После того как Дмитрий Медведев озвучил своё Послание, ключевой темой которого были проблемы рождаемости в России, Магомедсалам Магомедов предложил стране перенять у Дагестана демографическую модель.
Дагестанки рожают много. Но заслуга государства в этом минимальна. Можно сказать, что женщины рожают не благодаря, а вопреки тем условиям, которые созданы в республике для будущих мам.
Мучения женщины начинаются ещё задолго до родов, в женских консультациях. Очереди к специалистам там выстраиваются не меньшие, чем у касс стадиона. Но если на футбол пытаются попасть здоровые мужики, то к врачу – женщины, отягощённые всеми негативными проявлениями беременности. Поэтому часто вместо них очередь выстаивают мамы, тёти, мужья, свекрови. Повышенный спрос на свои услуги порождает во врачах снобизм и завышает их самооценку. Будущая мама может даже услышать от такого врача: «Почему пришла в хиджабе?» В сговоре с этими врачами часто действуют различные клиники, которые по направлению-наводке оказывают платные услуги. За последние лет пять ситуация не менялась: врачей не хватает, а выпускники медакадемии не могут найти работу, но Минздрав проблемы не видит.
Затем испытания роженицы продолжаются в роддоме. По идее, они должны быть Домами жизни, условия в которых сгладили бы нелёгкий процесс родов и послеродовой адаптации. Но махачкалинские роддомы на Дома жизни не похожи. Может быть, оттого мы и живём так долго, что рождаемся в таких спартанских условиях? И если уж прошли через роды в дагестанском роддоме, то будем жить, жить и жить…
Удивляет и менталитет дагестанцев в отношении к появлению нового человека. Дагестанская семья может потратить все свои деньги, да ещё и влезть в долги, чтобы сыграть шикарную свадьбу и быть не хуже других, но поскупится на то, чтобы отправить дочку-невестку рожать в Москву или хотя бы в платный махачкалинский роддом. Получается, свадьба важна лишь потому, что её видят все родственники, а роды – никто.
А потом наши дети закаляются в садиках с переполненными группами и в школах, работающих в три смены. И разве можно, пройдя всё это, не быть долгожителями?