Саратов является особенной моделью, - Р.Курбанов

Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, известный журналист и политолог, директор Фонда поддержки гуманитарных инициатив "Альтаир" Руслан Курбанов выступил в саратовской Соборной мечети с интересной темой – он попытался рассмотреть опыт взаимоотношения саратовских мусульман с обществом.

Мусульманский потенциал

В самом начале своего выступления Руслан Курбанов особо отметил, что мусульманская община, являясь неотъемлемой частью российской нации, сегодня в недостаточной мере раскрывает свой потенциал на благо собственного народа в деле защиты своих прав, свобод и интересов.

Несмотря на 20-ти миллионное количество российских последователей Ислама, мусульмане не могут в полной мере показать окружающим те блага, которые Всевышний даровал верующим. «Уровень образования в мусульманской среде оставляет желать лучшего, степень ответственности перед своим народом находится на низком уровне. Мусульмане превращаются в некое пугало, которым СМИ пугают остальных россиян», - подчеркнул Курбанов.

В ходе лекции он напомнил собравшимся, что в арабском языке есть слово «истихрадж», которое означает «извлечение полезных ископаемых из недр земли». Этот же термин используется в фикхе для описания того, как можно извлечь из основ шариата и его глубин, т.е. из Корана и Сунны, уроки и правовые решения. «Мы, мусульмане России, сегодня нуждаемся в истихрадже – извлечении из недр общины потенциала, который мог бы приносить пользу всему обществу», - заявил политолог и добавил, что заложенные в мусульманской умме возможности могли бы эффективно противостоять социальным порокам и бороться за справедливость, мир между различными общинами и т.д.

По мнению Курбанова, ярчайшим примером того, как можно преодолеть текущие проблемы и консолидировать общество, является община пророка Мухаммада (мир ему), которую он построил в Медине после своего переселения из Мекки. В основе успешного сосуществования, обеспечения мира и безопасности лежал общественный договор между тремя сторонами – мухаджирами, ансарами и иудеями Медины.

«Мы, мусульмане России, можем взять на себя ответственность и выступить с инициативой заключения подобных общественных договоров на уровне города, района и села, когда представители мусульманских и других общин, представители приезжих и местных, кавказцев и русских смогут сесть за общий стол и сказать: «Это наш город, наша область, наша страна, мы не позволим нас стравить, развалить наш дом, и мы сделаем все, чтобы уберечь его от угроз и пороков», - заявил Руслан Курбанов.

По словам политолога, первостепенным в решении сложившихся проблем является понимание того, что за нас никто ничего делать не будет. Инициатива должна идти снизу. Курбанов привел несколько эффективных моделей и проектов, которые реально работают и приносят свои результаты. Особо была выделена деятельность Фонда «Содействие развития карачаево-балкарской молодежи «Эльбрусоид», который существует уже 10 лет и помогает приезжающей в столицу молодежи познакомиться с культурой и традициями своего народа, воспитать ее в духе патриотизма и занять полезными делами.

Еще одним эффективным инструментом социализации молодежи, по словам Курбанова, является институт мечети и медресе, где прихожане различных национальностей, особенно приезжие с Кавказа и бывших республик СНГ, проходят адаптацию и встраиваются в современное российское общество.

Российская Андалусия

Продолжая свое выступление, московский гость отметил, что уникальную роль в становлении мусульман не просто как верующей общины, но как части российского общества, неотъемлемого сегмента гражданского общества играет саратовская мусульманская община.

Политолог подчеркнул, что Саратов является особенной моделью, где в мире и добрососедстве проживают свыше 100 народностей. «Это образец стабильности и внимательного отношения властей к нуждам мусульман», - заявил Курбанов.

По его словам, этот город в Поволжье также уникален тем, здесь происходит соприкосновение различных культур, проходит так называемая пограничная территория между различными мирами – мусульманского и христианского, западного и восточного.

«Уникальные модели общественного устройства возникали именно в пограничных зонах. Ярким примером служит испанская Андалусия, давшая импульс европейскому Ренессансу. Мы должны помнить и гордиться этим», - сказал Курбанов. Он напомнил своим единоверцам, что в этом уголке мира была самая образованная мусульманская община, богатейшие библиотеки и прообразы современных университетов. Здесь же происходило знакомство различных народов друг с другом.

Саратов, по мнению Курбанова, также является неким фронтиром. «Город носит тюркское название, большинство населения русские, недалеко находится городище времен Золотой Орды, в регионе проживает более 100 народностей. Фронтир культур и миров», - подметил он.

Политолог считает, что сохранить баланс взаимоотношений между народами стало возможным благодаря взвешенной политике региональных властей, а также усилиям руководителей национальных и религиозных общин.

«Данный пример показывает, что в современной России, несмотря на утверждения различных провокаторов и радикалов, возможны мир и дружба народов. Этот опыт необходимо перенести не только в другие регионы, но и на федеральный уровень. Также следует транслировать его через СМИ и общественные организации», - сказал Курбанов.

В завершении своего выступления, Руслан Курбанов призвал мусульман любить свой родной край также как свою религию, бережно относиться к нему и не позволять провокаторам посеять раздор между жителями российской Андалусии.



7 комментариев


  1. (10.01.2013 11:47) #
    -2

    Вы будете удивлены тому как незаметно исчезнет проблема национализма, радикализма, расизма и прочего, после того как Россия избавиться от Сионистского лобби. Эта мера решит множество других проблем. Сталин между прочим начинал возрождение СССР именно с этого.

    • (11.01.2013 14:54) #
      0

      Это я к тому что:
      "Мусульмане превращаются в некое пугало, которым СМИ пугают остальных россиян», - подчеркнул Курбанов."

      • (11.01.2013 15:16) #
        2

        Да кому надо, тот "всосал". А вот с таким узерпиком у вас все посты должны с балансом "-5" публиковаться.

        • (11.01.2013 19:23) #
          0

          Раскрою вам секрет. Предназначение этого аватара заключается в том чтобы вызывать у комментаторов когнитивный диссонанс за которым следует катарсис. Фактически такой аватар способствует более объективному восприятию комментариев.

          • (11.01.2013 20:11) #
            0

            короче я понял что бы столкнуть лбами,я правильно понял тебя?

  2. (11.01.2013 13:06) #
    -4

    одни слова ,короче бла бла бла,
    и что политолог делает в мечети ,явно особо пользы для верующих нет от его высказываний )))))))))

    • (11.01.2013 15:20) #
      3

      Сиджжин? А то сёгун по-английски совсем по-другому пишется.

      "Слово «سِجِّین» Сиджжин — производное от слова «سِجن» сиджин, которое означает «тюрьма», «темница». Оно имеет ещё несколько значений: тюрьма строгого режима, жестокие существа ужасной долины в глубинах ада, место, где окажется Книга деяний грешников, адское пламя".

      Фига се вы себе ники выбираете...