Революция в Египте

"ЗАВТРА". В результате президентских выборов в Египте к власти пришёл Мохаммад Мурси. Шамиль Загитович, расскажите, пожалуйста, об этом деятеле, почему именно он стал представителем Движения "Братьев-мусульман" на президентских выборах?

Шамиль СУЛТАНОВ. В данной ситуации некорректно говорить о "приходе к власти". 30 июня Мурси принес присягу в качестве нового президента Египта, но все еще не ясно, насколько он контролирует реальную власть в стране. За последние два месяца генералитет в лице Высшего военного совета осуществлял своего рода "мирный государственный переворот", концентрируя в своих руках все большую и большую власть. Поэтому пока Мурси не пришёл к власти — он лишь формально был избран на пост главы государства. А сумеет ли он распорядиться им, чтобы сосредоточить в своих руках подлинное влияние — это мы увидим в ближайшие недели.

Но у событий в Египте есть и более глубокий подтекст. Там, как и на всём Ближнем Востоке, происходят глубокие революционные изменения. На Западе, правда, этот процесс называют не революцией, а "весной", "пробуждением" и так далее. Это связано с тем, что в западных стратегических центрах очень большое внимание уделяется исследованию самых различных аспектов революционных процессов: социологии, политологии, "правил игры", возможных сценариев развития, — то есть, все революционные процессы стремятся тщательно просчитывать. Так вот, если мы говорим о египетской революции, то ключевой вопрос любой революционной ситуации — вопрос о власти, который на т.н. демократических выборах не может быть разрешен. Де-факто Мурси придёт к власти только тогда, когда он сможет реально контролировать правительство, армию, спецслужбы, судебную систему, оказывать решающее воздействие на парламент. Пока ничего этого нет.

Что касается его политической судьбы. В определенной степени Мурси появился в качестве президентского кандидата случайно — как запасной вариант для "Братьев-мусульман". Первоначально "Братья" придерживались довольно странной концепции и призывали к отказу от президентской власти, переходу к парламентской форме правления как более приемлемой для Египта. На протяжении длительного времени внутри Бюро наставничества (так называется верховный руководящий орган "Братьев-мусульман" — своего рода политбюро) шли очень большие дискуссии по этому вопросу: нужно ли выдвигать своего кандидата или нет, как это делать и прочее. Наконец в декабре-январе 2011-2012 они пришли к выводу, что всё-таки необходимо это сделать, так как власть в Египте традиционно концентрируется в руках президента. Тогда они выдвинули своего главного кандидата — Хайрата аш-Шатыра. Это действительно харизматический лидер "Братьев", в общей сложности просидевший 12 лет в тюрьмах во времена Мубарака, прекрасный оратор, человек с замечательными организаторскими способностями, успешный бизнесмен с очень широкими международными связями. Но Аш-Шатыра не допустили до выборов, как и лидера салафитов Абу Исмаила или представителя прежнего режима Омара Сулеймана. Тогда и появился "запасной вариант" "Братьев" — Мохаммад Мурси, председатель Партии свободы и справедливости (политического крыла Движения) и член Бюро наставничества. Это очень уравновешенный, спокойный человек, который предан делу "Аль-Ихван Аль-Муслимин" (название "Братьев-мусульман по-арабски), прошёл длительный путь, прежде чем стать членом руководства организации. По роду деятельности он профессор, преподаватель Каирского университета, причём образование получил в США, однако придерживается при этом основной концепции руководства "Братьев-мусульман": главный противник для Египта и для всей арабской уммы (арабской нации) — именно Америка. Для "Братьев" победа Мурси — безусловный успех, так как в любом случае в египетском обществе пост президента, раиса, имеет некое магическое звучание, некий сакральный ореол носителя верховной власти.

Как я уже говорил, решающий момент после инаугурации Мурси. Я лично склонен полагать, что он будет сосредотачивать в своих руках влияние — постепенно, без эмоциональных нагнетаний и эксцессов. И с течением времени, медленно, власть перетечёт к "Братьям-мусульманам".

"ЗАВТРА". То есть, военные будут готовы отдать власть Мурси и "братьям"?

