16 марта 2011 года в Черкесске прошел VIII съезд Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии. Об итогах прошедшего съезда и о ситуации в мусульманской общине КЧР ИА REGNUM рассказал председатель Координационного совета мусульман Северного Кавказа, муфтий Карачаево-Черкесии Исмаил Бердиев.
- Часто приходится слышать мнения о том, что ДУМ Карачаево-Черкесии более "либерально", чем аналогичные структуры других республик Северного Кавказа. Отмечают, что под эгидой ДУМ КЧР находятся представители разных течений ислама, получившие образование в различных мусульманских центрах. Согласны ли в с такой оценкой, и если да, почему это возможно в КЧР и, видимо, невозможно, например, в Дагестане?
- Мы стараемся выполнять свою работу в строгом соответствии с тем, что ниспослано в Священной книге. Может быть, это связано с тем, что в других Духовных управлениях доминируют представители различных тарикатов. У нас этого нет. У нас есть традиционный ислам! Кто бы, где бы ни учился, откуда бы ни приехал, мы им всем разъясняем, что у нас именно традиционный ислам. Тот, который был. И у нас тоже вначале некоторые говорили: "Вот в религии этого нет, того нет. Это нужно запретить, то нужно запретить!" Мы к ним ко всем относились одинаково, говорили им: "Все, что ниспослано Всевышним, - это будет у нас! Никаких других течений у нас не будет!"
- Каков сейчас механизм вступления в должность имамов мечетей и районных имамов в ДУМ КЧР? Действует ли система назначений или выборная система?
- Имамы не избираются. Они во всех мечетях назначаются муфтием. Другое дело, бывает, прихожане приходят с просьбой назначить кого-либо. Мы этого человека экзаменуем. Смотрим - кто он, что он, потом уже назначаем.
- Получают ли имамы постоянную материальную помощь от Духовного управления?
- В этом есть проблемы. Но в настоящее время над этой проблемой мы стали меньше думать. В Москве создан Фонд поддержки исламской науки, культуры и образования. Этот фонд работает, оттуда уже поступают средства. И это уже, действительно, для нас большая помощь. Имамы начнут получать стабильную заработную плату.
- Еще ваш покойный заместитель Исмаил Бостанов уделял много внимания сотрудничеству с Турцией. Продолжается ли оно сейчас и в какой форме? В турецком исламе сейчас много различных течений, например, большой вес имеют суфизм, последователи Нурси и т.п. С кем ДУМ КЧР взаимодействует наиболее тесно? Получает ли ДУМ КЧР спонсорскую помощь из Турции?
- Мы с моим заместителем Исмаил-хаджи Бостановым часто бывали в Турции. Турция помогает нам тем, что оттуда прислали в исламский институт им. имама Абу Ханифы преподавателей, которые преподают на безвозмездной основе. Вот эта помощь от них есть. В отдельных мечетях также, возможно, есть еще какая-то материальная помощь.
Что касается течений, которые есть и в Турции и в других странах, мы стараемся, чтобы эти течения у нас не действовали вообще. Мы придерживаемся традиционного ислама и с помощью Аллаха идем по этому пути!
- Год назад Духовное управление мусульман Ставрополья вышло из состава вашего Духовного управления. Считаете ли вы этот шаг оправданным?
- О том, насколько этот шаг оправдан, пока рано судить. Мы на съезде Духовного управления, прошедшем 16 марта, оформили официально "развод". У нас теперь будет Духовное управление мусульман Карачаево-Черкесии. А в Ставропольском крае будет свое духовное управление.
- Все ли мечети Ставрополья позитивно восприняли создание новой структуры? В частности, каков сейчас вес Духовного управления мусульман Ставрополья в жизни мусульманской общины Кисловодска?
- Мечети, которые находятся вблизи Карачаево-Черкесии, хотели остаться в составе прежней структуры. Это мечети, расположенные в городах Кавказских Минеральных Вод. Мы отказались. Территориально они входят в Ставропольский край. Муфтия Ставропольского края я знаю. Мы вместе учились. Другой там политики не будет. Надеюсь, там у них будет все нормально!
- У некоторых народов КЧР большой вес имеют национальные общественные организации, которые уделяют много внимания, в том числе и работе с молодежью. Ислам, как известно, по своей сути не признает значения этнического деления. Считаете ли вы такие организации своими идейными противниками? Считаете ли вы, что съезд мусульман КЧР прошел при равной активности представителей разных национальных общин?
- У нас во всех районах есть имамы - представители всех народов КЧР. Мы стараемся ко всем относиться одинаково. Единственное деление, которое мы признаем, - мусульманин и немусулманин. Что же касается национальных общественных организаций, мне кажется от них много вреда. Пользы я ни от одной из них еще не видел. Но политическая жизнь такова, что может они, что-то там и представляют!? Какие-то интересы... Я не знаю. Я в эту политику не вникаю и не хочу вникать. У нас в Духовном управлении нет никакого деления по национальному признаку.