Дамир Хайретдинов: Мусульманам СНГ нужен дееспособный Совет

Мусульманский религиозный истеблишмент целого ряда стран СНГ поддержал выдвинутое на VII Мусульманском форуме предложение председателя СМР шейха Равиля Гайнутдина о создании Совета муфтиев СНГ. Мы попросили прокомментировать это событие историка, этнолога, известного специалиста по исламу Дамира Хайретдинова.

- Безусловно, предложение шейха Равиля Гайнутдина чрезвычайно актуально в свете интеграционных проектов, которые озвучил глава российского правительства Владимир Путин этой осенью. Создание Совета муфтиев СНГ станет своевременным ответом на вызовы, стоящие перед мусульманскими общинами наших стран. Следует особо отметить, что мусульмане постсоветского пространства в подавляющем большинстве принадлежат к одной богословской школе – ханафитскому мазхабу. Для интеграции с мусульманами Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана и Крыма ставка должна быть сделана на доктринальное единство, основанное на принадлежности их всех к ханафитской школе.

С другой стороны, в России проживают и большие общины из числа шафиитов – на Северном Кавказе. В этом плане мы можем и должны говорить о суннитском направлении в исламе, которого придерживаются, таким образом, более 90% всех мусульман СНГ.

Почему это важно? Как все понимают, сунниты отличаются в своей религиозной практике, в своей идеологии и целеполагании от других идеологических течений в исламе. Нам важно совместно с муфтиями, ректорами исламских вузов и медресе стран СНГ адекватно ответить на вызовы со стороны носителей других идеологических воззрений. Во многих странах СНГ актуальна проблема так называемой салафии – когда молодые люди, нахватавшись верхов в исламе, считают себя умнее действующих имамов, а то и вовсе выносят «фетвы» по разным вопросам.

Для Таджикистана опасны тенденции наметившейся шиитизации тысяч молодых таджиков, выезжающих на обучение в Иран. Часть из этих молодых людей действуют умеренно, другие отличаются известным радикализмом. На основе положений ханафитского мазхаба мы в состоянии совместными усилиями идеологически разоружить этих «юношей с горящими глазами». К примеру, вполне возможно отменить любое правовое решение богословов других стран и эпох, если таковые будут признаны противоречащими принципу «общественной пользы». Это – неотъемлемое право просвещенных имамов, которые придерживаются ханафитского принципа истихсана.

Таков общий фон, на котором прозвучало предложение шейха Равиля Гайнутдина. Теперь о конкретике самого проекта. Он был озвучен и громогласно поддержан участниками VII Мусульманского форума, в т.ч. верховными муфтиями Казахстана, Кыргызстана, советником муфтия Таджикистана и т.д. Надо понимать, что решение о создании этого органа – Совета муфтиев СНГ – это суверенное право самих муфтиев стран СНГ и их аппаратов. Не надо им указывать менторским тоном: мол, уже есть Консультативный совет мусульман СНГ, и хватит с вас. «It’s not your business», – сказали бы в таком случае европейцы.

Кстати, о Консультативном совете мусульман СНГ, заседания которого ни разу не проводились. Его возглавил гражданин Азербайджана, председатель Управления мусульман Кавказа Аллахшукюр Паша-заде. С точки зрения шариата, главным имамом (председателем шуры, в которую входят имамы или муфтии) должен быть представитель доминирующего мазхаба. Согласно фетвам, которые издавали шиитские муджтахиды, шиит не может являться имамом в суннитской общине. Так что очень странно, что «мусульмане СНГ» выбрали именно его главой этого виртуального совета.

