Как французские политики сконструировали исламофобию

Оставить престижную работу инвестиционного банкира ради ревностного труда общественного активиста – пожалуй, не самая блестящая карьерная лестница. Но Марван Мухаммад, сделавший именно это, ведет необычную борьбу, даже по меркам современного общества.

Будучи директором Центра против исламофобии во Франции, он утверждает, что в кризисе французской национальной идентичности часто винят мусульман и Ислам, тогда как на самом деле эту теорию сконструировали политики правого и левого крыла, чтобы отвлечь народ от серьезных социально-экономических проблем страны.

За последние 24 месяца СМИ и политики уделяли больше внимания тому, что носят мусульманки на пляжах, и что мусульманские школьники должны или не должны есть в столовых, чем экономике Франции.

На фоне таких событий Марван Мухаммад поведал о том, каковы корни и перспективы исламофобии в европейской стране.

Сколько времени исламофобия существует во Франции?

Современная исламофобия во Франции уходит корнями в 80-е гг. С того момента появились первые попытки придумать «мусульманскую проблему». Произошло несколько инцидентов, были забастовки на автомобильных заводах, а среди рабочих многие исповедовали Ислам – турки, арабы, африканцы.

Два политика, Гастон Деффер и Пьер Моруа из правившей Социалистической партии, считали, что им сыграет на руку, если они выставят эти забастовки как мотивированные этническими и религиозными претензиями, а не социально-экономическими требованиями рабочих. Это был первый случай политического проявления исламофобии, когда политики обнаружили, что у стигматизации мусульман есть плюсы. С тех пор они больше не останавливались.

Почему стигматизация именно мусульман стала так выгодна?

Произошла иранская революция и война в Афганистане. Мусульман в СМИ выставляли в воинствующем и негативном свете, и политики сочли, что могут ассоциировать рабочих со всем этим – точно так же, как сейчас мусульман ассоциируют с терроризмом в Сирии и Ираке.

Обусловила ли историческая колонизация Францией нескольких мусульманских стран современную исламофобию?

Да, само слово впервые появилось при французской колонизации в 1910 году с подачи двух колониальных управляющих, работавших в Западной Африке. Они определили исламофобию как особое отношение к мусульманским меньшинствам по религиозному признаку. Их фамилии были Марти и Делафосс.

Колониальная история повлияла на то, как мусульман воспринимает большинство населения Франции, и мы так от этого и не ушли. Франция относится к своим собственным мусульманам так, как будто оглядывается на свои бывшие колонии, потому что мусульмане, живущие ныне во Франции, на 70% состоят из выходцев из Северной Африки.

Каково будущее французской исламофобии?

Число актов насилия между людьми и проявлений дискриминации снижается. Объем мер безопасности, таких как арестов и рейдов против мусульман, все еще остается очень высоким. Исследования нашего центра показывают, что большая часть этих мер не обоснована.

Индивидуальная исламофобия сокращается, а институциональная исламофобия растет. Эта тенденция продолжится, если будут усиливаться необоснованные меры безопасности.

Перевод с английского языка (в сокращении) специально для Ансар.Ru



комментариев