Зачастую приходится видеть, как люди, направляясь в мечеть, останавливаются возле попрошаек и оставляют им деньги. Что заставляет мусульман давать деньги попрошайкам, в то время, как в исламе это запрещено?
Ислам побуждает заботиться о своих ближних и нуждающихся, будь то посредством прямого обеспечения тех, кого содержать мы обязаны (членов своей семьи и родственников), или с помощью закята, собираемого от состоятельных и перераспределяемого в пользу нуждающихся, либо путем добровольных пожертвований сверх закята. Причем, закят является третьим столпом ислама, что говорит о его высокой роли: вера, не подкрепленная пожертвованиями, отчислениями из имеющегося имущества, не может быть полной. Система сбора и распределения закята выстроена в исламе так, чтобы установить баланс между богатыми и бедными, сократить разрыв между ними и главное – решить проблему таким образом, чтобы человек благодаря закяту мог преодолеть свою бедность. Это достигается как посредством медицинской помощи, так и с помощью программ обустройства жилья, оплаты обучения, оказания помощи в трудоустройстве и т.д. При этом любой человек, имеющий физические и умственные возможности, обязан быть занят производительным трудом. В хадисе, переданном со слов аль-Микдама (да будет доволен им Аллах), говорится, что Посланник Аллаха (да пребудет над ним Божье благословение) сказал: «Никто и никогда не ел ничего лучше той еды (на которую он заработал) трудом своих рук…»1.2
Ислам побуждает любого стремиться к тому, чтобы стать состоятельным, ведь Всевышний наделил человека для этого массой возможностей.3 О том, что положение состоятельного лучше, чем положение бедняка, говорит и следующий хадис:
Передают со слов Хакима бин Хизама (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да пребудет над ним Божье благословение) сказал: «Высшая рука лучше руки низшей. Начинай с тех, кого ты (обязан) содержать, а лучшей милостыней является та, которая подаётся от достатка. Тому, кто сам стремится к отказу от (просьб), Аллах даст возможность (ни о чём не просить других), а обходящегося (дарованным ему Аллахом,) Аллах избавит (от необходимости во всём прочем)».4 В то же время Всевышний указывает на то, к кому нужно обращаться за помощью с любыми просьбами. В любой ситуации, какой бы сложной она ни была, Создатель призывает обращаться к Нему и только к Нему: «Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам…»5. Таким образом, мусульманин протягивает руки только к своему Господу – его Создателю, Всезнающему и Всемогущему, способному обеспечить всех и каждого пропитанием, уделом, и другими благами, которых у Него неисчислимое количество. Мусульманин, нуждающийся в чем-то, будь то материальная нужна или духовная, протягивает руки в дуа (мольбе) к Всевышнему Аллаху.
Очевидно, что само явление попрошайничества по многим параметрам в корне противоречит религии ислам и тому, к чему она побуждает.
- Верующий человек обязан зарабатывать себе на жизнь производительным трудом
- Верующий человек, не имеющий возможности зарабатывать по причине физического недомогания либо оказавшийся в сложном положении, которое невозможно решить имеющимися ресурсами, может обратиться в фонд «Закят» либо в мусульманскую общину, где ему предоставят необходимую помощь (см., например, отчеты Фонда «Закят» ДУМЕР: http://www.fondzakat.ru/index.php/otchety).
- Верующий человек никогда лишний раз не станет обращаться к другим (незнакомым людям) с просьбами, особенно если это касается просьбы о деньгах. Передают со слов Абу Хурейры, который рассказал, как Посланник Аллаха (да пребудет над ним Божье благословение) наставлял: «Кто будет испрашивать милостыню у людей настойчиво, - поистине, он выпрашивает горящие угли, так пусть же он уменьшит свои запросы, либо увеличит»6.
В то же время, главной сложностью в искоренении данного обстоятельства является то, что прохожие подают таким «просящим». Кто-то подает из жалости, кто-то наивно считает, что тем самым он выполняет религиозный долг, кто-то просто желает избавиться от лишней мелочи в карманах.
Когда мы даем деньги попрошайкам, мы тем самым не только способствуем ухудшению их положения (ведь они таким образом никогда не получат повода и стимула начать работать, зарабатывать, вести нормальный образ жизни), но и обогащению их «баронов», которые зарабатывают на таких безвольных людях. Тому, что более 90% всех попрошаек входят в четкую хорошо организованную систему по зарабатыванию денег за счет вызывания чувства жалости у окружающих, – имеется достаточное количество бесспорных доказательств. При этом, в ход пускаются всевозможные способы вызвать это самое чувство сострадания – это и костыли, и инвалидные коляски, и фотографии якобы больного ребенка и справки из больницы с поддельными печатями. Если же сфера обитания попрошаек – мечеть, то непременно в обиход идут аяты из Корана (как правило, плохо заученные и с ошибками цитируемые) либо воззвания на понятном большинству прихожан языке.
Помимо всего этого, и наверное, в наши дни это наиболее важно – мы, давая им деньги, поощряем их деятельность и лишь усиливаем их присутствие около мечетей, а все это ударяет по имиджу мечетей, мусульман и в целом ислама.
