории мировых религий. Или курс компаративного религиоведения. А Мукаддас на самом деле прав, потому что такой предмет, который вводится у нас сейчас, приведет к разделу. Что бы там ни было, на уроках православия будут говорить о превосходстве православия, на уроках иудейской культуры – о своих плюсах, и так далее. А потом дети будут между собой говорить, например, «эх, ты татарин, ты такой-сякой». И начнется раздрай. Школа всегда объединяла детей, а разделение по религиозному признаку может быть источником разногласий.

Второй момент – это проблема кадров. Когда я разговаривал с православными, я говорил – ребят, во-первых, у вас нет кадров. Второе – у вас нет концепции истории православия. Ведь православие всегда было связано с государством. И они всегда несло на себе грехи государства. Вот вы будете читать основы православия, и какой-нибудь умник (а сейчас умные все, в интернете читают) скажет – а почему вы в течение 300 лет поддерживали белое рабство - крепостное право? Почему Россия – последняя страна, которая отменила это рабство, почему до последнего момента церковь поддерживала его? Что вы скажете на это? У вас же нет общей точки зрения. Вы начнете говорить одну ахинею, другие – другую... И тогда разлад уже пойдет внутри РПЦ. И таких примеров масса.

Школа всегда выступала неким консолидатором. А если с 4-5 класса произойдет разделение – «ты православный, а ты мусульманин, ты иудей» и т.д., а в семьях начнется подзуживание, к чему это может привести при отсутствии целенаправленной идеологической работы? Но в нашей стране я мало чему удивляюсь. Все делается по принципу «хотели как лучше…».

- Думаю, через какое-то время мы увидим результат.

- Но, возможно, будет уже поздно.

- Первый год, насколько известно, этот курс будет проходить в школах в виде эксперимента, наверное, именно для того, чтобы предотвратить какие-либо ошибки.

- Слава Богу, если этот год будет последним экспериментальным. Как можно вводить этот курс, если нет общей концепции? Если РПЦ, как известно, 150 лет уничтожало ислам? Татар выгоняли из Казани, насильно крестили и т.д. Как это будет освещаться? Или это не будет освещаться? Или, например, те же русские уничтожали свое население. Ведь в истории ясно написано – русская православная инквизиция существовала дольше всего в Европе. В Испании, Португалии она уже завершилась, а здесь еще была. Уничтожали целые деревни вместе с детьми. Это же всплывет рано или поздно. И трещины во все общество пойдут.

- Шамиль Загитович, в начале конференции Вы видели сюжет о том, как халяльные праздники отмечают мусульмане Саратовской области. Но, тем не менее, проблема организации подобных мероприятий, торжеств до сих пор остра. Как ее решать, на Ваш взгляд?

- Это не проблема. Соберите человек пять умных людей, и они все сделают. Привлекайте разных людей, чтобы не одни муллы были, а еще и журналист, юрист, психолог, специалист по пиару, теолог, общественник. Пусть они составляют брошюру. Если есть сомнения в каких-то моментах, то можно привлечь наиболее крупных мусульманских ученых, и они совместно дадут фетву на то, что разрешено, что правильно. Если нужно, я могу взять эту брошюру, съездить к Кардави. Попрошу, чтобы он одобрил.

Беседовала Нурия (Светлана) Сергеева

Биография Шамиля Загитовича Султанова:

Родился 16 мая 1952 года.
В 1976г. окончил Московский государственный институт международных отношений (МГИМО). Кандидат исторических наук.
Член Партии исламского возрождения, член редколлегии ее газеты "Аль-Вахдат" ("Единение").
В 1991-1993гг. - член редколлегии и специальный корреспондент газеты "День".
С 1994г. - заместитель главного редактора оппозиционного еженедельника "Завтра", созданного на основе газеты "День".
До 1997г. вел рубрику "Табло" в газете "Завтра".
Печатался в программном органе "новых правых" - журнале "Элементы", а также в газете "Аль-Кодс" (главным редактором которой одно время был Камиль Султанов - брат Шамиля Султанова).
Член аналитической группы Внешнеполитической ассоциации А. Бессмертных.
Работает в Центре по исследованию межнациональных и межрегиональных экономических проблем (ЦММЭП) Юрия Скокова. В 1995г. вошел в Общенациональный совет Союза народов России.
Соавтор книги "Омар Хайям" (ЖЗЛ). Автор книги "Плотин" (ЖЗЛ).
Автор монографий "Глобальная безопасность и региональные конфликты", "Проблемы региональной безопасности".
Владеет английским и французским языками.

Женат. Имеет трех сыновей.



комментариев