Очень важно, чтобы мусульмане обсуждали проблему отцовства в контексте крайне плачевного состояния, в котором в настоящее время пребывают мусульманские семьи.
Нам необходимо переоценить слова и онтологические допущения, которые мы используем в речи, говоря о роли отца, ведь зачастую проблема связана не с каким-то кризисом, а с тем, как мы ведем себя в такой ситуации.
Мусульмане по своему естеству считают мать центром процесса воспитания детей, неосознанно игнорируя роль отцов. Исламская традиция, действительно, подчеркивает роль матери. К примеру, на вопрос о том, кого мусульманин должен любить больше всего, Пророк Мухаммад (мир и благословения ему) ответил:
«Свою мать, свою мать, свою мать и [только потом] своего отца» (Аль-Бухари, Муслим).
Также в хадисах говорится, что рай находится под ногами наших матерей. На этом фоне мы склонны воспринимать отца не совсем как человека, который должен и способен играть центральную роль в своей семье.
Когда мы разбираем различные проблемы с точки зрения Ислама, мы подразделяем все на «права» и «обязанности». Мы говорим о правах мужчины, о правах женщины, об обязанностях мужчины, обязанностях женщины. Такая ментальность опасна, потому что она сводит все до черного и белого, хорошего и плохого. Такой подход на самом деле доминирует более обширно, чем мы привыкли считать. Поэтому для решения семейных проблем мы должны задействовать знания из всех гуманитарных наук.
Еще одна проблема состоит в том, что наш подход основан на идеализме. Мы говорим об идеализированном прошлом и идеализированных семьях, которые не имеют ничего общего с реальностью. Мусульмане должны осознать, что мы хоть и являемся мусульманам, но живем в западных обществах и поэтому сталкиваемся с теми же самыми проблемами, как и тамошние семьи.
Существует несколько причин, по которым мы сталкиваемся с этим кризисом семьи.
Иммиграция – очень тяжелый процесс, поскольку она подразумевает «вырывание корней» из знакомой культурной среды и пересадку самих себя в иностранную почву. Многие иммигранты опасаются, что если смогут адаптироваться в новой культуре, то потеряют свою собственную. Но эти опасения редко затягиваются, поскольку давление со стороны сверстников и постоянная «бомбардировка» местной культурой влияют на детей. Мы должны находить более здравые и комфортные способы эффективного взаимодействия с доминирующей культурой.
Многие отцы-мусульмане – безработные. Неспособность исполнять традиционную задачу добытчика и защитника семьи сильнейшим образом разрушает уверенность отца в своих силах. Это проблема не только мусульман. На самом деле, многие проблемы европейских мусульманских семей не имеют ничего общего с Исламом, поэтому непонятно, почему мы боимся искать решения своих проблем за пределами нашей религии?
Нам необходимо проявить в отношении исламских ценностей некую креативность, чтобы найти подходящие решения. Отец – это не просто индивидуум. Он может играть важную роль, намного шире, чем просто роль поставщика финансов.
Пророк Мухаммад (мир и благословения ему) сам был образцовым отцом. Когда к нему приходила дочь, он в знак уважения к ней вставал, так же как зачастую поступают люди, живущие в других традиционных обществах. Мы позабыли об этих примерах из жизни Пророка. Мы заменяем эти ценности какой-то одержимостью в навязывании прав и обязанностей. Это разрушает дух семьи как таковой.
Но что означает в исламской традиции отцовский авторитет? Сводится ли он только к ответам «да» или «нет» на действия ваших детей?
Многие отцы упускают возможность просвещать своих детей и сопровождать их в повседневной жизни. Вечно отсутствующие отцы проводят долгие часы на рабочем месте или на добровольной общественной работе ценой времени, проводимого с семьей. Мусульмане все время твердят, что Ислам заботится о нравственности семейной жизни, но сами мусульмане в действительности едва ли придерживаются этих ценностей, мы просто потеряли чувство того, что значит быть хорошим мусульманином и хорошим отцом.
У многих отцов отношения с детьми складываются не лучшим образом. Это связано с недостатком общения, нежности и любви. Чувство постоянного дискомфорта в окружающей социальной среде может усилить отчужденность отца по отношению к семье, ведь он пытается бороться со своей неуверенностью. Нам необходима динамичная социальная политика, которая поможет с этим бороться. Например, в островном государстве Маврикий существует государственная программа, в рамках которой отцы регулярно посещают семинары и мастер-классы со специалистами.
Мусульманским семьям необходимо делиться опытом с теми, кто сталкивается с аналогичными проблемами. Нам нужно быть открытыми и учиться из разнообразных источников, в т.ч. и из немусульманских. Мы должны позаимствовать самое лучшее из мейнстримовой психологии и социальных наук и внедрить эти знания в практические решения для реальных мусульманских семей. Нет никакой нужды интегрироваться в общество ценой своего наследия, но можно интегрировать наиболее позитивные вещи, которым мы можем научиться от окружающих нас обществ.
Нам нужно прекратить тыкать пальцем в конкретные мечети или семьи. Не надо искать виноватых – надо искать решения. Нам нужны социальные работники, налаживающие отношения между семьями и мечетями, люди, которые глубоко укоренились в Исламе и в то же время поддерживают активную связь с реальной жизнью.
Перевела Зарина Саидова специально для Ансар.Ru