Праздник с тревогой в сердцах

В Исламе только 2 праздника. Хоть отмечаются они по несколько дней, все равно это не много, если сравнивать с теми же новогодними или майскими праздниками. Однако даже их у нас не получается отпраздновать правильно, весело и с пользой. Наши иды пока являются идами только по названию. Ни формой, ни содержанием, ни духовным пониманием мы похвастаться не можем.
Начнем с того, что для большинства мусульман ид – это повод сходить в мечеть (если быть совсем точными, то постоять рядом с ней) 2 раза в год. Для них это не праздник, как таковой, во всей его полноте и глубине, а некая дата, в которую стоит вспомнить о вечном, о религии, о Боге.


Вообще-то об этом мусульманин должен помнить всегда, но так выходит, что люди, далекие от веры, неожиданно осознают свою принадлежность к Исламу в канун праздника. Порой им об этом напоминают СМИ или родные. Тогда они могут решить сходить в мечеть или еще как-то проявить свою идентичность – аналогично приуроченным к Пасхе походам на кладбище в «народном православии».


Строго говоря, молитва в ид – второстепенный, сопутствующий элемент. Обычный полуденный намаз куда важнее праздничного. Главное в ид – отмечать его, улыбаться, по-хорошему веселиться и дарить радость окружающим. Праздновать – это обязанность.


А у нас часто мусульманские праздники напоминают поминки. Возникает ощущение, что люди, выполняющие пятикратную молитву, посещающие праздничные намазы, разучились расслабляться и отдыхать. Так много напряжения от них исходит!


Праздники имеют глубокое символическое значение в человеческой психологии. Не зря им в Сунне Пророка (мир ему) уделяется столь важное значение. Праздники также обязательны для нас, как и будничный повседневный труд! В них есть особая мудрость Аллаха.


Это некие вехи на пути, центральные узловые точки внутри времени, которые, как красные флажки, остаются в нашей жизни, наполняя ее энергетикой, радостью, богатыми ассоциациями и воспоминаниями.


Самому пройти путем Ибрагима (мир ему)


Ид аль-адха — это праздник приближения к Аллаху, праздник жертвенности ради Всевышнего, праздник полной самоотдачи, самоотверженности на пути Всевышнего. Праздник полного предания себя в руки Единого Бога. Именно так надо передавать его смысл на русский язык. Основное значение слова «курбан» – не жертвоприношение, а приближение.


В этом посыл праздника. Он напоминает о духовном подвиге и примере Ибрагима ( мир ему), который был готов пожертвовать самым любимым и дорогим – собственным сыном ради Аллаха. Господь, по Своей милости, заменил ему человеческую жертву на животное. Но искренняя готовность пророка (мир ему), стремившегося своей жертвой приблизиться к Аллаху, была очевидна Господу.


Закалывая овцу или корову, мы повторяем путь нашего отца Ибрагима (мир ему), следуем его сунне. Жертвой мы как бы символизируем свою готовность пожертвовать всем самым дорогим ради Аллаха, ради приближения к Нему, подтверждаем свое стремление предать себя без остатка в руки Всевышнего. Наш курбан, наша жертва – это символ нашего служения, нашей преданности, нашей устремленности к Господу миров. Именно в этом сакральный смысл ида.


А иначе принесение животного в жертву в ид ничем не отличается от обычного закалывания скота для употребления в пищу халяльного мяса. В конце концов, смысл праздника ведь не в том, чтобы получить несколько килограмм свежего добротного мяса для вкусного ужина в кругу семьи.


Смысл праздника не просто в жертвоприношении


Наверное, лишь тогда, когда мы сами реально проникнемся смыслом этого праздника, мы сможем и до других донести его посыл, а его мэсседж дойдет до адресата только тогда, когда праздник получит реальное практическое и действительно глубокое наполнение. И тогда, наверное, по окончании праздника нас не будет тяготить смутное сожаление и неудовлетворенность от того, что ид опять прошел как-то не так, как-то незаметно.
Сегодня же для немусульман, как и для многих так называемых «этнических мусульман», Курбан-байрам – это нечто непонятное и даже настораживающее. В центре внимания оказывается принесение в жертву рогатого скота. Людям, смотрящим со стороны, кажется, что в этом действии и заключается весь смысл праздника.