Если бы данная организация хоть в чем-то проявила свою активность, помогла хоть как-то в решении проблем мусульманской уммы – отношение к ней было бы более определенное. Но на данный момент это – недееспособная структура, существующая только в виртуальном пространстве. Она ровным счетом никогда нигде ничего не сделала. Ее не было ни в Кыргызстане после известных событий в Оше и Джалалабаде, ни в Южной Осетии после известного конфликта. Почему? – потому что ее лидер индифферентен по отношению не только к проблемам мусульман СНГ и России (речь идет о любых актуальных проблемах в принципе, от издания богословской литературы до вопросов миллионов мусульман-мигрантов в российских мегаполисах), но и к проблемам мусульман Азербайджана.

Совершенно не случайно, что азербайджанская элита подустала от такого неэффективного менеджмента, хотя и сменить нынешнего руководителя, в силу его связей и звания, не представляется возможным. При нем имело место закрытие суннитских мечетей в этой республике, резкое обострение отношений с шиитскими богословами Ирана, полная потеря влияния на мусульман соседней Грузии. В силу нерешаемого десятилетиями карабахского конфликта Управление мусульман Кавказа не имеет ни малейшей возможности опекать немногие оставшиеся мечети в Армении и Карабахе (единственная мечеть в Ереване находится на попечении Ирана). То есть руководимая А.Паша-заде религиозная структура растеряла почти всё, что когда-то имела, но при этом с завидным упорством расширяет свою значимость виртуальным путем – через переименование. Из Закавказского управления она в одночасье якобы превратилась в обще-кавказское.

Как бы то ни было, 14 ноября участники VII Мусульманского форума посчитали нужным создать собственный Совет муфтиев СНГ. Еще раз подчеркну: никто со стороны не имеет права диктовать им, представителям независимых государств, что можно создавать, а что – нельзя, с кем им можно объединяться, а с кем – нет. В конце концов, муфтияты в России вольны входить в состав централизованных религиозных организаций или выходить из них, создавая пятый, шестой, сто тридцатый «независимый» «центр ислама». Почему кто-то, уже немало постаравшийся в деле раскола российских мусульман, пытается запретить муфтиям СНГ объединиться?!

VII Мусульманский форум уже получил высокую оценку со стороны множества экспертов. Нет сомнений, что когда его основные задачи начнут воплощаться в жизнь, это событие удостоится соответствующих оценок и со стороны политических лидеров наших стран, которые реализуют идею Евразийского союза: В.В. Путина, Н.А. Назарбаева, А.Ш. Атамбаева. Потому что интеграционные процессы стран СНГ – не просто политический заказ, а насущная необходимость, веление времени, и мусульмане не имеют права остаться в стороне от этого мощного движения вперед. Центром активности мусульман СНГ могли стать другие столицы. Но предложение о Совете муфтиев СНГ последовало из Москвы от москвича – шейха Равиля Гайнутдина. Аль-хамду лиллях, так тому и быть: пусть Москва вновь станет центром интеграционных процессов на пространстве СНГ – не только экономических и политических, но и религиозных.



12 комментариев


  1. Узун
    (24.11.2011 18:00) #
    0

    "чрезвычайно актуально в свете интеграционных проектов, которые озвучил глава российского правительства Владимир Путин этой осенью."
    Главная мысль статьи. А все остальное декорации.

  2. Халида
    (25.11.2011 00:03) #
    0

    Во многом соглашаясь С Дамиром Хайретдиновым,не пойму,какое право мы имеем указывать в отношении независимого государства Таджикистан, говоря:"Для Таджикистана опасны тенденции наметившейся шиитизации тысяч молодых таджиков, выезжающих на обучение в Иран"? В России Хайретдиновы пугают опасностью "салафии, хизбутами и другими мусульманами", а независимых государств СНГ -шиизмом? Браво, Хайретдинов - верной дорогой,идете товарищи!

  3. Тахир
    (25.11.2011 16:14) #
    0

    Уважаемая Халида, вы просто не были в Таджикистане и не общались там с местными имамами.

  4. Македонский
    (25.11.2011 17:07) #
    0

    А каким образом Совет муфтиев СНГ будет бороться с шиизмом или салафизмом или иными инакомыслящими? Будет создан некий репрессивный аппарат, ну типа "мусульманской инквизиции"? Или имамы и муфтии всех инакомыслящих будут передавать в руки спецслужб соответствующих стран?

