«Не судите…». Или слово в защиту Эрдогана

Новостные сайты и соцсети взорвались от эмоций по поводу заявления Эрдогана, в котором он выражает сожаление относительно сбитого самолёта.

Обе стороны – и сторонники Эрдогана, и его противники, однозначно расценивают это событие, как унижение мощного политика, как поражение политики, которую в течении более чем 30 лет выстраивала ПСР.

Разочарование, резкое падение доверия к Эрдогану, на которого многие возлагали надежды, как на единственного лидера, способного на самостоятельную политику, независимую, насколько это возможно, от Запада, – неизбежный результат этих событий.

Полагаю, надо отбросить эмоции и постараться понять осмыслить факторы, повлиявшие на принятие руководством Турции подобного решения. Понять, даже если скулы сводит от боли, досады и негодования.

Думается, главными факторами стали давление военных, «курдский» фактор и роль США, как противника усиления Турции, в котором они видят своего главного конкурента на Ближнем Востоке.

Эрдоган, равно как любой представитель власти, никогда не был свободен от диктата военно-промышленной элиты, сформировавшейся в Турции ещё в 60-е – 70-е годы.

Военные перевороты не раз сотрясали Турцию. Военные много лет держали в своих руках контроль не только над политической жизнью, но промышленностью и даже сферой образования.

Перевороты, имевшие место в Турции в 1971 и 1980 –х годах имели ярко выраженную экономическую составляющую, основанную на финансовых интересах военной элиты.

Сегодня военным в Турции принадлежат крупнейшие предприятия сталелитейной промышленности, например, завод «Erdemir», военный концерн OYAK владеет многими заводами и фабриками, в частности, ему принадлежит завод «Renault» в г. Бурса.

В законодательстве Турции несколько лет назад произошли определённые изменения, формально ограничивающие роль военных и делающие невозможным их законное вмешательство во власть. Изменена ст. 35 Устава Турецкой армии, откуда изъята формулировка, что основной целью вооруженных сил является «сохранение и защита Турецкой Республики». Претерпел изменения Протокол национальной безопасности – Emasya. В 2013 г. был подписан новый протокол, который предусматривает вмешательство военных лишь по письменной просьбе губернатора, и лишь в исключительных случаях – по устной.

Но на самом деле военные, понимая, что нормальная интеграция страны, над которой маячит призрак военной диктатуры, в существующие международные экономические структуры, попросту невозможна, предпочли «уйти в тень», сохранив своё фактическое влияние через экономические механизмы.

Роль «курдского фактора» тяжело переоценить. Несмотря на то, что военные, неся потери, успешно зачищают юг Турции от террористов, угроза террора и военного противостояния на территории Турецкой республики остаётся высокой.

Это обусловлено как поддержкой курдской оппозиции Россией, так и поддержкой курдских боевиков, выступающих за создание Курдистана. Речь о турецких и сирийские курдах.

Эрдоган назвал предательством поддержку Америкой сирийских курдов, оборудующих военные базы в непосредственной близости от границы с Турцией.

Постоянная агрессия и незатухающий конфликт с курдами – источник серьёзных экономических и политических проблем Турции, а также претензий со стороны Евросоюза.

Нельзя также недооценивать роль США в давлении на Турцию, как на партнёра по блоку НАТО.

Так, под давлением Америки, Турция была вынуждена отказаться от закупок в рамках ракетно-космической программы Т-LORAMIDS по созданию национальной системы ПВО и ПРО дальнего действия, ракетных комплексов у китайской компании «Precision Machinery Export-Import Corp» (CPMIEC), поскольку закупка у данного производителя обеспечивала возможность создания самостоятельной системы ПВО/ПРО.

Фактически Турция осталась один на один с экономическими проблемами и военными конфликтами, в которые она оказалась втянута в силу своего географического положения.

Перед её правительством стоит непростая задача – не дать рухнуть турецкой экономике. Падение экономических показателей на фоне многолетнего роста, чревато падением власти исламской партии, делающей определённые успехи на пути «мягкой исламизации».

Все попытки резких перемен, например, реформы Неджметтина Эрбакана, позволившие носить хиджаб, его предложения 1997 г. по внедрению норм шариата в действующее законодательство, потерпели фиаско, подавленные теми же военными.

Эрдогана и его партию обвиняют во многих грехах – и в коррупции, и в заигрывании с Западом, и в чересчур эмоциональных решениях и непоследовательности.

При этом стоит помнить – именно благодаря много лет стоящей у руля ПСР, Турция сумела достичь больших экономических высот и укрепиться в качестве одного из лидеров международной политики.

Первостепенной задачей любого лидера является благосостояние нации. И ради своей нации он вынужден принимать непопулярные решения, принимать унизительные условия, выдвигаемые другими странами.

Также, оценивая заявление Президента Эрдогана, стоит помнить, что язык дипломатии подобен языку змеи – надо знать цену его раздвоенности.

Хочется верить, что временные уступки Эрдогана давлению очень многих сил и факторов, - лишь временная передышка, попытка собраться с силами и стабилизировать экономическую и политическую ситуацию в стране.

Только так возможно дальнейшее процветание Турции, а также укрепление её как мощного регионального лидера и одного из сильных лидеров современного исламского мира.



комментариев