Галдящая неуправляемая толпа плохо говорящих по-русски, неряшливо одетых людей непонятно в каких условиях режут бедное животное. Под брызги крови раздаются странные вопли. И все это называется религиозным праздником!


Вот такое восприятие мы порождаем и своим поведением, и своим неумением должным образом организовать жертвоприношение и показать истинный смысл Курбан-байрама, а вместе с ним и красоту Ислама. Поэтому нужно глубокое и четкое объяснение, по-хорошему качественный пиаровский социальный посыл для того, чтобы ид воспринимался таким, каким он является на самом деле.


Хороший пиар нужен и мусульманским праздникам


Российским мусульманам жизненно необходимо сформулировать свою оригинальную культуру проведения праздников. Это одна из важнейших задач.
Как отмечать свой праздник? Мне вспоминается… иудейская Ханука в Москве. Несколько лет назад она почти совпала с Курбан-байрамом. По всей столице я с некоторым удивлением встречал красочные афишы и рекламу различных мероприятий, посвященных этому дню. К ней было приурочено, в числе других мероприятий, и награждение еврейской общиной выдающихся деятелей из числа иудеев.
Кульминацией праздника стали торжества на Манежной площади Москвы, прямо рядом с Кремлем.


Иными словами, была проведена нормальная пиаровская работа по оформлению, организации и популяризации праздника в глазах всего российского общества. Почему бы нам не воспользоваться этим опытом в проведении ида?


Речь не идет о заимствовании опыта сугубо у иудеев. Технологии организации массовых праздников хорошо известны, их механизмы расписаны и отработаны. Это давно уже стало целой профессией. И было бы совершенно неправильно их игнорировать и не заимствовать, тем более, если они прекрасно работают.


Естественно, эти технологии потребуется адаптировать к нашим условиям, что вполне реально, если внимательно ознакомиться с Сунной и опытом проведения праздников во времена Пророка (мир ему).
Нашим праздникам следует по определению быть яркими, запоминающимися, красивыми. Эффектными в конце концов. Акции по случаю ида должны достигать своей цели. А сегодня она не только в том, чтобы оставить след духовной радости в душе верующего, но и в формировании позитивного образа Ислама у окружающего нас общества.


В этой связи очень кстати, что сюжет Ид аль-адха – общий для всех авраамических религий. Чем не повод для сближения народов России и подлинного, а не театрального, межрелигиозного диалога?


Вспомнить об общих корнях


Ид аль-адха – это напоминание о нашей близости и общности. Мусульман, христиан, иудеев. Джон Керней из «New York Times» так и пишет: «Для средств массовой информации это событие – хорошая возможность разъяснить людям, что «Бог» в христианском понимании и «Аллах» – два слова, имеющие одно и то же значение. Я имею в виду следующее: монотеист Ибрахим является общим пророком для всех трех религий – иудаизма, христианства и ислама. Это свидетельствует о том, что у них один и тот же Бог. Однако многие иудеи и христиане, хотя и знают историю, не до конца осознают данный факт».
Конечно же, между религиями существуют некоторые различия, которые никто не вправе обходить молчанием. Вместе с тем, нет необходимости искусственно усугублять существующие разногласия, в особенности, если это приводит к неправильному взгляду на общие авраамические корни трех крупнейших мировых религий. А праздник – хороший повод, чтобы вспомнить о них.



14 комментариев


  1. (25.10.2012 18:39) #
    2

    Мы сами мусульмане должны показывать пример, постараться тем людям которые мало знают о истории пророков (мир им) рассказать о них через проведение открытых праздников!

