Как оживить мечети?

Сегодня вечером в классе вольской мечети прошло мероприятие под названием… Нет, сегодня прошло чаепитие, приуроченное к… А что у нас, собственно, прошло? Да ничего, просто один брат приехал в мечеть и сказал, что хочет принести в жертву барашка, а мясо предложил раздать, кому посчитаем нужным. Ну, мы и посчитали нужным использовать мясо на то, чтобы по вечерам готовить вкусные блюда для посиделок без повода и без громких названий. Приглашения выглядели примерно так:

- Брат, приедешь сегодня на вечерний намаз?

- А что?

- Просто сегодня плов после магриб-намаза, посидим, поговорим.

- Наверное, приеду.

Барашек оказался на удивление баракятным, мы готовили плов, манты… И необычное блюдо: аварский хинкал в исполнении татарской домохозяйки, который сразу получил название «аватарский хинкал». Никаких лекций, с вопросами, громкими словами, глубокими смыслами, просто собрались, поговорили… и заодно вместе совершили намаз.

Некоторые имамы сидят в мечетях и думают, почему люди не приходят на намазы, и в результате сами перестают молиться в мечети. Их нельзя за это упрекать, ведь шайтан легко съедает человека, когда тот один. Но что же делать, чтобы мечеть наполнилась прихожанами?

В наше время и молодежи, и тем, кто обустроился и обзавелся семьей, не хватает чего-то простого, братского, теплого. Не изнурительных и скучных лекций, во время которых тебя постоянно ругают за грехи и обещают адские муки, после чего слабый мусульманин, конечно, не хочет идти в мечеть, а, к примеру, таких объединяющих верующих посиделок. Или можно взять какую-нибудь книжку, например, с описанием райских наслаждений, и зачитывать по одному хадису после иша или магриб-намаза, тогда люди начнут приходить на молитву, чтобы послушать об изречениях посланника Аллаха.

Может быть, есть ещё способы привлечь мусульман в мечеть?

Дай Аллах нам мудрости и убереги от высокомерия, чтобы делиться опытом, догадками, идеями, ведь цель - одна, а способы достижения разные.

Абдулхаким-хазрат Яфаров, имам-хатыб мечети г.Вольска



7 комментариев


  1. (27.02.2013 18:46) #
    7

    машала. коротко, ясно и доходчиво. мечети на самом деле надо оживлять.

  2. (27.02.2013 21:58) #
    1

    Альхамдуллилях! Это хорошая идея, но к сожалению в последние годы пошла тенденция, наоборот, власти не разрешают часто собираться, определяя эти встречи то как явная пропаганда экстремизма. хотя официально находится дугой повод. А последний случай после хутбы начался паспортный визовый контроль, и это в порядке вещей! АстагафирУллах! Это открытая борьба против Ислама и все это понимают!

  3. (27.02.2013 23:40) #
    4

    Очень хорошо сказано. А еще - когда мечеть - центр общины, вокруг которого строится работа - социальные, образовательные, благотворительные проекты, это и есть самая "живая" мечеть.
    Там, где мусульман мало, может, стоит сделать акцент на семейные формы - чтобы и женщинам и детям занятие нашлось.
    Телевизор и диски в детской комнате с нормальными мультфильмами и познавательными программами, думаю, не помешают.
    Просто надо, чтобы этим кто-то занимался, как в статье.

    • (27.02.2013 23:52) #
      1

      2009 год :)
      http://dumso.ru/analytics/rol-mecheti-v-islame.html

  4. (28.02.2013 18:08) #
    0

    Красиво все научились говорить. Мечети оживятся, если они станут центрами не только духовными, но и культурными. Они оживятся, если человек в мечети сможет получить ответы на все жизненные вопросы. Помните как во времена Пророка (САС) все шли за ответом на вопросы к Пророку(САС). Где же найти такого имама к которому будут все идти. Быстрее очередь выстроится к экстрсенсу или колдуну. А про звезд полуголых шоу-бизнеса и говорить нечего. Еще есть способ привлечь в мечети мусульман. Этот способ - звать всех на ужин. Или же выдавать денежную премию всем кто пришел на магриб -намаз.Уверен , что мечеть будет переполнена. Придут и мужчины и женщины и дети. Так называемая материальная заинтересованность. А если серьезно, то надо радоваться, что те мусульмане, которые учреждали общину иногда приходят в мечеть. А их всего не более десяти человек. Остальные же являются прихожанами, то есть вольные мусульмане. Они ни за что не хотят быть в ответе. Для них слово махалля ( община) пустой звук. Они не хотят обременять себя дополнительными обязанностями. Если бы власти хотели, чтобы община влияла на людей, то прежде всего она бы официально передала мечетям социальную функцию государства. Она бы поручила мечетям вести учет рождения, брака, смерти мусульман. В этом случае мусульмане чувствовали, что мечеть и они неразделимы. А пока власть, руководимая бывшими коммунистами, не хочет оторвать от себя эту связывающую нить с народом. С одной стороны читать никах она не запрещает, но по закону, чтобы соблюсти права детей надо идти в ЗАГС. Опять же, если хоронить, то закону ты не имеешь права похоронить без документа о смерти. Если имя давать ребенку, то опять иди в ЗАГС. Все крутится вокруг этого. Человек рождается, борется, умирает.

    • (28.02.2013 22:20) #
      1

      А если власти не хотят, чтобы мечеть влияла на людей? Думаю, передача функций ЗАГСов мало чем поможет мечетям, разве что материально и то совсем немного (я о госпошлине). Неразделимость людей с ЗАГСами не возникает от того, что эти органы регистрируют детей и браки. Соответственно, и с мечетями не возникнет только из-за этого.
      Почему мусульмане не ходят в мечеть? (Я не о джума сейчас и праздниках)
      Думаю, потому, что "центр" его жизни – не в мечети. Можно сколько угодно рассуждать, насколько это правильно, а можно быть ближе к реальности: у работающего человека слишком мало времени остается для общения с семьей, с близкими людьми. Вся его деятельность осуществляется вне мечети. Там, где духовному лидеру удается связать многие аспекты жизни человека, где и семья, и научная, и профессиональная деятельности, с общиной, мечеть "живая" всегда. Вот почему необходимо любыми способами укреплять связи между людьми, поощрять общение и любые виды совместной деятельности. Даже если это просто чаепитие и разговор на отвлеченные темы.
      Да, надо, чтобы человек мог получить ответы на все вопросы. Но также надо реализовать полученные знания. Необходимо дать эту возможность человеку – реализовать себя как мусульманину и как члену общины. Т.е. речь все же о конкретных проектах и программах.
      Кроме прочего, человеку должно быть комфортно и в молитве и в общении с другими. Т.е. должны быть созданы соответствующие условия.
      (Конкретные примеры - сайт ДУМСО)
      А по поводу соответствующих условий и проведения мероприятий, с удовольствием процитирую А.Р. Мухаметова: "Если нам чего-то требуется или хочется, будь то концерт, детский праздник, мероприятие, мечеть, медресе, надо научиться за это платить самим…". "…большинство мечетей в России существует за счет наших садака. И жертвуя на них в любой форме, мы в конечном итоге тратим на самих себя. Наша милостыня возвращается нам же в виде тепла, свежих ковров, воды, чистых туалетов, света и т. д"
      http://www.ansar.ru/person/2012/01/16/25872
      В общем, от нас самих тоже очень много зависит.