Может ли быть демократия с исламским лицом?

Большая часть мусульман мира считает, что Ислам вполне совместим с демократией. К такому выводу пришли специалисты из социологического фонда "Gallup". Исследование 2007 г., показало, что респонденты верят в возможность сосуществования Шариата с демократическими принципами. Эти же выводы подтвердили специалисты "PewResearchCenter" в 2012, т.е. уже после начала Арабской весны. Как показывает их исследование, население в странах распространения Ислама не хочет жить при диктатуре, выступая за демократию и приведение законов в соответствие с Шариатом одновременно.

Эти парадоксальные для многих выводы известный американский исламовед, бывший советник Билла Клинтона, Джон Эспозито и Далия Могахед, глава Центра мусульманских исследований "Gallup", бывшая советником нынешнего президента Барака Обамы, прокомментировали так: «Большинство респондентов считают Ислам и демократию одинаково важными для качества жизни и будущего прогресса в мусульманском мире".

Однако для самих мусульман в таких данных социологов нет ничего особенно парадоксального. Вот, например, как Халед Машааль, лидер ХАМАС, в интервью удивленному редактору «Завтра» Александру Проханову, ожидавшему услышать что-то более радикальное, обрисовал будущее арабского мира: «Восторжествует демократическая жизнь, национальная и индивидуальная свобода, права человека. Переход власти в результате свободных выборов будет осуществляться мирным цивилизованным путем. Нормой станет социальная справедливость. Народ будет вовлечен в успешное интенсивное развитие. Осуществится экономический и промышленный подъем. Станут развиваться технологии и науки. Расцветет культура, и улучшится моральный климат во всех областях общества. Установится гармония между прошлым, настоящим и будущим, то есть восторжествует самоидентичность народов. В религиозной сфере сохранится плюрализм религиозных воззрений и верований. Толерантность станет нормой в отношениях между партиями, социальными группами, культурными и религиозными направлениями. Объединенная и возрожденная умма непременно победит в своем сражении с сионистами. Осуществит настоящую политическую и экономическую независимость. Диалог с Западом будет вестись с позиций достоинства и равноправия. Время воровства и разграбления национальных богатств уйдет в прошлое. Наша умма восстановит свое место в международном сообществе».

Может ли быть аль-демократия, демократия с исламским лицом? – Это один из ключевых вопросов не только для мусульман, но и для всей мировой политики. Он носит сегодня уже не столько теоретический, сколько практический характер. От того, чем закончится бурная дискуссия на данную тему, зависит будущее очень многих.

В принципе, в Исламе нет ничего такого принципиального, что препятствовало бы демократии. Но демократии, конечно, отличающаяся от западной или японской или любой другой.

Мусульманская политическая история настолько богата, что в ней легко можно обнаружить примеры различных механизмов функционирования власти. Сподвижники Пророка (мир ему) в течение 24 лет после его смерти выработали четыре разные политические схемы, и это в то время, когда мусульмане насчитывали менее миллиона человек, проживающих в одном географическом районе.

В фундаментальных религиозных источниках оговариваются лишь самые общие понятия, остальное остается на усмотрения людей, живущих в конкретном месте в конкретное время. Строго говоря, Ислам предписывает в политике лишь 2 вещи – совещательность (т.е. участие широких слоев в управлении) и верховенство норм Шариата. В этой связи специалисты иногда определяют исламский политический порядок как светскую теократию.

Современный мыслитель, директор Исследовательского центра целей исламского Шариата в Лондоне Джассер Ауда пишет: «Исламский закон нейтрален в отношении обязательного предпочтения мусульманами конкретной политической системы. То есть, мусульманская община может выбирать любую политическую систему, каковая ей больше подходит в текущей ситуации, без превращения выбранной системы в исламское обязательство для себя».