  2. (25.10.2012 20:17) #
    1

    По правде говоря не понравилась статья(простите, что в рифму) сложилось такое впечатление, что российские мусульмане, какие-то не такие мусульмане, фраза "Галдящая неуправляемая толпа плохо говорящих по-русски, неряшливо одетых людей непонятно в каких условиях режут бедное животное. Под брызги крови раздаются странные вопли. И все это называется религиозным праздником! Вот такое восприятие мы порождаем и своим поведением" Вообще по моему не к месту. Какая разница, что там думают представители других религий? ведь что бы не делали мусульмане, иудеи и христиане никогда не смирятся с тем, что мы верим в Аллаха,"И никогда не будут довольны тобой иудеи и христиане, пока ты не последуешь их религии.." (Аль-Бакара 120). Да и "свидетельство о том, что у них один и тот же Бог" мне не совсем понятно. Ибн Хазм в Аль-Фисаль пишет: «Изначальная версия Торы была одинаковой у всех раввинов, в ней не было различий. И так было вплоть до второго пленения, после которого в начале Торы появились слова: «Всевышний сказал: «Мы сотворили людей по образу своему и подобию»». Если бы было сказано просто: «по образу», – то в этом не было бы ничего опасного и смысл был бы правильный. Ведь это лишь указывает на то, что Аллах сотворил этот образ, как, например, мы говорим: «Это деяние Аллаха», – то есть под «образом Аллаха» имеется в виду образ, который сотворил Аллах. Но после добавления слов «по подобию» уже не получается так истолковать, поскольку в этих словах содержится явное указание на то, что Адам подобен Аллаху, а невозможность этого очевидна для разума, и Аллах чист от того, чтобы у Него был похожий или подобный».

  3. (25.10.2012 20:58) #
    4

    Статья отличная.
    В точку: "Российским мусульманам жизненно необходимо сформулировать свою оригинальную культуру проведения праздников".
    Думаю, не только праздников. Вся мусульманская культура на взгляд европейца чересчур оригинальна.
    Праздник - хороший информационный повод, чтобы показать истоки и красоту "оригинальности" мусульман.
    Иначе будет как в кино: "Как же тебя понять, коли ты ничего не говоришь".
    А недовольные будут всегда.

  4. (25.10.2012 21:44) #
    1

    "Ибрахим является общим пророком для всех трех религий – иудаизма, христианства и ислама. Это свидетельствует о том, что у них один и тот же Бог". Это высказывание служит для укрепления диалога трёх религий на том основании, что с этими тремя небесными религиями пришли пророки: Мухаммад, Иса, Муса /мир им/, они родственны одному отцу – Ибрахиму /мир ему/ и поэтому последователям этих религий следует жить вместе в мире, потому что они происходят от одного рода родственно и религиозно. Это с одной стороны. А с другой стороны, это высказывание поддерживает то, что называется мирным процессом и установление нормальных отношений с евреями. И это для проведения в жизнь одну часть из западно-еврейского заговора против Ислама и мусульман путём захвата Палестины, мечети «Акса», вонзить отравленный кинжал в грудь исламской уммы и оправдать участие евреев, христиан и мусульман в религиозной опеке над Иерусалимом, который заключает в себе их святыни, принимая их всех во внимание как покорных, относящихся к одной религии, к религии Ибрахима, отца Пророков. Это высказывание ошибочно и чтобы его опровергнуть необходимо привести след. доказательство. Аллах Всевышний послал Мухаммада /мир ему и благословение от Аллаха/ печатью пророков и посланников, для всех людей, потребовав от них оставления своих религий, были ли они небесными или другими, и призвал их принять Ислам религией, и тот кто ответил этому призыву, тот стал мусульманином, а кто не ответил, тот стал неверующим. Сказал Всевышний Аллах: «И скажи тем, кому даровано писание, и простецам: Предались ли вы? И если они предались, то пошли по прямому пути; а если они отвернулись, то на тебе - только передача, а Аллах видит Своих рабов». (3:20)