Ш.С. Во-первых, единого понятия "военные" как политической силы в сегодняшнем Египте не существует. Их руководство — Высший совет вооружённых сил (временный высший орган государственной власти после свержения Мубарака) — расколото по нескольким параметрам. Прежде всего возрастной критерий: есть "старшее поколение" генералов в возрасте от 70 до 80 лет, во главе с председателем ВСВС маршалом Тантауи. Существует и относительно более молодое поколение — до 65 лет, и между двумя этими поколениями существуют достаточно сложные противоречия. Есть и второй водораздел. "Светские" генералы, условно говоря, — египетские "кемалисты", считающие, что главным врагом государства являются исламские радикалы, фундаменталисты, выступают за сохранение светского характера власти, который был сформирован ещё при Насере. Другая часть высшего офицерского состава и даже генералитета, напротив, исламизирована, как и значительная доля египтян. Армия просто не может оставаться в стороне от процессов, которые затрагивают всю страну. Египетское общество, как и весь социум на Ближнем Востоке, сейчас проходит процесс реисламизации. Этот процесс проходит в разных формах, но затрагивает, в том числе и армию вместе со спецслужбами. Многие офицеры, в том числе и высшего звена, считают, что Египет — прежде всего мусульманская страна, она должна соответствовать определённым религиозным принципам. Любопытный факт: из всех армий Исламского мира египетская занимает второе место по числу хафизов — людей, которые наизусть знают Коран (речь, естественно, идёт об офицерах, а не о простых солдатах). Это очень симптоматичный момент. В общем, единство в рядах военного руководства отсутствует, и уже в связи с этим им сложно будет противопоставить что-то расширению влияния "Аль-Ихван Аль-Муслимин".

Во-вторых, военные, даже тот же Тантауи, сейчас не обладают достаточной волей для использования силы, чтобы упрочить свое политическое влияние. Пример Мубарака, пытавшегося подавить протесты с помощью оружия, перед глазами — и никто не хочет оказаться рядом с ним в тюрьме. Никто из военной элиты попросту не готов взять на себя ответственность для совершения решительных поступков с целью удержания власти. Это очень важный момент — в решающие моменты революций всегда огромное значение имеет фактор политической воли, субъективный фактор сильной личности. Если мы посмотрим на ВСВС, на египетский генералитет, мы не найдём там человека "длинной воли", — как говорил Чингисхан, — который мог бы взять на себя ответственность за решительные действия. Сейчас просто нет персоналии, похожей на Гамаля Абдель Насера или Анвара Садата. Уже Мубарак был некой формой деградации руководителя в плане политической воли, а уж нынешние лидеры военных — и подавно. Поэтому, я думаю, что, опираясь на исламизированную часть генералитета, "Братья" постепенно перехватят рычаги власти в свои руки. Тогда можно будет сказать, что революция в Египте вышла на новый уровень.

"ЗАВТРА". Если умеренные исламские фундаменталисты действительно сконцентрируют в своих руках власть, как, по-вашему, Шамиль Загитович, будет меняться Египет?

Шамиль СУЛТАНОВ. Египет никогда не был светской страной в западном понимании. Напротив, он традиционно являлся одним из лидеров, "исламским авангардом" среди арабских стран. В этой стране мусульманские корни значительно глубже, чем, скажем, в соседних Сирии или Алжире. Не случайно именно в Египте зародилось движение "Братьев-мусульман", которое сейчас стало международным и имеет своих представителей в парламентах 87 стран мира. С другой стороны, за последние 30-40 лет мы видим определённую поляризацию социальной структуры Египта. Примерно 30-35% населения (это в основном жители крупных городов) интегрированы в глобальный рынок. В связи с этим они, оставаясь мусульманами, знают западные "правила игры", знают, что очень важно подчёркивать светский характер Египта для успешного ведения бизнеса в Европе и США. В то же время 60-65% египтян принадлежат к числу обездоленных людей. Это и сельское население, и городская беднота. Уровень социального расслоения в стране колоссален, он гораздо больше, чем в России. Такие обездоленные как раз и поддерживают "Братьев-мусульман". Главным направлением их работы в Египте была даже не религиозно-идеологическая составляющая, а, как они это сами формулировали, "всесторонняя помощь всему египетскому народу", массовая социальная работа, организация социальной взаимопомощи и социальной солидарности. Это поддержка различных слоёв населения: не только абсолютно неимущих, но и, скажем, мелких бизнесменов, нуждавшихся в юридической защите в противостоянии с коррупционной системой мубараковского режима. Основная цель "Братьев-мусульман" — восстановление ключевой ценности исламской солидарности, исламских принципов справедливости и повседневной взаимопомощи.

В истории Ближнего Востока есть две страны, пережившие своего рода опыт революционной исламизации. Это — Турция, где процесс был сопряжён с активной и длительной политической борьбой президента Эрдогана и его партии против генералитета, старавшихся консервировать светский характер страны; и Иран, где проамериканские, светские силы практически сразу потерпели поражение в борьбе с исламской революцией. Мне кажется, что Египет пойдёт скорее по иранскому пути, хотя, конечно, полностью дублировать ни тот, ни другой вариант не будет.

