Дамир Хайретдинов: Мусульманам СНГ нужен дееспособный Совет

Мусульманский религиозный истеблишмент целого ряда стран СНГ поддержал выдвинутое на VII Мусульманском форуме предложение председателя СМР шейха Равиля Гайнутдина о создании Совета муфтиев СНГ. Мы попросили прокомментировать это событие историка, этнолога, известного специалиста по исламу Дамира Хайретдинова.

- Безусловно, предложение шейха Равиля Гайнутдина чрезвычайно актуально в свете интеграционных проектов, которые озвучил глава российского правительства Владимир Путин этой осенью. Создание Совета муфтиев СНГ станет своевременным ответом на вызовы, стоящие перед мусульманскими общинами наших стран. Следует особо отметить, что мусульмане постсоветского пространства в подавляющем большинстве принадлежат к одной богословской школе – ханафитскому мазхабу. Для интеграции с мусульманами Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана и Крыма ставка должна быть сделана на доктринальное единство, основанное на принадлежности их всех к ханафитской школе.

С другой стороны, в России проживают и большие общины из числа шафиитов – на Северном Кавказе. В этом плане мы можем и должны говорить о суннитском направлении в исламе, которого придерживаются, таким образом, более 90% всех мусульман СНГ.

Почему это важно? Как все понимают, сунниты отличаются в своей религиозной практике, в своей идеологии и целеполагании от других идеологических течений в исламе. Нам важно совместно с муфтиями, ректорами исламских вузов и медресе стран СНГ адекватно ответить на вызовы со стороны носителей других идеологических воззрений. Во многих странах СНГ актуальна проблема так называемой салафии – когда молодые люди, нахватавшись верхов в исламе, считают себя умнее действующих имамов, а то и вовсе выносят «фетвы» по разным вопросам.

Для Таджикистана опасны тенденции наметившейся шиитизации тысяч молодых таджиков, выезжающих на обучение в Иран. Часть из этих молодых людей действуют умеренно, другие отличаются известным радикализмом. На основе положений ханафитского мазхаба мы в состоянии совместными усилиями идеологически разоружить этих «юношей с горящими глазами». К примеру, вполне возможно отменить любое правовое решение богословов других стран и эпох, если таковые будут признаны противоречащими принципу «общественной пользы». Это – неотъемлемое право просвещенных имамов, которые придерживаются ханафитского принципа истихсана.

Таков общий фон, на котором прозвучало предложение шейха Равиля Гайнутдина. Теперь о конкретике самого проекта. Он был озвучен и громогласно поддержан участниками VII Мусульманского форума, в т.ч. верховными муфтиями Казахстана, Кыргызстана, советником муфтия Таджикистана и т.д. Надо понимать, что решение о создании этого органа – Совета муфтиев СНГ – это суверенное право самих муфтиев стран СНГ и их аппаратов. Не надо им указывать менторским тоном: мол, уже есть Консультативный совет мусульман СНГ, и хватит с вас. «It’s not your business», – сказали бы в таком случае европейцы.

Кстати, о Консультативном совете мусульман СНГ, заседания которого ни разу не проводились. Его возглавил гражданин Азербайджана, председатель Управления мусульман Кавказа Аллахшукюр Паша-заде. С точки зрения шариата, главным имамом (председателем шуры, в которую входят имамы или муфтии) должен быть представитель доминирующего мазхаба. Согласно фетвам, которые издавали шиитские муджтахиды, шиит не может являться имамом в суннитской общине. Так что очень странно, что «мусульмане СНГ» выбрали именно его главой этого виртуального совета.

Если бы данная организация хоть в чем-то проявила свою активность, помогла хоть как-то в решении проблем мусульманской уммы – отношение к ней было бы более определенное. Но на данный момент это – недееспособная структура, существующая только в виртуальном пространстве. Она ровным счетом никогда нигде ничего не сделала. Ее не было ни в Кыргызстане после известных событий в Оше и Джалалабаде, ни в Южной Осетии после известного конфликта. Почему? – потому что ее лидер индифферентен по отношению не только к проблемам мусульман СНГ и России (речь идет о любых актуальных проблемах в принципе, от издания богословской литературы до вопросов миллионов мусульман-мигрантов в российских мегаполисах), но и к проблемам мусульман Азербайджана.

Совершенно не случайно, что азербайджанская элита подустала от такого неэффективного менеджмента, хотя и сменить нынешнего руководителя, в силу его связей и звания, не представляется возможным. При нем имело место закрытие суннитских мечетей в этой республике, резкое обострение отношений с шиитскими богословами Ирана, полная потеря влияния на мусульман соседней Грузии. В силу нерешаемого десятилетиями карабахского конфликта Управление мусульман Кавказа не имеет ни малейшей возможности опекать немногие оставшиеся мечети в Армении и Карабахе (единственная мечеть в Ереване находится на попечении Ирана). То есть руководимая А.Паша-заде религиозная структура растеряла почти всё, что когда-то имела, но при этом с завидным упорством расширяет свою значимость виртуальным путем – через переименование. Из Закавказского управления она в одночасье якобы превратилась в обще-кавказское.

Как бы то ни было, 14 ноября участники VII Мусульманского форума посчитали нужным создать собственный Совет муфтиев СНГ. Еще раз подчеркну: никто со стороны не имеет права диктовать им, представителям независимых государств, что можно создавать, а что – нельзя, с кем им можно объединяться, а с кем – нет. В конце концов, муфтияты в России вольны входить в состав централизованных религиозных организаций или выходить из них, создавая пятый, шестой, сто тридцатый «независимый» «центр ислама». Почему кто-то, уже немало постаравшийся в деле раскола российских мусульман, пытается запретить муфтиям СНГ объединиться?!

VII Мусульманский форум уже получил высокую оценку со стороны множества экспертов. Нет сомнений, что когда его основные задачи начнут воплощаться в жизнь, это событие удостоится соответствующих оценок и со стороны политических лидеров наших стран, которые реализуют идею Евразийского союза: В.В. Путина, Н.А. Назарбаева, А.Ш. Атамбаева. Потому что интеграционные процессы стран СНГ – не просто политический заказ, а насущная необходимость, веление времени, и мусульмане не имеют права остаться в стороне от этого мощного движения вперед. Центром активности мусульман СНГ могли стать другие столицы. Но предложение о Совете муфтиев СНГ последовало из Москвы от москвича – шейха Равиля Гайнутдина. Аль-хамду лиллях, так тому и быть: пусть Москва вновь станет центром интеграционных процессов на пространстве СНГ – не только экономических и политических, но и религиозных.



комментариев