  5. (25.10.2012 21:58) #
    1

    Нужен ли нашему празднику по современноиу технологично организованный пиар? В добавок еще торжества на больших площадях с большим количеством участников? Мне кажется, этот праздник уместней отмечать в кругу хоть и широком, но все-таки кругу близких и знакомых друг другу людей. Хотя я совершенно не против плакатных и иных со знанием меры и со вкусом оформленных средств демонстрации приближения торжественной даты. Я помню праздники в доме своих родителей. Это открытый в течение всего праздника дом, постоянно накрытый стол с различными угощениями и хождение в гости друг другу родственников, соседей, знакомых. Чтение исламской литературы, задушевные беседы, дети с любопытством слушающие беседы взрослых.Я стараюсь продолжать традиции, но все не так, хотя и возможностей вроде поболее. В условиях небольших городов можно арендовать закрытые площади для сбора людей, устраивать молебни, а потом организовать угощение или чаепитие. Мы достаточно успешно проводили такие мероприятия на протяжении многих лет в подмосковной Балашихе.

    • (25.10.2012 22:25) #
      3

      Площади тоже нужны. Необходимы.
      При этом очень эффективно - цикл репортажей, например, на "Ансаре", о "задушевных беседах" и "детях с любопытством слушающих беседы взрослых", о "продолжении традиций" Вашего рода.
      Было бы очень интересно.
      Надо, чтобы люди понимали, что в торжествах на площадях, в коллективных молитвах -те же участники, что и за столом в кругу семьи, друзей, соседей.
      Благодаря таким вещам мы можем быть ближе и понятнее людям. Тогда никакая пропаганда не сможет им вбить в голову "образ врага".
      В этом, в том числе, духовный смысл праздников, о чем говорит автор статьи.

  6. (26.10.2012 00:01) #
    3

    Ассаламу алейкум всем мусульманам ! Поздравляю всех мусульман с Курбан-Байрам — Праздник жертвоприношения!
    Статья не очень...:( Автор мягко так пишет: "Основное значение слова «курбан» – не жертвоприношение, а приближение." Так ведь без жертвоприношения нет приближения! Жертвоприношение означает приближение к Аллаху.
    Дорогой брат мусульманин! Возможно,завтра ты принесешь жертву. Однако вместе с этим, не забудь принести в жертву свой "нафс" (пагубные страсти, греховные намерения и помыслы), который постоянно призывает тебя совершать гадкое. Ведь это именно то, что мешает тебе быть ближе ко Всевышнему Аллаху. Не забудь! Жертвоприношение означает - приближение к Аллаху. Помни! Мясо и кровь жертвы не дойдут до Всевышнего. Дойдет лишь твое намерение. Аллах (Свят Он и Велик) сказал: "Несомненно, до Аллаха не дойдут мясо и кровь жертвенных животных. Однако дойдет богобоязненность ваша". Я в прошлом году принес в жертву пагубную привычку...курение. Хвала Аллаху! В этом году есть намерение "бросить телевизор", ИНШАЛЛАХ! Буду делать до1а Аллаху! Сделайте за меня до1а братья Аллаху, чтобы я не смотрел телевизор, а больше делал 1ибадат Аллаху. Муса меня зовут!

  7. (26.10.2012 00:38) #
    -1

    "Технологии организации массовых праздников хорошо известны, их механизмы расписаны и отработаны. Это давно уже стало целой профессией. И было бы совершенно неправильно их игнорировать и не заимствовать, тем более, если они прекрасно работают."
    Все этим занимаются-пиаром, ркламой, массовыми мероприятиями. На мой взгяд,в массовых мероприятиях мало искренности.
    Мы можем научиться делать наш Ийд как Хануку или как новый год.
    Но мы разные, смыслы праздникоа разные.Мы все хотим показать себя. А есть кого показывать?
    Прежде чем кому-то другому показать, покажите мне, своим. А то я уже 40 лет ищу человека, с которого можно брать пример.
    Так-то все правильно: санитария, порядок, внешняя привлекательность-это тоже часть правильного образа жизни.
    Но это точно не главное. Главное не как показать себя, извиняюсь за банальность, а какие мы и как нам изменится. Никакой пиар,СМИ, конституция и юриспруденция нам в этом не помогут.
    Или меняемся(причем быстро) или..
    Кто знает специалистов по изменению состояния людей? Ау-у-у! Где вы?

