"Портал-Credo.Ru": Марианна Михайловна, Вы возглавляете группу разработчиков нового курса "Основы религиозных культур и светской этики"?
Марианна Шахнович: Я возглавляю группу разработчиков как координатор от Министерства образования, я не являюсь автором учебников.
- Эта группа занимается разработкой учебников по всем шести модулям?
- Да.
- Кто входит в ее состав, насколько она многочисленна?
- Она многочисленна, в нее входят люди, которых рекомендовал Межведомственный Совет, созданный при министерстве. В этот совет входят представители Российской академии образования, Академии наук, российских вузов, а также представители, номинированные туда через Межведомственный совет различных конфессий.
- Кто представляет там православную традицию?
- В настоящий момент в составе рабочей группы есть представители двух Православных Церквей: от Русской Православной Церкви - г-жа Шевченко и от Русской Православной Старообрядческой Церкви - г-н Муравьев.
- В какой стадии готовности находится православный модуль учебника?
- К сожалению, по этому поводу сейчас в обществе уже идет дискуссия. Все средства массовой информации заполнены сообщениями об учебнике Андрея Кураева. В понедельник у нас было заседание межведомственной рабочей группы, на котором присутствовал владыка Меркурий, и ничего по этому поводу официально сказано не было.
- Что Вы можете сказать по поводу учебника, который разрабатывается членами Вашей рабочей группы?
- В настоящее время в связи со всем этим потоком информации работа застопорилась.
- А какая-то работа была уже проведена?
- Да.
- И учебник в какой-то степени был готов?
- Он не просто был готов: была отработана структура совместная. Г-жа Шевченко принимала очень активное участие в заседаниях нашей рабочей группы.
- А что происходит с методическими пособиями по другим пяти модулям? Там работа продвигается?
- Да, там работа идет.
- Когда Вы предполагаете ее завершить?
- Сроки достаточно жесткие: 1 апреля дети должны получить учебники.
- Были ли попытки Вашей рабочей группы как-то взаимодействовать с редсоветом Московского патриархата?
- Вы знаете, рабочая группа не уполномочена заниматься такими делами. Этим занимается, насколько я понимаю, Министерство образования. Министерство образования работает не с редсоветом, а с отделом катехизации.
- Вы считаете, что вероятность того, что будет внедрен учебник Кураева, весьма высока?
- Думаю да. Но для того, чтобы это произошло, нужны соответствующие решения, которые должны быть приняты отделом катехизации и Межведомственным координационным советом. Потому что всех участников этой рабочей группы утверждал Межведомственный координационный совет.
- Вы входите в состав этого совета?
- Нет, я в совет не вхожу.
- Вам известна расстановка сил в этом совете?
- Ну какая там может быть расстановка сил? Там представители от самых разных структур. Я думаю, что там вопрос о расстановке сил не идет. Там люди сотрудничают все вместе. Что Вы подразумеваете под расстановкой сил?
- Меня, прежде всего интересует процент вероятности принятия учебника протодиакона Андрея Кураева. Может ли на заседании совета возникнуть какая-то серьезная оппозиция этому учебнику?
- Этого я Вам сказать не могу. Я могу только сказать одно, что на последнем заседании совета была утверждена единая структура учебных пособий, которая вырабатывалась в течение долгого времени работы, и это принципиальная позиция Межведомственного совета и министерства, так как учебники светские. Они должны быть скоординированы между собой. И там должен обязательно присутствовать – прежде всего – культурологический подход. Не должно быть вероучительного компонента никакого. Если такой учебник будет представлен, то полагаю, что он будет отредактирован - с учетом той структуры, тех пожеланий, тех рекомендаций, которые выработали члены рабочей группы по рекомендациии Министерства, в этом состоит поручение президента.
- Насколько, по-Вашему, все-таки велика опасность того, что произойдет подмена культурологического характера предмета религиозно-конфессиональным, проповедническим?
- Она очень высока. Учитывая ту ситуацию, которая сейчас сложилась, эта опасность очень высока, и этим все объясняется.
- А чем Вы объясняете такую необыкновенную спешку с введением этого предета? Почему нужно начинать его преподавание прямо в середине учебного года?
- Это я объяснить не могу, это решение принималось не нами. Есть, я полагаю, необходимость в этом.
- Как, по-Вашему, может быть через год-два-три признан неудачным этот эксперимент, который сейчас начинается?
- Безусловно, поэтому он и называется эксперимент. Конечно, может быть признан неудачным. Другое дело, что надо постараться, чтобы такого не прозошло, потому что сама ситуация с мировоззренческими вещами достаточно острая и сложная. Это дети. Поэтому даже выполняя эту экспериментальную работу, нужно быть очень аккуратным и осторожным.
- Благодарю Вас.
Беседовал Александр Солдатов