Даже когда молишься, надо держать руки по швам?

Преступления в Казани поставили вопрос - куда и как дальше будет развиваться Ислам в Республике Татарстан, и вообще в России. Минтимер Шаймиев позицию обозначил предельно четко: «Если мы хоть немного упустим ситуацию, если мы допустим хотя бы частичный отход от ханафитского мазхаба, тогда последствия будут действительно непредсказуемыми, причем не только для Татарстана, но и для всего Поволжья». Создается впечатление, что именно такая линия, персонифицированная в фигуре бывшего президента, а ныне госсоветника, и берет вверх. Это очень серьезно и не может не вызывать озабоченности и желания внести ясность в проблему.

Отдельные имамы, продолжил Шаймиев, «навязывают свои правила поведения, в том числе как надо держать руки во время молитвы, как держаться, когда обращаешься к Аллаху, отказываются от поминок по усопшим по истечении трех, семи и сорока дней, и тем самым и другими действиями отходя от сложившихся у нас традиций и обычаев при совершении религиозных обрядов». Руководством республики, по его словам, «будут жестко пресекаться любые попытки насаждения иной идеологии, которая идет вразрез с традиционными для нас ценностями Ислама».

«Общими усилиями будет обеспечено сохранение традиционного Ислама, и от этого мы не отступим, от кого бы ни исходила такая опасность, и чего бы это нам не стоило», – добавил Минтимер Шаймиев.

Кстати, самые традиционные – талибы…

Проблема конечно шире, чем то, кто, как молится и держит руки. Для начала вообще надо разобраться что такое «традиционный» и «нетрадиционный» Ислам, и если нетрадиционный, то насколько это опасно. По-хорошему надо бы собрать серьезную научную конференцию и расставить точки на i, чтобы исключить все спекуляции.

По-моему, в Татарстане с «традиционным-нетрадиционным» палку сейчас явно перегибают. Это очень напоминает борьбу партии с абстракционизмом в искусстве, в которой правила игры диктовали вкусовщина и кампанейщина. Традиционность и нетрадиционность – это сложная, многоуровневая научная проблема. Такие вопросы не должны, да просто не могут, быть критерием законопослушности, лояльности и рукопожатости.

Подошли бы сегодня, например, джадиды с их активной политической и вообще жизненной позицией, которых так превозносят в Татарстане, под критерии традиционных мусульман? А среди них были и суфийские шейхи – куда уж традиционнее. И таких вопросов – море.

Ханафитский мазхаб – это фикх (т.е. правила, обряды, ритуалы), а не акыда (вероучение). Поэтому можно быть ханафитом («традиционным мусульманином») и салафитом одновременно: салафитом по акыде, ханафитом в фикхе и, скажем, мадхалитом в манхадже, т.е. считать Миниханова или Шаймиева, и любого другого правителя, исламским амиром, а любые выступления против власти – греховными.

Или вот афганские талибы – самые что ни на есть «традиционные мусульмане». Они строго придерживаются ханафитского мазхаба, традиционной суннитской матуридитской акыды, суфийских тарикатов и своих этно-культурных обычаев и традиций (пуштунских адатов). Более того, будучи у власти они, прям как у нас в России, запретили сборник молитв «Крепость мусульманина» на том основании, что он издан саудовскими ваххабитами.

Но не думаю, что такой «традиционный Ислам» ждет Шаймиев в Татарстане.

Бабай – велик, но ведь не выше веры?

Я с большим уважением отношусь к Шаймиеву. У него много заслуг и достоинств. Он, без пафоса, автор татарстанского чуда, один из столпов современной российской государственности. Однако, при всем этом вопросы богословия, все-таки, не должны регулироваться административно, исходя из его сугубо личных представлений о том, какой Ислам должен быть, что традиционно, а что нет.

Минтимер Шарипович выдающийся хозяйственник, прошедший большой путь от директора советского колхоза до эффективного менеджера одного из ведущих регионов РФ. И даже больше – архитектора татарстанского суверенитета. Но его личного опыта не всегда достаточно для того, чтобы вмешательство в религиозную сферу всегда было позитивным.