    • (26.10.2012 00:47) #
      1

      Брат, есть специалисты, которые всю свою жизнь напоминают и призывают к тому, чтобы люди менялись. Этих людей, наш любимый пророк Мухаммад, мир ему и благословение, назвал наследниками пророков. Аллах в Коране говорит, что пока мы сами не изменим самих себя, ОН не поменяет нашего положения.

  8. (26.10.2012 01:05) #
    0

    Поздравляю всех братьев и сестер с Праздником Дня Пожертвования. Кулли амн антум бихайр! Да пребудет благо с вами из года в год!

    Если следовать лингвистике, то слово "ид" имеет смысл "возвращения, повторения, возрождения", это как ствол дерева, который дает опору и направление ежегодно повторяющемуся циклу жизни листвы. И ежегодно в Ид-аль-фитр и Ид-аль-адху мы возвращаемся к направляющим нас на пути к Аллаху вехам, освежаем память об истоке и его Творце, и благодарим Его за то, как прекрасно Он создал и устроил все вокруг, и нас, и наделил всем необходимым и повел по пути.

    И, конечно, главное для нас в эти дни - исполнить свой долг перед Аллахом, не взирая на мнение остальных. Мы, говорил Пророк(САС), неграмотная нация, не умеющая писать. Но также он говорил, что Аллах любит прекрасное. И кто может, кому Аллах дал соответствующие способности, тот, конечно, пусть позаботится о надлежащем оформлении и о привлекательности для окружающих.

    Господи, даруй нам в этой жизни благо, и в последней благо, и отврати наказание огня!

  9. (26.10.2012 01:13) #
    0

    Ирина, возможно вы и правы. Но не девальвируется ли при этом сакральный смысл праздника? Я пробую представить себе как это могло бы быть организовано, и как не то, чтобы понравилось, а хотя бы не раздражало не мусульманскую часть населения и при этом все было в рамках шариата. Как? Когда простой хиджаб - уже раздражитель. Потом , мы ведь все в общем социуме, среди нас много таких,каких окружающие видят с положительной стороны, знают, что они муслимы. Но общее восприятие ислама люди строят не по ним.Как дело касается религии, критерии оценки подпадают под принципы "Свой -Чужой". К сожалению, образ "чужого" в вопросах религии -образ стойкий. Мне кажется. нам надо ставить цель добиваться в сфере межрелигиозных отношении действии принципов полного невмешательства. Выстраивать, если так можно выразиться, терпимый симбиоз.

  10. (27.10.2012 12:57) #
    3

    Здесь еще один момент есть. Деятельность многих исламских организаций связана с благотворительностью. Несколько лет назад в Киргизии одна организация решила провести курс по управлению проектами для исламских организаций. Привлеченные тренера были ошарашены масштабами благотворительности. Они были удивлены почему организации не сообщают об этом СМИ. Выяснилось, что многочисленные исламские фонды бояться самопиара, что это может быть "показухой".

  11. (27.10.2012 15:18) #
    0

    Благие деяния, поступки, намерения на Пути Аллах Всевышнего - есть основной содержательный смысл всей нашей религии. Говорить, информировать об этом в максимально возможном объеме - есть насущная необходимость для всех членов Уммы. К этому призывают, как я понимаю, все Ансаровцы (Ринат Абдулла, Курбанов, irina.prime,...). Я в Исламе, к сожалению, человек малообразованный. Вероятно, есть какие-то постулаты, призывающие к скромности, не выпячиванию своих благих деяний. Но сегодня, в условия тотальной информационной атаки на нас,замалчивать по скромности о своих благих деяниях - серьезная ошибка.

  12. (01.11.2012 19:39) #
    1

    ДЕТЯМ НУЖЕН ПРАЗДНИК!