Конкретно с современной демократической теорией обычно связывают принцип шуры или обоюдного совета. Это одна из основных политических концепций ислама. На важность шуры указывает Коран в главе, которая так и называется «Аш-Шура». Между тем, надо оговориться, что совещательности не подвергаются вопросы, ясно оговоренные в Коране и хадисах.

Муктедар Хан, вице-президент Ассоциации мусульманских ученых-обществоведов,

сотрудник Института Брукингса, пишет в этой связи: «Исламская демократия подобна всякой другой демократии, за одним лишь исключением – в общественной сфере исламские ценности здесь формируют основу политического консенсуса».

Шариат в исламском мировоззрении – аналог концепции естественного права в западно-светской парадигме. Это фундамент, а частности формулируют люди, исходя из общих предписаний. Большинство положений Шариата вполне согласуется с неисламскими системами права. Часть из них зачастую просто совпадает с тем, что оговорено в нешариатских кодексах, а другие мусульманские нормы вообще не лежат в плоскости регулирования тем или иным законодательством, а относятся к области морали.

Выразитель чаяний и запросов значительной части молодого поколения мусульман Тарик Рамадан написал серию книг, в которых доказывает, что такие понятия, как «демократия», «гражданское общество», «права человека», «правовое государство», «плюрализм» и т.д. присущи Исламу не меньше, чем Западу. По его словам, исламский мир своим путем приходит к современным понятиям политической культуры, взращивает их на своей почве. Ближний Восток, как бы через другую дверь своим путем приходит к тем же ценностям, которые утвердились в Европе в XX в.

Дискуссию о демократии резюмирует Рашид аль-Ганнуши, богослов и лидер правящей ныне в Тунисе партии «Ан-Нахда», в своей книге «Общественные свободы в исламском государстве». Он отвергает предположение о том, что радикальный секуляризм или же либеральные ценности постмодернизма, касающиеся больше морали, а не политики как таковой, – это необходимое условие демократии. Аль-Ганнуши прямо заявляет, что демократия не является идеологией, но всего лишь инструментом для избрания, контроля и смены властей. И что в таком виде, демократия может прекрасно уживаться и с Исламом.

Демократия – один из главных камней преткновения, «проклятых вопросов» исламского пробуждения XX-XXI вв. Цивилизация пытается найти ход к своему прочтению современности, стремится найти достойное место на планете, соответствующее ее потенциалу и вкладу в развитие всего человечества. Сводить же весь этот колоссальный процесс к частной проблеме радикализма, как у нас часто бывает, или же отвергать демократию лишь на том основании, что такого термина нет в Коране и хадисах, или же потому, что демократией прикрываются империалисты и колониалисты, значит, упускать суть проблемы.



24 комментариев


  1. (15.11.2012 20:54) #
    -1

    Опять двадцать пять!

  2. (15.11.2012 21:20) #
    1

    Демократия, это старая потаскушка, известная своим непостоянством и распущенностью ещё с античности, хороша до первого серьезного финансового, экономического, политического и т.п. кризиса. Тогда, это развращенная и пресыщенная дама, перерождается в мазохистку и обыкновенную воровку, которая начинает хищно озираться вокруг, где бы, как бы и что бы, украсть. Вторгаясь в чужой дом, чтобы его ограбить, она стыдливо опускаet глаза и мило улыбаясь говорит: ,, Я тебе себя е... принесла."
    В разное время, это куртизанка, для достижения свой благородных целей, имела различные средства передвижения: от осла, лошади, карет, колесниц.., сегодня это дама разъезжает на авианосцах, эсминцах и стратегических бомбардировщиках. Сколько не брачных детей, бастардов, она нарожало по всему миру. От Пиночета, Самосы и до Мобураков с Бен Али.