Традиционный для татар Ислам – очень хорошо. Мы все к нему стремимся. Но силой склонять всех (особенно настроенную максималистски молодежь), к тому, что они называют «бабайством», – это опасный путь.

Пройдя в 90-е через увлечение неоджидидизмом, замешанном Рафаэлем Хакимовым на татарском национализме, Шаймиев с годами все больше стал тяготеть к понятной и близкому ему по образам детства модели Ислама. После отставки его политическим коньком стало национально-религиозное возрождение (восстановление Булгара и Свияжска). Он продолжает сохранять серьезное влияние на республиканскую политику и, учитывая, что Миниханов занимается в основном экономикой и хозяйственным менеджментом и не особо касается религии, вмешиваться бывшему президенту в эту деликатную тему полагается как бы по должности и статусу. Но то, что близко и понятно ему, не всегда понятно и близко современной молодежи.

Безусловно, экстремизм должен пресекаться (исключительно правовыми методами, конечно). Но личный религиозный поиск человека, ощутившего с годами связь с поколениями, с духовным наследием своего народа, со своей малой Родиной, через старый добрый «татарский Ислам» не должен быть эталоном для всех.

Не надо всем ровнять носки

Современная модель традиционного для Татарстана Ислама только формируется. Надо этот процесс поддерживать осторожно, чтобы он шел в конструктивном ключе (например, как в Дагестане стимулируют диалог суфиев и умеренных салафитов). Ислам – это живая ткань. Пытаться же блокировать развитие, консервировать то, что кому-то близко и нравится, тем более административно-силовыми методами, очень опасно.

Ислам в Булгарии отличался от Ислама в Золотой Орде и Казанском ханстве. Все они вместе сильно отличались от Ислама времен абызов и ОМДС и, тем более, от советских и постсоветских муфтиятов. «Традиционный Ислам» тоже развивается.

В конце концов, будет своя модель традиционного для Татарстана Ислама, благотворно влияющая и цементирующая татарстанскую государственность и общество. Он, безусловно, сложится. Но это сложный и длительный процесс, порой мучительный. Не надо его искусственно осложнять, иначе вместо двух шишек татарстанские мусульмане набьют десять.

Главное, не навредить, все делать в рамках закона. И, конечно, нельзя чьи-то личные приятные ощущения детства или конъюнктурные соображения делать критерием традиционности или нет.

Если о традиционном Исламе, на мой взгляд, и говорить, то речь может идти о модели, преломленной в соответствии с внутренними требованиями самого Ислама к современным политическим, социальным, культурным условиям региона. Это некое согласование двух процессов развития: национально-государственного и религиозного. В какой-то точке они должны совпасть.

Речь именно о преломлении, а не, как порой это бывает, нагибании Ислама под какие-то политические требования в угоду чьим-то пожеланиям. Ислам сам должен адаптироваться, самоопределиться в конкретном времени и месте в соответствии со своей внутренней логикой и правилами. То, что это обязательно произойдет, т.е. будет позитивное решение, сомневаться не приходится. История – тому яркое подтверждение.

Ислам как вода. Он проникает в любые общества, культуры и политические системы, занимая в них свое месте и наполняя их живительной влагой. У Ислама есть эта удивительная особенность – преломляться к любым условиям, оставаясь самим собой.

Проблема в том, что данный процесс в Татарстане и в России в целом, несколько затянулся. Почему – это отдельный разговор. Надо стимулировать самоопределение мусульманской общины как части российского гражданского общества, а не уводить в сторону разных мифов и миражей.

Нельзя объявлять охоту на тех, кто не так молится и держит руки. Это не ханафитский мазхаб и не традиционный Ислам, а ханафизм головного мозга, который оттолкнет на многие годы молодежь от любой традиционности и даже дальше – от умеренности и созидания.

Нельзя манеру совершения намаза вводить чуть ли не в уголовный кодекс. Вопросы фикха не должны смешиваться с политикой. Власти не стоит влезать в религиозную полемику, поддерживая кого-либо. Так было на Кавказе. И это ошибка, которую теперь не знают, как исправить.

