Женщины, исповедующие ислам, должны не бояться и проявлять активность в общественной жизни Австрии. С такой целью Амина Карла Багажати создала общественную организацию «Инициатива мусульманок Австрии». Она много выступает, читает доклады, основной посыл в которых толерантность и признание прав мусульман в Австрии.
Сегодня Амина Карла Багажати руководит отделом по делам женщин в Исламской общине Австрии, рассказывает о своем пути к исламу, о семье и исламском воспитании, о мусульманах Австрии и о великих женщинах уммы. Об этом сообщает wordyou.ru.
- Амина, Вы пришли в ислам задолго до того, как в Европе стали модными дискуссии о месте и роли ислама в европейском обществе. Почему Вы решили принять ислам?
- Я люблю литературу и я немка из Германии, где в 30-е годы нацисты на площадях сжигали книги. Однажды я зашла в книжный магазин и вышла оттуда с Кораном. Именно Коран, хоть и в очень слабом немецком переводе, стал для меня книгой, которая перевернула мою жизнь.
- Вас потряс Коран как литературный текст?
- Это было что-то, подобного чему я раньше никогда не читала, что-то, что могло существовать только в единственном экземпляре. Меня потрясло все - и форма, и содержание Корана.
- А как отреагировали ваши родные на это? Ведь Ваши родители — верующие христиане, для которых церковные традиции до сих пор очень важны?
- Это было непросто, в том числе и потому, что я была слишком юной, чтобы суметь поставить себя на место моих родителей и понять, что они чувствуют. Сейчас я сама мать четверых детей и я знаю, каково бы мне пришлось.
- Сегодня ношение хиджаба не создает проблем австрийским мусульманкам на работе или в учебе?
- Конечно, определенные проблемы существуют, и, наверное, долго еще будут существовать. Но даже если все еще бывает случаи, когда той или иной женщине, к примеру, не удается устроиться на работу из-за головного убора, по крайней мере, это популярное раньше клише «Она носит платок, значит, она глупая, угнетенная, несамостоятельная» — оно уже больше не действует. Потому что в наше время уже слишком много молодых умных и успешных женщин-мусульманок, самоуверенных, одетых скромно, но со вкусом, которые носят платок и просто одним своим поведением, всем своим видом показывают: «Мы сильные, мы знаем, чего мы хотим, отдайте нам наше место в обществе». Я всегда считала важным право женщины на самоопределение, никто не должен принуждать ее к этому выбору. И мне всегда было важным сказать при этом, что только потому, что я сама ношу платок, это еще не значит, что другая мусульманка, та, которая его не носит, чем-то хуже меня. Я подчеркиваю это всегда и в нашей, внутриисламской среде: носим мы платки или нет, у нас много других проблем поважнее, давайте не позволять втягивать нас в это поверхностное отношение к самим себе. Ношение платков на работе или учебе — это право мусульманок, независимо от того, живут ли они в Австрии, в Германии или в России. И никто не может им этого запретить Пользуются они им или нет, это решает каждая женщина для себя сама. Чем меньше в обществе создается давление в таких вопросах, тем больше шансов, что мы сами, мусульмане, станем критичнее к самим себе относиться. Потому что не будет необходимости все время защищаться от внешних нападок на наш образ жизни. И тем более, все время оправдываться.
- Самые громкоголосые противники ислама в Европе обычно ссылаются на"угнетенное" положение женщины в исламе.
- За этим стоит банальное лицемерие и бесстыдство. Потому что как раз именно это политическое и идеологическое движение совершенно не уважает права женщин и не считает их важными. Если прислушаться к тому, какие представления о месте женщины в обществе и семье культивируются в этих кругах, то иначе, как древними, их не назовешь. Женщина в их понимании должна сидеть дома, с детьми, и выходить разве что для похода в церковь. И поэтому для меня это настолько очевидное лицемерие, когда именно в этом праворадикальном партийном спектре начинают делать вид, будто они арендовали права женщин. Никакой эмансипированной женской политики от них не исходит, но исходит посыл для собственных женщин, который заключается в том, чтобы указать на «бедных жертв- мусульманок», пытаясь на этом фоне выглядеть убедительнее.
- Насколько мне известно, как раз с наиболее эмансипированной частью европейских женщин, с феминистками, у австрийских мусульманок очень хорошие контакты?
- Да, мы время от времени проводим разные совместные акции с феминистками, демонстрации, например. Очень красивой и яркой получилась также наша совместная акция на Венском Кольце, когда женщины в одну из суббот разбили на Кольце палаточный лагерь, чтобы привлечь внимание к правам женщин не только в Австрии, не только в мусульманском мире, но и везде на нашей земле. И мы, мусульманки, были на этой акции очень сильно представлены. И я очень ценю то, что между мусульманками и феминистками в этой стране не существуют каких-то страхов соприкосновения. Потому что в соседних странах, в той же Германии или Италии, феминисткие организации часто подвержены этому клише про несчастных мусульманок, которых нужно освободить и спасти, и мы, мол, знаем, как это сделать. То есть они руководствуются все теми же колонистическими нотами. Наши же, австрийские феминистки, в этих вопросах намного проще. Они говорят, да, я бы не стала носить платок, но если ты его хочешь носить, то я тебя поддержу в твоем праве на его ношение. И у нас много точек соприкосновения, где наши мнения совпадают.
- Австрийские мусульманки. Кто они? Какие они?
- Они также мало поддаются под определенный стереотип, как мало поддаются под него любые другие женщины. Они разные, но объединяющим началом, конечно, является религия. Если женщины практикуют ислам, то на уровне сестринства они очень легко находят и узнают друг друга, опять же во всем своем разнообразии. И это то, что меня до сих пор снова и снова восхищает: когда ты встречаешь какую-нибудь женщину, с которой ты и не знакома вовсе, ты сразу чувствуешь, что у нее есть вера и свой жизненный путь, похожий на твой, и ты говоришь эту волшебную формулу «Ассаламу Алейкум» и сразу понимаешь, что вы на одной волне. Потом, конечно, может выясниться, что вы в очень многих вещах разные. Может быть, она выбирает партию, за которую ты не голосуешь или еще что-то. Или у нее может быть другие вкусы в одежде или в литературе. И это тоже абсолютно нормально. То есть, среди нас существует невероятное множество жизненных моделей.
- Амина, наверняка у Вас есть любимые или особенно близкие Вам женщины среди тех, кто определяли женское лицо уммы. Кого из известных мусульманок Вы считаете наиболее яркой представительницей уммы?
- В первую очередь, это, конечно, матери правоверных. Среди них были очень разные и очень выдающиеся личности. Выделить одну из них очень трудно, потому что именно своей различностью друг от друга они и олицетворяют для меня и различность жизненных ситуаций мусульманских женщин. Я скажу так: каждый, кто хочет нам что-то сказать о том, что место мусульманок дома, у печи с кастрюлями, пусть сначала посмотрит на матерей правоверных, на Хадижу, которая так поддерживала своего мужа, Пророка Мухаммада (мир ему), в самые трудные для него времена. Особенно немусульманам я охотно рассказываю о том, что она, во-первых, была намного старше него, что, во-вторых, это она сделала ему предложение, а не наоборот, и что, в третьих, она была его боссом, выражаясь по-современному.