    Льётся кровь, гибнут люди. Стервятники наблюдают, просчитывают убытки и возможные прибыли, выжидают. Асад был им больше друг, чем враг. А теперь, что теперь? Палестина, Афганистан, Ирак, Египет, Тунис, Йемен, Судан, Самали, Мали, Иран, Таджикистан, Эмират Кавказ. На чирях в заду сидит Иордания, Сауды, Алжир, Марокко, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизстан. Поезд разгоняется, набирает скорость, чем больше крови, лжи, лецемерия, т.е демократии, тем меньше шансов его остановить. На ветер выбрасываются миллионы, сотни тысяч жизней своих и чужих принесены в жертву богу-демократу. Не хотят не понять, не поверить, что Ислам и демократия имеют противоположный Резус-фактор, они не совместимы. Этот брак обречён на больное потомство в первом поколение, а дальше могут быть только выкидышы. Поздно, миром это бойня уже не закончится. Надвигается время лишений и войн. Не помогут ни ядерные щиты и ни купола безопасности.
    Пришло обещанное время, и обещанный Посланник уже в пути.

  3. (15.11.2012 21:37) #
    2

    Сложно людям общаться в эпоху перемен.Это время идеологического поиска. Когда общество разделено на 5-6 групп, в зависимости от своих убеждений. И сложность в общении состоит в том, что даже одни и теже термины понимаются людьми по разному.
    И вроде бы люди говорят об одном, а все о своем, о личном:) получается.
    Разговоры о демократии, это слишком серьезно, чтобы вот так отмахиваться от них. Многие наши братья смотрят в эту сторону. И оппонирование им, надо сказать очень слабое.
    Им про якын, а они про гражданское общество. Им про коллективный нафс, а они про недостатки диктатуры.
    Давайте попробуем без эмоций, без взаимных оскроблений, и без упрощения взаимных позиций, поговорить. Не все же время нам ругаться?:) Успеем еще, наверное:(

  4. (16.11.2012 01:03) #
    -1

    Может ли быть демократия с исламским лицом? Может. И Ливийская джамахирия времен М.Каддафи прекрасный тому пример.
    Вот тут вы найдете любопытную статью которая во многом перекликается с опубликованной выше:
    http://www.iran.ru/rus/news_iran.php?act=news_by_id&_n=1&news_id=83896

    • (16.11.2012 21:13) #
      0

      Вот ключевые моменты взятые из этого интервью, с которыми невозможно не согласиться:
      "Запад принципиально пугает любая альтернативная модель жизни, он видит в ней угрозу себе. Недаром в свое время там уперлись в идею конца истории, объявив таковым нынешнее евроатлантическое устройство мира и назвав его вершиной демократического развития. Любой, кто пытается по своему жить на Земле, а при этом еще и противоречить американским интересам на внешнеполитической арене, автоматически становится врагом....

      ....Запад продает свою демократию не как процедуру, а как паровозик, который должен затаскивать в страну целый состав из вагонов, набитых либеральными ценностями в их современной западной трактовке. Если же вы соглашаетесь взять из предложенного только демократические процедуры, «там» вас демократом никогда не признают. Для США и Западной Европы демократия – способ изменить внутреннюю жизнь других государств, политический строй и положение дел в национальной культуре. Не получается – не демократы. Бессмысленно говорить о честных выборах как о единственной путеводной звезде: если они не приводят к доминированию прозападных либералов, то честными в США и в Европе их никогда не признают....

      ...Иран создал модель, которая может называться демократией, но не является демократией либеральной. Этот опыт становится привлекательным для других государств, что Запад крайне раздражает".

      • (16.11.2012 21:24) #
        -1

        Ливийская джамахирия вообще как мне кажется была неким эталоном, образцом подлинной демократии (власти народа, прошу не путать с западной псевдодемократией) построенной на основе шариата.

        • (16.11.2012 22:46) #
          -1

          ((Запад продает свою демократию не как процедуру, а как паровозик, который должен затаскивать в страну целый состав из вагонов, набитых либеральными ценностями в их современной западной трактовке.))