  5. Фархад
    (25.11.2011 17:21) #
    0

    Ассаламу алейкум.Было бы хорошо для нас среднеазиатов общее пространство с Россией.Не помешало бы привить нашим народам "татарской умеренности"...Мы,таджики ЗА!!...но благо ли для вас-россиян?

  6. Македонский
    (25.11.2011 17:33) #
    0

    Фархад, у вас ностальгия по Советскому Союзу с его направляющей и ведущей ролью Партии, или просто хочется жить как в России, а еще лучше как в Москве? Если второе, то возрождение Советского Союза в форме Новой Российской Империи вам не поможет.

  7. Фархад
    (25.11.2011 17:56) #
    0

    В одну воду дважды не прыгнеш.Конечно не будет того...что было.Не в смысле благосостояния,а приобщенности к российской умме.Евразия-хорошая мысль,и Совет мусульман СНГ-тоже...Ну,и кому не хочеться хорошо жить?

  8. Тахир
    (25.11.2011 18:22) #
    0

    Аразве здесь написано про борьбу с инакомыслием? Вроде сказано "идеологически разоружить", а это согласитесь не одно и тоже. и потом насколько я понял, речь прежде всего идет о профилактике радикализма как такового - без разницы со стороны "салафитов, суфиев или шиитов".

  9. Македонский
    (25.11.2011 19:03) #
    0

    Тахир, а кто мешает делать эту профилактику и "идеологически разоружать" сейчас? Почему сейчас это невозможно, а как только создастся Совет муфтиев СНГ так сразу и станет возможно? Ничего не измениться кроме одного, а именно: будущему президенту России принесут в подарок идеологический инструмент для его новой идеи - создания Новой Российской империи на базе несуществующего СНГ. Кстати, подозреваю, что это новая национальная идея России.

  10. АбуМухаммад
    (26.11.2011 12:15) #
    0

    Дамирэфенди. У нас в России на столько все на счет ислама в "школаде" что мы еще объеденять еще кого либо??? у нас уже 5 структур которые объядиняют разные структуры. и каждый считает себе самый самый - традиционный, миролюбивый, приближеный к государству, государственный и тд и тп. мы свои проблемы не можем решить еще лезхим куда то?? в том же Узбекистане,Казахстане по одному муфтияту они резонно могут сказать чему Вы нас можете научить???

  11. АбуМухаммад
    (26.11.2011 12:24) #
    0

    а по поводу профилатике "идеологического разоружения" пока в нашей стране это проводится в виде запрета исламской литературы, посадки официальнных имамов, преследование молодежи из ХТ.Таблиг,саляфитов и даже суфиев - ИД САД. ни самой не маловажное сначала вы должны воспитать своих муфтиев и имамов на учить их находить объщий язык с молодежью. научить их скромности иномарки, особники и тд. эта молодежь и х родные и близкии резонно задают вопросы откуда у "наших духовных" отцов все это???

  12. АбуМухаммад
    (26.11.2011 12:28) #
    0

    Это молодежь спрашивает. Мои родители и мы трудимся не покладая рук и у нас нет таких мариальных благ. такм сколько зарабатывают наши муфтии и имамы?? этоа молодежи находтя порядочность, блогородность и помощь в различных джаммаатах. наверное необходимо начать эти всем структрам с себя а потом уже "учить жизни и родину любить" не так ли нам говарил Пророк Мухаммад(САС), сподвижники, Имамы АбуХанифа, Шафии?

  13. Гость
    (29.12.2011 12:19) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  14. Гость
    (29.12.2011 20:20) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  15. Гость
    (30.12.2011 16:19) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  16. Гость
    (01.01.2012 16:54) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  17. Гость
    (01.01.2012 21:06) #
    0

    Комментарий удален модератором.