Не думаю, что опыт Таджикистана нам также будет полезен. Там официально на уровне закона запретили «салафию» и утвердили ханафитский мазхаб. За дергание пальцем в намазе, как делают салафиты, или лишнее поднимание рук до уровня плеч, как принято у шафиитов, можно получить очень большие проблемы с органами.

Это абсурд. Полное непонимание сути проблемы.

Ислам – это поклонение Всевышнему, а не власти

Нужна законность, консолидация на основе знания и открытость. Нужна креативная проповедь умеренности, гражданской активности, религиозного созидания. На этой почве надо всех объединять, а не силой загонять в полумифический «традиционный Ислам».

Если власти выбрали кавказский путь – поддержать один «ислам» против другого – это путь в тупик, выход из которого будет долгим и тяжелым. В Дагестане от такой политики отказались. Там власти сами инициировали, в конце концов, внутримусульманский диалог в попытках хоть как-то наладить нормальную религиозную жизнь.

Виновных в убийстве надо наказать, все только за, кто бы они ни были. Но нельзя внутримусульманские проблемы, особенно богословские, переводить в политическую и тем более уголовную плоскость.

Должно быть широкое объединение верующих, отвергающих терроризм и насилие, а не жесткая фильтрация мусульманских активистов по принципу лояльности определенным лидерам. Среди авраамитических религий Ислам выделяется большим сопротивлением монополизму в духовной сфере. Так что консолидация на предложенных принципах обречена.

Из-за такого подхода, как пишет Константин Казенин, в Дагестане многие были фактически вытолкнуты из легального поля – как, например, молодые харизматичные преподаватели исламских наук, оказавшиеся за бортом официально действующих мусульманских вузов, в которых они хотели работать. Все это, естественно, вело к пополнению рядов потенциальных радикалов.

Если в мечети станет душно, люди уйдут на улицу

Духовное управление мусульман РТ еще недавно можно было смело назвать, если не самым продвинутым, то одним из самых продвинутых в России. При всей жесткости иерархии, бюрократии и требующегося на все «благословения» в рамках ДУМ действовали, помимо мечетей, религиозных общин и образовательных учреждений, молодежные, женские, социально-благотворительные, общественные организации, велась по российским мусульманским меркам широкая издательская и медийная деятельность, действовали детские учреждения, проводились спортивные и культурные акции. Были даже группы мусульманских бизнесменов и врачей. Такого больше нигде в России нет.

Татарстан был уникальной в каком-то смысле регионом, где муфтият оказался структурой с реальным социальным наполнением, а не декорацией. Не секрет, что обычно у нас в стране ДУМы живут одной жизнью, а мусульмане другой. Т.е. муфтияты не пользуются никаким влиянием на массы верующих. А в этом питательная среда для радикализации мировоззрения части исламской молодежи.

В РТ исламское пространство покрывалось ДУМ процентов на 90-95. Достигалось это гибкой политикой. Муфтият охватывал почти всех – от суфиев, традиционалистов до «центристов» и умеренных салафитов. В результате практически все группы (включая молодежные) так или иначе замыкались на каких-то официальных имамов, включенных в республиканскую систему управления.

Руководство ДУМ хоть и держало все под контролем, стараясь поглотить в себя все значимые мусульманские инициативы снизу, но давало широкий коридор всем тем, кто признавал сложившиеся правила и хотел работать в рамках существующей системы. Порой это могли быть даже идеологические оппоненты, которые в рамках единой структуры, в конце концов, вносили вклад в общий результат.

Много молодежи, отучившейся за границей, нашло себе место в структуре ДУМ (что не всегда бывает, особенно на Кавказе). Был диалог и сближение со светской исламской и неисламской интеллигенцией. Тоже не без издержек – но в других регионах и того нет.