          Совершенно верно,никто вам не позволит под маскировкой под демократию творить свои черные дела.)
          Да и не будет это демократией,демократия это система ценностей.
          Если что-то дозволено в Исламе,зачем это же самое называть демократией?)
          В отличии от наших спекулянтов,Запад более откровенен в данном вопросе,он вам говорит,что демократия это не ширма,а целый состав из вагонов,набитый всякой дрянью.)
          В общем некоторые халявщики хотят использовать демократию в своих целях,как марку,т.е.демократию без демократии,только вопрос,кто вам позволит вести свою игру?

          Или все,или ничего,иначе за пиратство на ваши головы полетят подарки.)

          В таких играх надо рассчитывать или на наказание от Запада,и наказание от Всевышнего в ахирате.

          • (16.11.2012 23:11) #
            -1

            "...Совершенно верно,никто вам не позволит под маскировкой под демократию творить свои черные дела.)"

            Для начала давайте определимся: Кто не позволит и кому это нам?

            • (16.11.2012 23:34) #
              1

              Все написано в комментарии выше,зачем переспрашивать?
              Запад не позволит мусульманам-демократам.
              Мусульманин-демократ звучит как анекдот.

              • (17.11.2012 00:11) #
                0

                Запад внушил всему миру и не устает повторять то что, демократия это система ценностей, а не целый состав из вагонов, набитый всякой либеральной мерзостью.
                Демократия на Западе по сути является красивой ширмой которая прикрывает КАПИТАЛИЗМ и власть там принадлежит уж никак не народу, а кучке КАПИТАЛИСТОВ которые решают кто будет их президентом, внешнюю и внутреннюю политику и.т.д.

                • (17.11.2012 00:19) #
                  0

                  Тебя не поймешь.))
                  Получается теперь мусульмане будут продвигать истинную демократию?))
                  Шариат до или после?)

                  • (17.11.2012 00:51) #
                    1

                    Шариат это и есть истинная демократия. И ливийская джамахирия прекрасный тому пример.
                    Чтобы не быть голословным я поведаю вам о том, что вы скорее всего никогда бы не увидели и не услышали не напиши я вам об этом. Организация Объединенных Наций незадолго до интервенции намеревалась отметить достижения Муаммара Каддафи, и Ливийской джамахирии, в области защиты прав человека и.т.д.
                    Рабочая группа состоявшая из специалистов из более чем 10 стран составила подробный отчет с которым вы можете ознакомиться здесь:
                    http://www2.ohchr.org/english/bodies/hrcouncil/docs/16session/A-HRC-16-15.pdf

          • (16.11.2012 23:29) #
            0

            Брат, слова - это слова, и они прекрасно переводятся с языка на язык. Зайди в википедию и прочитай русский (или арабский) перевод слова демо-кратия - власть народа. Это никакого отношения к системе ценностей не имеет. Демократия - это осуществление власти народа в пределах определенной заранее системы ценностей, коей может быть и исламская система ценностей. Почитай статью и понятия, прежде, чем огульно хаять все и отрицать. Ничего страшного там не написано, все можно подогнать под Ислам. В противном случае как ты вообще собираешься разговаривать с немусульманами? При помощи меча или дубины? Это уж точно не подход Пророков! Ты должен донести Весть, причем на их языке.

            • (16.11.2012 23:52) #
              0

              Честно,не хочу спорить,тем более в тех вопросах,в которых есть ясность.
              Т.е.по-твоему или по википедии получается,Демократия власть народа и точка?
              Любая система возникала из-за желания человека улучшить положение вещей или для того чтобы создать рай на земле.Если ты прочтешь труды философовто это поймешь,причем многие из их утописты.то или иное учение возникало только как системаценностей,неужели ты этого не видишь,хотя бы из внешних наблюдений?

              «Большинство респондентов считают Ислам и демократию одинаково важными для качества жизни и будущего прогресса в мусульманском мире".-Да потому что эти мусульмане в большинстве своем невежественны в своей религии,и ориентируются на материальные успехи Запада,и говорят как противовес тирании,которая у них на родине.
              Но при чем тут Ислам?
              А как пророк(мир ему и благословение)говорил с язычниками Мекки и другими,что у нас есть много общего и т.д и т.п.?Откуда такие мысли?

