2012 год в Российской Федерации объявлен Годом российской истории - на него выпадает несколько юбилейных исторических дат. В частности, отмечается 460-летие взятия Казани войсками царя Ивана Грозного и включения Казанского ханства в состав Московской Руси. Каковы отголоски средневековых событий в российской соверменности? Как отпустить "призраков прошлого" и на чем строить светлое будущее? Об этом мы говорили с сопредседателем Совета муфтиев России Мукаддас-хазратом Бибарсовым.
- Мукаддас Аббасович, приближается очередная дата с момента взятия Казани войсками Ивана Грозного. Прошло почти пять столетий. Как влияет столь давний исторический факт на самосознание современных татар и россиян в целом?
- Этот факт 460-летней давности до сих пор несёт мощную энергию, консолидирующую одну часть общества на основе реваншизма и восстановления независимости, а другую часть на основе гордости и принадлежности к народу-завоевателю. В последние годы вместе с усилением в стране межнационального недовольства можно наблюдать развитие и данных разновекторных групп общества.
В общественное сознание и информационное поле вбрасываются такие раздражители, как кряшены и булгары в качестве дополнительных точек конфронтации. В Татарстане провоцируется религиозный кризис, а вместе с ним и политический. Выпускаются художественные произведения и фильмы, вызывающие совершенно полярные эмоциональные реакции. Естественно, на этом фоне развиваются идеи «национальной свободы» татар с одной стороны и возможности раздельного проживания с другой. Спектр взаимных претензий ширится.
- Значит ли это, что межнациональный мир, а возможно и целостность государства, находится под угрозой?
- Сама история взаимодействия русских и татар очень долгая и сложная. И взятие Казани, как один из ключевых моментов в этой истории, играет особую роль. Но ведь стоит нам взглянуть на любой континент, и мы увидим целый клубок кровавых столкновений, вероломства, предательства и многого другого. Взять ту же, близкую нам территориально, Европу, где шли жесточайшие войны, в том числе и религиозные.
Но мы также видим, что сегодня народы, несмотря на исторические претензии друг к другу, строят общее настоящее ради мирного будущего своих детей. Они старательно выбирают мины оттуда, где ещё вчера было поле брани, чтобы эти мины не взрывались под ногами наших потомков.
Понятно, что история татар и русских имеет свои нюансы. Эту историю не сотрёшь и просто так не вытравишь из народной памяти.
Но вместе с этим нельзя не признать, что взятие Казани для очень многих является постоянным идейным балластом, который, возможно, нужно отпустить, чтобы сосредоточиться на движении вперёд. И вот здесь можно порассуждать о «национальной свободе».
- Что вы имеете ввиду?
- Дело в том, что в Исламе идея свободы проходит через всё вероучение. Свобода является неотъемлемой частью любого блага и, как любое благо, свобода является следствием соответствующего образа мыслей и образа жизни человека. Верующий мусульманин априори свободен, ему легко в этом мире, у него нет страхов и фобий. Но получение такой свободы невозможно извне.
Мы знаем, что «Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя». Об этом говорится в Коране. Поэтому, получи сегодня татары государственную независимость, свободными они не станут. И наоборот, если мы начнём возрождать в своих сердцах подлинную свободу, она обязательно развернётся вокруг нас и не в виде некой «государственной независимости», а в виде возрождения и развития целой нации, в составе какого бы государства она не проживала.
Мусульмане первых веков всегда дополняли и придавали новый импульс тем народам, среди которых они жили, именно потому, что они являлись носителями такого взгляда на самих себя и окружающий мир, который в них вложил Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Мусульмане не были угрозой для разных культур и традиций, потому что Ислам исправляет то, что несёт вред людям, и развивает то, что несёт им пользу.
И если продолжить разговор о татарах, о нашем самоопределении, о фундаменте, на которым мы бы могли начать возрождать стержень и национальную идею татарского народа, то я должен сказать, что сегодня я не вижу для этого никаких механизмов, обладающих достаточным зарядом энергии, кроме Ислама.
Наш мир изменился значительно. Он очень далёк от того, что было во времена падения Казани и Шигабутдина Марджани. То огромное информационное пространство, в котором мы сегодня живём, причёсывает одной гребёнкой всех подряд. Просто развитием татарского языка и пропагандой своей истории мы не сможем противостоять накату глобальной антикультуры, поглотившей сегодня все развитые страны и активно завоёвывающей народы России. Эта антикультура более красочна, поэтому на внешнем уровне она будет выигрывать у любых наших инициатив. Но её слабое место заключается в том, что она не может утолить духовный голод человека, а в этой пище мы нуждаемся не меньше, чем в любой другой. Что же касается Ислама, то вера в Единственного Аллаха и принятие пути Мухаммада (САС) и является тем единственным, что может заполнить брешь в душе человека.
- То есть вы не видите будущего татарской нации без Ислама?
- Да. Я уверен, что только Ислам может стать для татар основой для возрождения и развития. Пока лидеры татарского народа не перестанут относиться к традиционной религии своего народа как к эпосу и культурной надстройке, мы так и будем растворяться в общей массе, в которой уже размыты этические нормы и уничтожены исторические корни многих народов.
Никакие внешние усилия здесь не помогут. Ну разве что закрыться от внешнего мира, как Северная Корея