Сейчас этот баланс нарушен, система внутриисламского управления расшатана, деятельность по многим направлениям под угрозой остановки. Если и дальше всех недовольных однобокой политикой И. Файзова будут стремиться загнать «под него» административными и силовыми методами, это приведет к отторжению большинства мусульманских общин от ДУМ и, соответственно, к изоляции муфтията от своей же паствы. Молодежь уйдет из мечетей на улицу. А Файзов рискует занять положение аналогичное, скажем, полностью потерявшим авторитет деятелям от Ислама, имена которых всем хорошо известны, т. к. они уже стали нарицательными.

Разрушение сложившегося в 2000-е баланса блокировало в значительной степени масштабную социально-религиозную работу, которая сформировалась в республике. Это может привести к откату и стагнации. Работа ДУМ во многом оказалась сегодня парализована.

А если молодежная энергия не будет должным образом канализирована в легальной исламской активности, она найдет выход в «подворотнях» и «квартирных молельнях» с их вульгарным и радикальным пониманием мира и Ислама. И тогда борцы за «традиционный Ислам» получат результат обратный желаемому.

Все-таки, задача главы ДУМ при поддержке руководства региона сегодня – это, если хотите, эффективный менеджмент в сфере развивающейся снизу под воздействием множества различных факторов мусульманской жизни, а не конструирование и продавливание в угоду тем или иным силам и чиновникам некой «традиционной» идентичности, во многом мифологизированной.

А ключевая проблема в российской умме – это не противостояние «традиционности» и «нетрадиционности» и даже не «суфизма» и «ваххабизма», а конфликт прогрессивных и модернизаторских тенденций с реакционными.



19 комментариев


  1. (26.07.2012 21:51) #
    3

    ну шарипович дает, такое ляпнуть :) управленец и хозяйственник он, конечно, будь здоров. но вот в исламе чувствуется профан.
    а брату Ринату за статью пять с плюсом. таких бы людей в правительство.

    • (27.07.2012 11:58) #
      1

      ВНИМАНИЕ! МУСУЛЬМАНЕ! ВНИМАНИЕ!!!
      29 июля 2012 года в 15.00 часов на площади Театра Камала состоится ПИКЕТ протеста со следующими ТРЕБОВАНИЯМИ:
      - прекращения незаконных задержаний и арестов мусульман; - прекратить незаконные обыски; - остановить беззаконие, произвол и «топорную» работу спецслужб и их принципа «хватать всех подряд».
      Топорная работа спецслужб вызывает раздражение! Хватают всех подряд!
      По всей республике прошло более 400 арестов и более 160 обысков!
      Скажем «НЕТ!» - произволу спецслужб!
      Мы не обязаны терпеть это беззаконие!
      Потребуем выпустить незаконно арестованных!
      Это может коснутся каждого! Не будьте равнодушны! Приходите и приглашайте друзей!
      Просьба распространить эту информацию!

      ВНИМАНИЕ!!! ПИКЕТ СОГЛАСОВАН С АДМИНИСТРАЦИЕЙ г. Казани!!!
      Организаторы: Союз Татарской Молодежи «Азатлык» и мечеть «Аль-Ихлас».
      С вопросами обращаться по телефонам: 89047609301 и 89625609443

      Просьба всех, кто был задержан или же у кого были обыски оставить информацию о себе или же свои координаты. Обращаться в Союз Татарской Молодежи «Азатлык» и мечеть «Аль-Ихлас», или же звонить по вышеуказанным телефонам.

      Распространите эту информацию и обязательно участвуйте на мероприятии ради Аллаха, не оставляйте ваших братьев и религию Ислам в этот священный месяц рамадан!

  2. (26.07.2012 22:20) #
    2

    Действительно классная статья. Мощная

  3. (26.07.2012 23:41) #
    1

    Статья действительно хорошая, но хочу сделать некоторые поправки. Для начала шейх Раббия Мадхали не считает правителей типо Шаймиева и.т.д. законным правителями, и известно от его учеников на вопрос о Рамзане Кадырове он ответил что Кадыров не законный правитель Чечни. И насчет движения Талибан то да они матуридиты но, они с огромным уважением относятся к ученым Саудии прислушиваются к ним, и огромное влияние на талибан в свое время оказывал салафит шейх Абдуллах Аззам рахимуЛЛАХ шахид ИншаАЛЛАХ. И в самом талибане огромное количество салафитских отрядов, которые целые провинции контролируют.