              • (17.11.2012 00:32) #
                1

                Действительно, очередной спор затевать неохота, да и незачем.

                Действительно, власть большинства в мушрикском обществе приведет автоматически к власти шайтана.

                Но в обществе, где конституцией большинством принят Коран, власть народа - лучшее средство против узурпации и злоупотреблений властью. Власть народа не означает вечного балагана, а означает максимально прозрачный выбор достойнейшего, да поможет ему Аллах, и четко функционирующий механизм его отзыва в случае злоупотреблений.


                А какие реальны альтернативы? Представь, саудиты каким-то образом завтра захватят власть во всем мире, - это будет Ислам? Или пародия на Ислам?

                • (17.11.2012 01:25) #
                  0

                  В Исламе нет понятия власть народа,а есть народ на страже Шариата.Власть народа для уха мусульманина должна звучать как оскорбление.О какой власти народа может быть речь,как в прямом,так и в переносном смысле?Да,не должны нарушаться права мусульман,данные Всевышним.Это Шариат брат,а не демократия.
                  Саудиты как семья имеется ввиду или народ СА?
                  Мы же знаем,кто будет во главе мусульман во всем мире,это имам Махди и Иса(мир ему).

                  • (17.11.2012 03:09) #
                    2

                    Как же народ сможет охранять Шариат, не имея власти? У каждого человека есть воля, и доля власти, определенная Аллахом и его собственными поступками.

                    2:30 И вот, сказал Господь твой ангелам: «Я установлю на земле наместника».

                    7:128 Сказал Муса своему народу: «Просите помощи у Аллаха и терпите! Ведь земля принадлежит Аллаху: Он дает ее в наследие, кому пожелает из Своих рабов, а конец – богобоязненным».

                    14:32. Аллах – тот, который сотворил небеса и землю, и низвел с небес воду, и вывел ею плоды в вашу удел, и подчинил вам суда, чтобы они ходили в море по Его повелению, и подчинил вам реки,
                    14:33. и подчинил вам солнце и луну труждающимися, и подчинил вам ночь и день,

                    5:34 кроме тех, которые обратились прежде, чем вы получили власть над ними. Знайте же, что Аллах – прощающий, милосердный!

                    40:29 О народ мой! У вас есть сегодня власть, которой вы главенствуете на земле; кто же защитит нас от мощи Аллаха, если она придет к нам?»

                    4:54 Или они завидуют людям за то, что даровал им Аллах от Своей щедрости? Ведь Мы даровали роду Ибрахима писание и мудрость и даровали им великую власть.

                    Так что, народ в любом случае властвует; вопрос лишь, выходит он или нет за пределы Шариата Аллаха при этом. Да, слово греческое, да, ассоциируется с греческим язычеством и философией; но если начинать кричать: "я против демократии", возникает вопрос: а ЗА что? ЗА тиранию? Вот, говорят они, посмотрите - у мусульман везде тирании да монархии (я имел в виду семью, кстати, а не народ СА) - это следствие того, что Ислам за тиранию и против демократии! Это дикари, и они хотят насадить свой Ислам вместе с тиранией по всему миру!
                    А кто хочет тиранию?

                    Вот этого ты достигаешь своим упорством по несущественному вопросу. Мы должны просто перевести слово и наполнить новым смыслом. Все-таки прочти википедию - западная концепция народовластия приемлет самые разные формы его претворения, будешь удивлен. Нам нужно, пользуясь их собственными "халяльными" для нас понятиями доказать им, что Ислам БОЛЕЕ человечен и больше учитывает истинную природу человека, чем их система.

                    Иса(САС) и Махди(РА), само собой, - дай Аллах встретить их, будучи мусульманами, и признать их, и умереть мусульманами и му'минами; но сейчас-то дело Аллаха нам поручено, и помощь в нем обещана.