Благодаря такой картине мечеть в глазах людей, мало знакомых с исламом, часто ассоциируется с большим количеством неопрятных, необразованных, плохо говорящих по-русски попрошаек. В то же время, такому явлению в исламе нет места в принципе, и все варианты подобных картин, будь то таджикские цыгане у мечети в Выползовом переулке Москвы, либо сербские женщины в богатом арабском квартале Edgware Road в Лондоне – все это исходит не от мусульман, а от тех, кто хочет на мусульманах заработать, а уж до имиджа мечетей им дела никакого нет. В одной из мусульманских стран Персидского Залива в отношении попрошаек на улицах городов даже была издана специальная директива, в которой попрошайничество рассматривалось как оскорбление для верующих и для мечети как места для поклонения.
Прежде чем отдавать деньги таким просящим,задумайтесь – о тех, кому действительно может быть нужна ваша помощь (и наилучшим поступком будет скрытая помощь тем, кто действительно в этом нуждается), и не забывайте, что подавая попрошайкам, вы не только не выполняете религиозное предписание, но и способствуете распространению греховного. Более того, именно этим своим поступком вы сводите на нет усилия многих людей и религиозных организаций по искоренению данного пагубного явления.
Вполне возможно, что есть и те 5-10%, которые действительно протягивают руку ввиду вынужденной ситуации, которые, переборов внутреннее состояние души, пришли в многолюдное место и отчаянно обращаются за помощью. Их действия, безусловно, в таком случае будут свидетельствовать, прежде всего, об их незнании своей религии (если они являются мусульманами). Лучшее, что можем мы сделать для них в такой ситуации – это направить их туда, где им смогут помочь – например, в Фонд «Закят», который, слава Аллаху, есть сегодня уже не в одном регионе страны.
Польза от обращения именно в Фонд «Закят» заключается еще и в том, что сотрудники Фонда работают по принципу документального подтверждения сложной ситуации просящего (если обстоятельства поддаются документальному подтверждению). Причем, обязательно осуществляется контрольный звонок в инстанцию, выдавшую тот или иной документ. Еще одним средством предотвращения направления средств закята на корыстные цели является минимизация вручения денег на руки. То есть сотрудники Фонда приобретают нужный человеку продукт или услугу. Часто оказывается так, что в ответ на приглашение сотрудников Фонда «Закят» прийти со всеми документами, чтобы оказать им помощь, многие «просящие» просто пропадают.
Таким образом, ислам как всеобъемлющая система ценностей, как руководство человечеству, дал совершенно четкие и стройные ориентиры и в отношении предупреждения такого вредного и неприятного явления, как попрошайничество. От нас, мусульман, зависит, сумеем ли мы правильно следовать данному руководству.
__________________________________
1 Аль-Бухари. Сахих аль-Бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]: Рияд: Бейт аль-Афкяр ад-давлия, 1998, Китабуль буйю’.С. 391, Хадис № 2082.
2 О важности самообеспечения посредством трудовой деятельности говорят и многие другие известные хадисы, например:
- Передают со слов Абу Абдуллаха аз-Зубайра бин аль-'Аввама (да будет доволен им Аллах) что посланник Аллаха (да пребудет над ним Божье благословение) сказал: Поистине, любому из вас взять свои верёвки, а потом отправиться в горы, принести на спине вязанку дров и продать ее, благодаря чему Аллах убережёт от нужды, будет лучше, чем обращаться с просьбами к людям, которые могут дать ему что-то, но могут и отказать! (Аль-Бухари, хадис № 1470).
- Передается от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах): «Как-то один из бедняков, придя к Пророку (да пребудет над ним Божье благословение), стал просить помощи. Пророк Аллаха спросил его: «Нет ли у тебя дома чего-нибудь?». Человек ответил: «Есть покрывало, половину которого мы стелим под себя, а другой половиной укрываемся, и кувшин, из которого пьем воду. Пророк велел ему: «Иди и принеси их мне». Тот пошел и принес. Пророк обратился к сахабам: «Кто из вас купит эти вещи?» Один из присутствующих сказал: «Я их куплю за один дирхам». Пророк ответил: «Кто может дать больше?» Другой мусульманин сказал: «Я дам за эти вещи два дирхама». Пророк отдал вещи второму и обратился к нищему: «На один из этих дирхамов купи домой еды, а на другой купи на рынке топор и принеси мне сюда». Когда тот все исполнил, Пророк лично насадил на топор ручку и сказал этому человеку: «Теперь иди в лес, наруби дров и продавай их на рынке. И чтобы я тебя не видел здесь в течение пятнадцати дней!». Прошло пятнадцать дней, и тот человек явился снова и сообщил, что он заработал за эти дни 15 дирхамов, часть которых потратил на покупку еды, а на другую часть купил одежду. Пророк сказал ему на это: «Просить милостыню допустимо только в трех случаях: тем, кому нечего пить, есть и одеть, тем, кто не может выбраться из долгов, и тем, у кого есть «кровный долг, или больной человек, который не может излечиться и мучается». (Аль-Бейхаки, хадис № 12 229).
3 К ним, в частности, относятся физическая сила и ловкость, разум и знания, земельные, природные и иные ресурсы, животные, имущественный надел, достающийся по наследству, в результате дарения или в качестве оплаты труда и др.
4 Аль-Бухари. Сахих аль-Бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]: Рияд: Бейт аль-Афкяр ад-давлия, 1998, С. 278.
5 Коран, 40:60.
6 Муслим. Сахих Муслим [Свод хадисов имама Муслима]: Рияд: Бейт аль-Афкяр ад-давлия, 1998, Китабу Закят. С. 400, Хадис № 1041.