    • (27.07.2012 12:14) #
      1

      За Мадхали давайте не будем говорить. Но египетские салафиты-мадхалиты, например, были против революции, признавали Мубарака. А Шаймиев куда лучше Мубарака.

      Аззам был скорее ихваном, а не салафитом. И вообще он погиб до того, как Талибан появился. Что касается салафитов из числа международных добровольцев в Афганистане, то они имеют отдельные структуры и с Талибаном не смешиваются. Отношения у них политические дружеские, но талибы им в регилиозную жизнь афганцев лезть не дают. только помощью пользуются или, вернее, пользовались. Щас они сами с усами.

      • (27.07.2012 12:51) #
        0

        Муфакир ты сам понимаешь что такое мадхализм, ты называешь египетских салафитов мадхалитами якобы за то что они считают Мубарака законным правителем, как же они могут быть мадхалитами, когда сам Мадхали не считает таких правителей законными, давай не путать понятия, речь тут идет не о том какие шейхи призывали выйти против Мубарака а какие нет, речь шла о том являются такие секюляристы типа Шаймиева и Мубарака законными шариатскими правителями, и я уверен что даже те Египетские шейхи которые выступили против демонстрации не считали Мубарака законным правителем, однако причины по которым они были против демонстраций могут быть разными, как понимание вопроса пользы и вреда и.т.д. хотя были салафитские шейхи египта которые призывали выйти на демонстрации.

      • (27.07.2012 13:17) #
        0

        Аззам был на салафитской акиде, манхадж у него был ихвановский, насчет салафитов Афганистана то помимо международных есть внутренние салафиты, под присягой Мулле Омару, такие провинции как Кунур и Нуристан полностью под контролем салафитов, где они ведут как оборонительный джихад, так и даъват, и это только две провинции. Конечно талибан в первую очередь ориентирован на деобанд, но они не глушат салафитов Афганистана, которые делают даъват среди народа.

  4. (26.07.2012 23:56) #
    3

    брат андиец, вроде как о мусульманах пишешь, а ни разу слово "мусульманин" не употребил. все салафиты какие-то да мутаридиты с мадхалитами. симптом нашего времени.

    • (27.07.2012 02:45) #
      1

      брат очевидно что и салафиты и матуридиты мусульмане, но к сожалению есть такие разделения, и одних мусульман называют традиционлистами молодцами, а других мусульман плохими не традиционалистами. Как видишь брат в самой статье не раз употребляются эти термины, потому что они есть и ничего с этим не поделаешь я бы тоже хотел чтоб все люди на планете называли себя мусульманами на пути ахли сунна в понимании праведных предков, но реали другие, и надо жить согласно этим реалям и разъяснять что представляет из себя то или иное течение насколько оно ближе к сунне пророка мир ему, где какие отклонения, но все это должно делаться методом конструктивного диалога на научных основах, а гонения, ущемления прав, угрозы, похищения и убийства не приведут к добру, эти борцы с вахабизмом сами не понимают в какую яму загоняют Татарстан, не думают о последствиях, не научились на ошибках других. Осел с повязкой на глазах в горной местности рано или поздно упадет в пропасть, а этих людей Аллах наделил разумом, но они хуже слепог осла, потому что они осознанно двигаются с открытыми глазами к этой пропости.