Политического опыта у "Братьев", конечно, мало. Им придётся приобретать этот опыт с учётом тех вызовов, которые ставит перед ними революция. Сейчас перед руководством "Братьев" и Мурси, в частности, будет возникать большое количество важных вопросов: выработка чрезвычайной экономической программы, приспособленной к надвигающейся второй волне глобального кризиса, реализация социальных программ, способная улучшить хоть немного положение наиболее бедных слоев, проблемы налаживания отношений с США, Европой, Россией. Но революция — всегда прекрасный плацдарм для обучения… или проявления неспособности для такого обучения. Если ты неспособен учиться, то будешь выброшен вон с поля истории; если же способен — значит, ты в состоянии достичь успеха, набрать нужный ритм в этой гонке на выживание. Как конкретно будут развиваться события, предсказать невозможно. Чёткой стратегии, где прописаны все ходы по неделям, месяцам, у Мурси нет, да и в принципе быть не может.

"ЗАВТРА". Как, по-вашему, будет развиваться внешняя политика Египта в отношении ключевых политических игроков региона: монархий Персидского залива, шиитского Ирана, Израиля?

Ш.С. Безусловно, определённые изменения во внешней политике Египта произойдут. Есть обязательства Партии свободы и справедливости, возглавляемой Мурси, которые она дала своему электорату. В частности, избиратели наверняка потребуют от Мурси внесения определенных изменений в Кемп-Дэвидский мирный договор с Израилем, по которому Египет не имеет права держать войска на Синайском полуострове. Затем, безусловно, усилится взаимодействие между сектором Газа и Египтом, между ХАМАС и "Братьями-мусульманами". Также Египет наверняка будет сотрудничать со всеми умеренно исламистскими силами на Ближнем Востоке — а это политические игроки и в Турции, и в Иране, и в Пакистане, и в Катаре, и в Саудовской Аравии, и так далее. Катар, в частности, оказывал спонсорскую поддержку "Братьям-мусульманам" во время их политической борьбы — впрочем, не слишком значительную. Поэтому нельзя считать, что египетские "Братья" зависят от политики Дохи.

С другой стороны, говоря о внешней политике, нельзя упускать из виду тот факт, что среди руководства "Братьев" достаточно людей, связанных с финансовыми структурами всего исламского мира — так называемый Islamic banking, когда влиятельные представители уммы по всей планете оказывают друг другу финансовую поддержку. Это — серьёзная опора "Братьев" и я думаю, что они будут продолжать работать в этом направлении, развивать контакты с исламским миром. Но Ихваны (Братья) — прагматики по своей природе, но не поступающиеся при этом своими принципами. Поэтому, думаю, Египет будет развивать отношения со всеми, кто в этом заинтересован, в том числе и с Россией, которая стремится к продуктивному сотрудничеству. А все понимают, что речь идёт не просто о Египте во главе с президентом Мурси, речь идёт о Египте, где к власти приходят принципиально новые политические элиты. И Египет закономерно будет возвращаться к своей классической роли лидера арабского мира. Исламские силы во всех арабских странах внимательно прислушиваются к мнению египетских "Братьев-мусульман" и это, безусловно, приведёт к тому, что роль Египта в регионе будет усиливаться.

Что касается России, то для развития отношений с новым Египтом нам очень важно для начала исключить "Братьев-мусульман" из списка террористических организаций. У меня есть подозрения, что они были туда занесены именно по "рекомендации" лиц, связанных с режимом Мубарака, который всегда позиционировал "Братьев" как экстремистскую и опасную группировку, что далеко от правды.

В заключение хочу ещё раз подчеркнуть, что на политику Мурси — как внутреннюю, так и внешнюю, будут влиять значительные факторы положения дел в самом Египте — экономическая ситуация, ход идеологической борьбы между ихванами и салафитами, между "Братьями" и военными.



17 комментариев


  1. (13.07.2012 22:50) #
    1

    Глупо делить на ихванов и салафитов,все Ахлю Сунна и Джамаа,только методы,понимание достижения цели немного различается.

  2. (14.07.2012 14:21) #
    -1

    Ну да, всего делов-то - одни считают запретным демократический путь развития, на котором другие пришли к власти... "А в остальном, прекрасная маркиза"...

    • (14.07.2012 23:20) #
      0

      По-русски, пожалуйста.

