В газете «Ассалам» (№ 9, май 2011г.) была опубликована статья Азиза Мичигишева «От «ЧК» к «НВ». Заметка хотя и посвящена ряду материалов журналистов «НВ», опубликованных в нашей газете и других печатных и сетевых СМИ, тем не менее хорошо иллюстрирует позицию «Ассалама» по отношению к религиозной политике в республике, порядку и характеру освещения исламской тематики в Дагестане. Только по этой причине мы решили отреагировать на данную статью, имея в виду на самом деле более широкий круг проблем и вопросов.
С тех пор, как я начал свою работу в «НВ», первый, к кому я пришел за интервью, был глубокоуважаемый муфтий Ахмад-хаджи Абдуллаев. И это интервью было опубликовано после редактуры ДУМД, которое взяло на себя труд корректировать своего руководителя. Понятно, что материал потерял былую живость.
Как эксперт по межконфессиональным вопросам, пишу о многом, в том числе о том, о чем должны писать вы по долгу своей работы, но не пишите в силу каких-то внутренних причин. То, что вы пытаетесь отнести меня, а заодно и газету, к определенным религиозным группам, я еще могу понять. Хотя совершенно не ясно, к кому именно, ведь я пишу и о православии, и о протестантизме, буддизме, иудаизме, суннизме, ваххабизме, суфизме, шиизме...
Вы обвиняете нас (безо всяких на то аргументов!) в травле «официального» духовенства. По-вашему, выходит, что есть еще и «неофициальное духовенство». Наша газета, к примеру, о тех же шейхах писала куда больше и исключительно с положительной стороны. Причем говорила обо всех 23-х действующих шейхах Дагестана, не забыв никого, писала об алимах, имамах, религиозных деятелях других конфессий. На правах руководителя направления идеологии утверждаю, что никогда «НВ» не позволяло себе высказываний против шейхов, напротив, относилось и относится к ним с особым уважением и гордостью.
А что за это время сделали вы, уважаемые коллеги из «Ассалама»? Вы даже не заметили, как «Ассалам» превратился в «Баракаллагьу фикх».
Скажите, кто виноват в том, что тиражи «Ассалама» неуклонно падают? Это не вина экспертов и коллег из других изданий, а, в первую очередь, «заслуга» самого коллектива газеты, который не может удержать своего читателя, не в состоянии предложить ему что-либо интересное и актуальное, заслуживающее внимания: теологического, аналитического – одни «хабары». Можно смело сказать: «Ассалам» превратился в газету «хабаров».
Многие наши материалы отражены именно с точки зрения правовых аспектов, без эмоций и поддержки какой-либо стороны – так, как это есть в реальности. И такие материалы получают широкое обсуждение и перепечатываются многими СМИ по всей стране, объективно свидетельствуя об их значимости и неподдельном интересе к ним.
Теперь что касается конкретно материала по медресе. Это не мой материал. Автор репортажа Хатима Нисредова, которая неоднократно обращалась к вам, мой малопишущий брат Азиз, и другим вышестоящим лицам, но, увы, каждый раз получала только отказ. Вы, Азиз, кормили нас отговорками: не могу дозвониться до ректора, он в отъезде, он не хочет встречаться с журналистами. Раз вы подняли эту тему, то и многоуважаемый муфтий Ахмад-хаджи Магомедович может убедиться в том, как вы реагируете на обращения СМИ и граждан.
Муфтий, прежде всего, – политическая должность, и он принадлежит не к определенной группе тарикатов, а всем нам. В том числе и ваххабитам. Исходя из этого, я всегда, где бы ни находился и какой бы пост ни занимал, постоянно сотрудничал с Ахмад-хаджи и всегда относился к нему с огромным уважением. Многие годы освещаю деятельность ДУМД: покажите хоть одну критическую статью или даже тезис, или аргумент против муфтия или ДУМД. Напротив, мы в постоянном контакте с руководством Духовного управления, берем по важным вопросам комментарии специалистов ДУМД, в частности, на постоянной связи с пресс-секретарем Магомедрасулом-хаджи Омаровым и отделом просвещения организации.
А теперь посмотрите на эту же ситуацию по репортажу из медресе с другой стороны. Стоило нам всего один раз позвонить в Исламский университет на Малыгина (организацию, которая не находится под протекторатом Духовного управления), как сразу же нам ответили взаимностью. Они, кстати, сказали, что ислам и знания о нем должны быть открытыми для всех. А то некоторые наши братья и сестры считают, что ислам для избранных. Вы же сами отталкиваете от себя людей, а потом еще и возмущаетесь.
И вообще, сложилась парадоксальная ситуация, когда полоса одной только газеты в состоянии заменить все информационную пропаганду СМИ ДУМД (несколько ТВ, радио, газеты, журналы, сайты) и принести гораздо больше пользы. Вы только посмотрите, что вы сделали с газетами! Их же никто даже бесплатно не берет!
А что произошло с вашими сайтами: у вас самый низкий показатель посещаемости в России. Нескромно будет сказано, но ссылок, например, на мой персональный сайт в десятки раз больше, чем на все ваши СМИ вместе взятые. И я говорю об этом не затем, чтобы кого-то обидеть, а потому, чтобы вы, уважаемые коллеги, задумались: может, пора набирать людей по конкурсу, а не по принадлежности...
Имея такой колоссальный ресурс, успехов ни на идеологическом, ни на информационном поле не видно, и вряд ли увидим при таком подходе к работе.
Информационная машина ДУМД оказалась в полном коллапсе. Простые люди, не зная тонкостей механизмов, винят в этом Ахмад-хаджи, хотя за этот фронт отвечает целая армия людей, не способных честно донести информацию до конечного потребителя, которые старательно обходят проблемные, сложные, острые и неудобные темы. Если исследовать этот вопрос, то получится, что за все время существования дагестанских религиозных СМИ не найдется ни одного серьезного материала, отражающего всю полноту религиозной ситуации республики, картину ее объективной жизни.
Мои малопишущие братья и сестры, не забывайте, что сказано в Священном Коране: «Если решили вести разговор с людьми Писания, то ведите его наилучшим образом».
Ассаламу алейкум ва рахматуЛлах.