Интервью Day.Az с директором Института политических исследований РФ, профессором МГИМО, депутатом Государственной Думы Сергеем Марковым.
- Насколько серьезно, по-вашему, обсуждали недавно между собой премьер Эрдоган и президент Обама вопрос ухода Армении из 7-ми оккупированных азербайджанских районов вокруг бывшего НКАО, взамен того, что Турция ратифицирует протоколы Анкара – Ереван и откроет границы?
- Это не предмет компромисса между Арменией и Турцией. Я думаю, что отношения между этими странами будут улучшены, и там есть тема другого обмена – Армения отказывается от претензий по поводу «геноцида 1915 года», а Турция отказывается от экономических ограничений в отношении этой страны.
И здесь, я думаю, ситуация ближе все-таки к разрешению, которое создаст принципиально новую обстановку в регионе. Обе стороны получат достаточно серьезные выгоды от этих шагов. Причем тот факт, что и в Армении, и в Турции есть такие силы, которые пытаются держать границы на замке, ярко свидетельствует о том, что есть, так сказать, причина для компромисса, а не победы одной из сторон.
В том, что касается 7-ми районов, которые не входили в состав НКАО во время Советского Союза, я думаю, что они становятся основой для будущего компромисса между Арменией и Азербайджаном. Когда армянские вооруженные силы вернут контроль Азербайджану над ними, в ответ получат какую-то форму признания автономии Нагорного Карабаха, а также какую-то форму признания контроля армянской стороны над Лачинским коридором. Потому что, конечно, контроль над Карабахом со стороны Армении без контроля над Лачинским коридором становится трудно реализуемым с практической точки зрения.
Что будет происходить в дальнейшем? Я думаю, турецкая сторона будет пытаться участвовать в компромиссе между Арменией и Азербайджаном. Нам в России кажется, что было бы правильнее, если бы Турция выступала со своими предложениями совместно с Россией, нежели совместно с США.
Поскольку Америка на сегодня является все-таки, к сожалению, главной дестабилизирующей силой в регионе Кавказа, и она не способна осуществлять полный контроль там, потому что еще не хочет пока вкладываться в это. Ведь если бы какая-то сила установила полный контроль над Кавказом, тогда туда пришел бы мир. Но американцы не способны установить там полный контроль, и не хотят тратить на это свои ресурсы. И в этих условиях есть угроза геополитического перетягивания.
Поэтому, я думаю, было бы наиболее оптимально, если б США и Евросоюз ушли из региона практически полностью, оставив за собой только какие-то экономические контакты и ценностную политику, доброжелательно относясь ко всем другим субъектам. А Россия и Турция, как основные лидеры мирного процесса, обеспечили бы вдвоем разрешение всех конфликтов на Кавказе. Вот на таком пути, мне кажется, было бы логично ожидать удачи.
- Кстати, насколько сейчас Москва реально заинтересована в полном урегулировании нагорно-карабахского конфликта? Или, по большому счету, ей это все равно?
- Россия была бы заинтересована в решении, урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Потому что, чем меньше конфликтов по периметру России, тем более спокойна ситуация вокруг нее.
Кроме того, Россия хотела бы обеспечить формирование некоего общего экономического пространства, в которое вошли бы, кроме нынешних Казахстана, Беларуси и Украины (в ближайшем будущем), и Азербайджан, и Армения, и Грузия, и Турция между прочим. Вот почему для нее важен мир между Арменией и Азербайджаном.
Однако Россия хотела бы, чтобы внешние игроки не решали вашу проблему за счет ее интересов. Это, во-первых. И, во-вторых, Россия хочет, чтобы этот процесс происходил очень спокойно и медленно. Потому что есть возможность не только разрешить конфликт, но и разморозить его и выйти на новую войну. И мы очень хорошо знаем, что второе получается легче, чем первое.
- Вы верите, что нынешний формат посредников в виде Минской группы ОБСЕ – единственный реально оптимальный для сторон? Способна ли группа привнести что-то новое в разговор между президентами Армении и Азербайджана?
- Во-первых, минский формат является более-менее работающим, позволяющим, как минимум, не начать войну. Мы говорим о том, что хорошо бы разрешить конфликт, но при этом не надо никогда забывать, что наличие прежде всего мира - хоть и не идеально, но лучше значительнее, чем война.
Во-вторых, дипломатических форматов можно придумать десятки разных, и поэтому говорить, что МГ ОБСЕ – единственно возможный, - это бессмысленная с точки зрения дипломатов фраза. Я полагаю, что самый оптимальный формат для решения вообще всех конфликтов на Южном Кавказе, это сами три ваши государства, плюс три околокавказские страны – Россия, Турция, Иран. И в этом формате наиболее легче решить вопросы. Но, к сожалению, влияние США на сегодня является дестабилизирующим. Обама не смог пока полностью отказаться от политики Буша-Чейни. Ему еще только предстоит это.