  5. (27.07.2012 02:16) #
    0

    "Вопросы фикха не должны смешиваться с политикой. Власти не стоит влезать в религиозную полемику, поддерживая кого-либо."
    " нельзя внутримусульманские проблемы, особенно богословские, переводить в политическую и тем более уголовную плоскость."
    Очень верные замечания, и хороший на мой взгляд анализ деятельности ДУМов. Хотя ДУМ РТ, немного по-моему перехвалил.
    И салафиты по акыде, редко ханафиты по фикху.Обычно не признание таклида за учеными в вопросах фикха, влечет такое же отношение, даже более рьяное, в вопросах акиды. Тут вообще не соглашусь. Думаю в 90% случаях эта не так.
    И про главный конфликт, который якобы между: "прогрессивных и модернизаторских тенденций с реакционными", ну совсем нельзя согласиться. А это стоит последним в статье и это главное. Т.е. с публицистической частью, с анализом оргструктур получается, а если замахнутся на Уильяма на нашего на Шекспира, как в случае с реакционерами, которые против модернистов, то позвольте, вам не позволить.
    И если описывать картину обязательно в этих терминах, что для меня под большим вопросом и в таком черно-белом виде, прошу считать меня, этим..как его, реакционэром:)!

    • (27.07.2012 12:18) #
      1

      Кстати, в Татарстане очень многие салафиты (по акыде) намаз делают по-ханафитски. Так во многих истор. традиционно ханафитских регионах бывшего Союза. Сам видел.

      С тезисом автора о конфликте модернизаторов-реакционеров согласен. А вам, Исмаилов, как это видится? В чем ключевовое противоречие в российской умме? Подскажите. А то вы критикнули, а своей версии не дали.

      • (28.07.2012 00:15) #
        -1

        "А ключевая проблема в российской умме ..конфликт прогрессивных и модернизаторских тенденций с реакционными."
        На это утвердение ответить? Статья про одно, а такой важный вывод, сделал одним предложением.
        Это слишком важный вопрос, тут одного утверждения недостаточно. Не вижу аргументации, нечего опровергать.
        Свою точку зрения, в режиме комментария не дам, а полноценные статьи, которые противоречат мнению Мухаметова на Ансаре не публикуют.

  6. (27.07.2012 03:55) #
    0

    Мухаметов диагностировал у шаймиева патологический ханафизм головного мозга.

    Добро пожаловать в Татарстан!

  7. (27.07.2012 04:15) #
    -2

    А что значит политика- это управление делами человека- государства, а кто лучше Аллаха может управлять? Исполнение законов от Создателя вот что нам нужно! Всех, а не частично!

  8. (27.07.2012 11:58) #
    1

    ВНИМАНИЕ! МУСУЛЬМАНЕ! ВНИМАНИЕ!!!
    29 июля 2012 года в 15.00 часов на площади Театра Камала состоится ПИКЕТ протеста со следующими ТРЕБОВАНИЯМИ:
    - прекращения незаконных задержаний и арестов мусульман; - прекратить незаконные обыски; - остановить беззаконие, произвол и «топорную» работу спецслужб и их принципа «хватать всех подряд».
    Топорная работа спецслужб вызывает раздражение! Хватают всех подряд!
    По всей республике прошло более 400 арестов и более 160 обысков!
    Скажем «НЕТ!» - произволу спецслужб!
    Мы не обязаны терпеть это беззаконие!
    Потребуем выпустить незаконно арестованных!
    Это может коснутся каждого! Не будьте равнодушны! Приходите и приглашайте друзей!
    Просьба распространить эту информацию!

    ВНИМАНИЕ!!! ПИКЕТ СОГЛАСОВАН С АДМИНИСТРАЦИЕЙ г. Казани!!!
    Организаторы: Союз Татарской Молодежи «Азатлык» и мечеть «Аль-Ихлас».
    С вопросами обращаться по телефонам: 89047609301 и 89625609443

    Просьба всех, кто был задержан или же у кого были обыски оставить информацию о себе или же свои координаты. Обращаться в Союз Татарской Молодежи «Азатлык» и мечеть «Аль-Ихлас», или же звонить по вышеуказанным телефонам.

    Распространите эту информацию и обязательно участвуйте на мероприятии ради Аллаха, не оставляйте ваших братьев и религию Ислам в этот священный месяц рамадан!