                    • (18.11.2012 00:09) #
                      0

                      Посмотрел тафсир к некоторым аятам приведенным тобой.
                      Ты тоже посмотри,будет интересно,о чем там говорится.
                      http://www.qurani-kerim.narod.ru/sady/004_1.htm(более подробный тафсир на русском языке,но лучше смотреть на арабском Ибн Касира,Табари,Куртуби или др.)
                      http://quran.com/40(перевод Корана и тафсир на многих языках,подробный тафсир только на арабском,тафсир Джалалайн)

                      И где же там говорится о том,что власть устанавливалась демократическим путем?)
                      Пророчество Ибрахима,Мухаммада(мир им)это что,выбор народа?
                      Изучи брат,что в данных хадисах Аллах называет властью и каким образом она была дана.В некоторых аятах идет речь о власти тирана Фараона,а в других о власти данной пророчеством.

                      • (18.11.2012 14:28) #
                        1

                        Еще одна интересная ссылка по теме: http://www.iranembassy.ru/?section=news&page=article&view=article&id=1137&PHPSESSID=k283t18pj5qmhfp81mjj4j8cd4

  5. (16.11.2012 11:31) #
    1

    ПРАВО НА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО НА ЭТОЙ ЗЕМЛЕ, ПРИНАДЛЕЖИТ ТОЛЬКО АЛЛАХУ!
    ПРАВО И ОБЯЗАННОСТЬ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ЗАКОНА АЛЛАХА, ЛЕЖИТ НА ЛЮДЯХ!
    ТОТ, КТО ПУТАЕТ ПЕРВОЕ СО ВТОРЫМ, ТОТ ПОСЯГАЕТ НА ПРАВО АЛЛАХА В ЭТОМ ВОПРОСЕ!

  6. (16.11.2012 16:16) #
    3

    До чего же эти люди обманулись кафирами. Тот факт что они называют исламскую шуру демократией уже говорит о том в какую сторону их головы отклонились. Будь их воля они бы суру аш-Шура переименовали в аль-Демократию. Слов нет, одни эмоции.

  7. (16.11.2012 18:07) #
    1

    В виде исключения,как извращение,может,ведь встречается же в природе гермафродитизм,хотя является отклонением от нормы.

  8. (16.11.2012 20:28) #
    1

    Разум человека ограничен, его ограничил Тот, кто создал, и именно Он определяет, что нужно человеку, а что нет! Истина одна и нет здесь альтернатив!

  9. (18.11.2012 21:50) #
    1

    Хочется сказать "Амин","ИншаАллах" после речи Халеда Машааля, приведенной в статье уважаемого Абдуллы Рината. Только как достичь всего этого? Как в условиях разрушенной страны, нищеты можно строить демократию? Так называемые "цивилизаторы" сознательно и намеренно вгоняют исламские государства в нищету и средневековье, разрушая инфраструктуру, захватывая ресурсы, обременяя долгами.
    Сегодня приходится говорить о демократии в исламских государствах или об исламской демократии как-то больше в гипотетически возможном смысле. Демократия в Турции ближе к европейско-светскому варианту. Ближе к возможной модели исламской демократии стоит , по моему поверхностному мнению, Иран. Но и его, по всей вероятности, скоро загонят в Средневековье.
    Альтернативой исламской демократии могло бы стать правление "просвещенных халифов", подобных тем , кто правил в "золотой век" ислама.Только где их взять? Появись они на политической арене - Моссад тут же произведет точечный удар. Ближе всех по стилю правления к ним, по моему мнению, был Муаммар Каддафи в последние свои годы.
    Мировому исламу нужны лидеры, осознающие общеисламские приоритеты, и принимающие их как главную цель своей деятельности. Лидеры, способные объединить всех мусульман. Иначе "они" нас будут держать в средневековье еще долгие годы. И мы все это время будем обсуждать то, что написано в заглавии статьи уважаемого Абдуллы Рината.