Большая часть мусульман мира считает, что Ислам вполне совместим с демократией. К такому выводу пришли специалисты из социологического фонда "Gallup". Исследование 2007 г., показало, что респонденты верят в возможность сосуществования Шариата с демократическими принципами. Эти же выводы подтвердили специалисты "PewResearchCenter" в 2012, т.е. уже после начала Арабской весны. Как показывает их исследование, население в странах распространения Ислама не хочет жить при диктатуре, выступая за демократию и приведение законов в соответствие с Шариатом одновременно.
Эти парадоксальные для многих выводы известный американский исламовед, бывший советник Билла Клинтона, Джон Эспозито и Далия Могахед, глава Центра мусульманских исследований "Gallup", бывшая советником нынешнего президента Барака Обамы, прокомментировали так: «Большинство респондентов считают Ислам и демократию одинаково важными для качества жизни и будущего прогресса в мусульманском мире".
Однако для самих мусульман в таких данных социологов нет ничего особенно парадоксального. Вот, например, как Халед Машааль, лидер ХАМАС, в интервью удивленному редактору «Завтра» Александру Проханову, ожидавшему услышать что-то более радикальное, обрисовал будущее арабского мира: «Восторжествует демократическая жизнь, национальная и индивидуальная свобода, права человека. Переход власти в результате свободных выборов будет осуществляться мирным цивилизованным путем. Нормой станет социальная справедливость. Народ будет вовлечен в успешное интенсивное развитие. Осуществится экономический и промышленный подъем. Станут развиваться технологии и науки. Расцветет культура, и улучшится моральный климат во всех областях общества. Установится гармония между прошлым, настоящим и будущим, то есть восторжествует самоидентичность народов. В религиозной сфере сохранится плюрализм религиозных воззрений и верований. Толерантность станет нормой в отношениях между партиями, социальными группами, культурными и религиозными направлениями. Объединенная и возрожденная умма непременно победит в своем сражении с сионистами. Осуществит настоящую политическую и экономическую независимость. Диалог с Западом будет вестись с позиций достоинства и равноправия. Время воровства и разграбления национальных богатств уйдет в прошлое. Наша умма восстановит свое место в международном сообществе».
Может ли быть аль-демократия, демократия с исламским лицом? – Это один из ключевых вопросов не только для мусульман, но и для всей мировой политики. Он носит сегодня уже не столько теоретический, сколько практический характер. От того, чем закончится бурная дискуссия на данную тему, зависит будущее очень многих.
В принципе, в Исламе нет ничего такого принципиального, что препятствовало бы демократии. Но демократии, конечно, отличающаяся от западной или японской или любой другой.
Мусульманская политическая история настолько богата, что в ней легко можно обнаружить примеры различных механизмов функционирования власти. Сподвижники Пророка (мир ему) в течение 24 лет после его смерти выработали четыре разные политические схемы, и это в то время, когда мусульмане насчитывали менее миллиона человек, проживающих в одном географическом районе.
В фундаментальных религиозных источниках оговариваются лишь самые общие понятия, остальное остается на усмотрения людей, живущих в конкретном месте в конкретное время. Строго говоря, Ислам предписывает в политике лишь 2 вещи – совещательность (т.е. участие широких слоев в управлении) и верховенство норм Шариата. В этой связи специалисты иногда определяют исламский политический порядок как светскую теократию.
Современный мыслитель, директор Исследовательского центра целей исламского Шариата в Лондоне Джассер Ауда пишет: «Исламский закон нейтрален в отношении обязательного предпочтения мусульманами конкретной политической системы. То есть, мусульманская община может выбирать любую политическую систему, каковая ей больше подходит в текущей ситуации, без превращения выбранной системы в исламское обязательство для себя».
Конкретно с современной демократической теорией обычно связывают принцип шуры или обоюдного совета. Это одна из основных политических концепций ислама. На важность шуры указывает Коран в главе, которая так и называется «Аш-Шура». Между тем, надо оговориться, что совещательности не подвергаются вопросы, ясно оговоренные в Коране и хадисах.
Муктедар Хан, вице-президент Ассоциации мусульманских ученых-обществоведов,
сотрудник Института Брукингса, пишет в этой связи: «Исламская демократия подобна всякой другой демократии, за одним лишь исключением – в общественной сфере исламские ценности здесь формируют основу политического консенсуса».
Шариат в исламском мировоззрении – аналог концепции естественного права в западно-светской парадигме. Это фундамент, а частности формулируют люди, исходя из общих предписаний. Большинство положений Шариата вполне согласуется с неисламскими системами права. Часть из них зачастую просто совпадает с тем, что оговорено в нешариатских кодексах, а другие мусульманские нормы вообще не лежат в плоскости регулирования тем или иным законодательством, а относятся к области морали.
Выразитель чаяний и запросов значительной части молодого поколения мусульман Тарик Рамадан написал серию книг, в которых доказывает, что такие понятия, как «демократия», «гражданское общество», «права человека», «правовое государство», «плюрализм» и т.д. присущи Исламу не меньше, чем Западу. По его словам, исламский мир своим путем приходит к современным понятиям политической культуры, взращивает их на своей почве. Ближний Восток, как бы через другую дверь своим путем приходит к тем же ценностям, которые утвердились в Европе в XX в.
Дискуссию о демократии резюмирует Рашид аль-Ганнуши, богослов и лидер правящей ныне в Тунисе партии «Ан-Нахда», в своей книге «Общественные свободы в исламском государстве». Он отвергает предположение о том, что радикальный секуляризм или же либеральные ценности постмодернизма, касающиеся больше морали, а не политики как таковой, – это необходимое условие демократии. Аль-Ганнуши прямо заявляет, что демократия не является идеологией, но всего лишь инструментом для избрания, контроля и смены властей. И что в таком виде, демократия может прекрасно уживаться и с Исламом.
Демократия – один из главных камней преткновения, «проклятых вопросов» исламского пробуждения XX-XXI вв. Цивилизация пытается найти ход к своему прочтению современности, стремится найти достойное место на планете, соответствующее ее потенциалу и вкладу в развитие всего человечества. Сводить же весь этот колоссальный процесс к частной проблеме радикализма, как у нас часто бывает, или же отвергать демократию лишь на том основании, что такого термина нет в Коране и хадисах, или же потому, что демократией прикрываются империалисты и колониалисты, значит, упускать суть проблемы.