  9. (27.07.2012 14:43) #
    3

    Статья очень толковая. Очень жаль только, что ее качество несколько снижает наивность автора. В частности, говоря и достижениях Татарстана и об авторстве в них Шаймиева, РМ демонстрирует явное незнание реалий республики. Да нет у Татарстана никаких достижений, живем как и все в Русне, не хуже, но и не лучше, щаймиевский "суверенитет" оказался очень кратковременным явлением, в том числе и благодаря беззубости местной элиты. Ни в экономике, ни в политике Бабай себя ничем особо не зарекомендовал. Единственно, в чем Шаймиев уникален, так это только в умении выдавать свое дремучее невежество за глубокое знание предмета. В частности, Ислам Шаймиев знает на уровне деревского интеллигента 60-х годов, но послушать его, так он имеет познание сахабов. Для примера возьмем столь часто повторяемые им слова "традиционализм" и "ханафизм". Традиционно к чему? Не уточняется. Между тем можно быть традиционным относительно понимания Ислама отмеченных в статье деревенских бабаев-это одно, а относительно понимания Ислама сахабами-другое.Так о традиционности относительно кого говорит Шаймиев? Опять непонятки. Между прочим, наиболее правильными традиционалистами являются как раз салафиты, а не татарское духовенство после конца ХУ111 в. То же самое относится и к понятию "ханафизм". Шаймиев, говоря о ханафизме, имеет в виду "толерантный", а проще говоря, конформистский, вариант Ислама. Между тем, Абу_Ханифа сам заявлял, что военный джихаж гораздо более предпочтительнее 50-ти хаджей, ханифизм же является наиболее воинственным мазхабом Ислама, не зря же и Османская империя,и империя Великого Могола, да и теперешние афганцы придерживались и придерживаются ханифизма. А то, что столь мило сердцу Бабая, является ахмедианством, которое выходит за пределы Ислама. Знай все это Шаймиев, он бы наверное изменил свою позицию, или бы помалкивал. Очень жаль, но он не делает ни первого, ни второго. В связи с этим, я бы порекомендовал уважаемому мною безгранично Ринату Мухамедову умерить его пыл в восхвалении Шаймиева.

  10. (27.07.2012 15:49) #
    1

    «Традиции должны подводиться под шариат, а не наоборот». Юсуф аль – Кардави. Из книги «Дозволенное и запретное в Исламе»

  11. (27.07.2012 19:33) #
    0

    Только полное претворение шариата решит все наши проблемы! И, иншалла, довольства Всевышнего Аллаhа, мы добъемся только путем соблюдения Его норм и правил касательно всех вопросов! На сегодняшний день мы не можем полностью соответствовать исламскому образу жизни и следовательно, Аллаh этим недоволен! Поэтому мы должны стремиться к полному претворению Ислама и работать на этом пути!
    Что касается последних событий, по поводу массовых задержаний братьев, то мусульмане выглядят как беспомощные игрушки, с которыми можно играть, потом разбрасывать и ломать! И действительно, что мы наблюдаем в последние дни: с мусульманами что хотят, то и творят. Безосновательно забирают, минимум двое суток держат, с родными и близкими встречи на дают, передачки не принимают, и по истечении срока задержания, как ни в чем не бывало отпускают или продлевают срок. И это еще при условии, когда собрались братья и сестры в зданиях суда с поддержкой задержанных. Одному Аллаhу известно, какое решение вынесет суд, если никто, кроме родных не придут. Ведь большое значение имеет количество протестующих. Одно дело, когда их 5-6, и совсем другое когда свыше 50. Но все же такие цифры для Казани, где проживают десятки тысяч мусульман, являются смешными! Учитывая количество мечетей в городе и то что они переполнены на таравих, из десяток тысяч братьев пришли только 50 человек!!! Задумайтесь братья! Ведь судят наших братьев!
    Надеясь и уповая только на Аллаhа, думаю, что в запланированный в воскресенье пикет, выйдут тысячи братьев, дабы это проблема не только родных и близких задержанных, а проблема всей Уммы!
    Да будет доволен нами Аллаh и простит нам наши грехи! Амин!

  12. (30.07.2012 16:04) #
    0

    Как связаться с администрацией сайта??