    • (14.07.2012 23:44) #
      0

      Постараюсь разъяснить вам еще раз,мы с вами обсуждали насчет демократии и Ислама,и нет желания больше к этому возвращаться.Это абсолютно разные системы,ценности,поэтому или Ислам,или демократия.
      Далее,досконально не знаком полит.программой Ихванов и салафитов,имею поверхностное представление.Хасан Аль Банна(да смилостивится над ним Аллах)начинал с просвещения и это Исламский путь.На некотором этапе ихваны начали играть по правилам противников и как показала история это ничего не дало,кроме предательства и репрессий.И дальше их методы ничего не дали бы,если не одно но,восстание народа,а до этого активная социальная политика.Нужно четко понимать,что именно это событие привело их к власти,а не игры в демократию,что считаю их серьезной ошибкой,за которую они давно поплатились.
      Далее,они балотировались в парламент,можно балатироваться,находить поддержку у народа,мусульман, на данном этапе не для законотворчества,а наоборот,для блокировки этого самого законотворчества,противоречащего Исламу во многих аспектах.И это не демократический путь,как вы хотите преподнести,то что в Исламе тоже есть народ,думаю вам объяснять не надо))),но не народ диктует законы,а они подчиняются законам Всевышнего.Все интересное нас ждет впереди,когда освободят Сирию.Марионетки будут снесены со временем.
      В Коране во многих местах говорится,что те которые судят не по тому,что ниспослал Аллах неверные,нечестивцы и т.д.,но комментаторы говорят,они таковые в том случае,если имеют возможность установить Шариат и этого не делают или считают какую-либо систему равноценной Шариату или лучше.В общем брат,думаю вы мою мысль поняли.

      • (15.07.2012 12:48) #
        0

        Вы не правы - или вы умнее всех мусульман Египта, Туниса, Ливии, Ирана, Турции, Емена - и даже Сирии - в общем умнее чем 220 000 000 мусульман избравших путь демократического прихода к власти для мусульман в этих страна. Я думаю давно пора было...

      • (15.07.2012 12:58) #
        0

        Политическая партия (в данном случае Братя Мусульмане) - это представительство мусульман во власти такой государственной организации как Государство Египет - то есть представители Исламских сил во всех ветвях власти - Законодательной власти(выносить максимально на сколько это возможно шариат), исполнительной власти (исполнять все законы), Судебной власти (проводить судебные решения и дела по Шариату) и власти СМИ (говорить об это через телевидение, радио, интернет) - что тут сложного - это проще чем кричать что демократия и демократический Ислам(или Исламская демократия) это не по Нашински.

    • (15.07.2012 12:45) #
      0

      Вы правильно изложили мысли....

  3. (15.07.2012 10:35) #
    1

    Хочу добавить насчет отношений саляфитов и ихванов,важную роль в нынешнем положении сыграл шейх Мухаммад Хасан и другие алимы,которые ближе к салафизму,это была реальная оппозиция.И в свержении Мубарака активно участвовали саляфиты,поэтому несерьезно делить их.

    • (15.07.2012 12:50) #
      0

      Но Салаяфиты не голосовали за Мурси а голосовали за Шафика - Шафик был желаемый кандидат для Израиля... Вахабисты и Сионисты как всегда вместе и думают одинаково - заклятые друзья.

      • (15.07.2012 14:54) #
        0

        Тупишь и тупишь день за днем со своими страшилками о "ваххабитах". Поменяй хотя бы ник на "ДУМД РД" чтобы получше идентифицировать себя.

  4. (15.07.2012 13:53) #
    0

    Изначально салафиты в Египте поддерживали Абуль Футуха, причем такой большой (салафитский) ученый, с мировым именем, как Мухаммад Исмаил Мукаддим изначально призывал тех, кто к нему прислушивается голосовать за "братьев мусульман", после того как Абуль Футух выбыл из предвыборной гонки, все салафиты, во всех мечетях начали призывать голосовать за Мухаммада Мурси (лично был свидетелем этому) Так что заявление, что салафиты голосовали за Шафика чистая ложь, они наоборот день и ночь на хутбах, на лекциях, уроках призывали людей ни в коем случае не голосовать за Шафика, объясняя кто он и что он. Предполагаю, что вы "Дагестан" вообще не понимаете и не знаете что происходило и происходит в Египте. Хотя возможно вы сознательно из-за своей ненависти и злобы к мусульманам пишите весь этот бред воспаленного ума.

  5. (15.07.2012 13:58) #
    0

    Братья, а что означает +100500? Заранее джазакумулЛаху хайран!

    • (15.07.2012 14:53) #
      0

      Таким образом выказывает свои эмоции,типа на млн.процентов согласен.

  6. (15.07.2012 14:52) #
    0

    Ему брат, обещали квартиру в Грозном,вот и отрабатывает.
    А вот Станиславу кто что обещал до конца не ясно,скорее всего хочет подтянуть мусульман в чужую игру,на всякие марши,где противоборствующие стороны стоят друг друга.Вот только зачем ему это,как мусульманину,не понятно.