“Чемпионат мира с арабским вкусом…“

Мухамед Салах - человек, который стал для Египта больше, чем просто звездой футбола, скорее, неким символом национального единства. Это один из немногих египетских футболистов, который добился признания на международной арене. Превосходная техника, высокая скорость работы с мячом, голевое чутье, результативность – пожалуй, идеальный набор для нападающего.

Кроме профессиональных достоинств, нельзя не упомянуть его активное участие в благотворительной деятельности. Также стоит отметить, что Салах представляет цвета одной из самых популярных команд в мире – английского «Ливерпуля», чьи болельщики недавно признались: “Мухамед стал причиной нашего интереса к Исламу”. Он и произнес в интервью прессе фразу, вынесенную нами в заголовок.

Что хотел сказать Салах этой фразой? Первая мысль, что приходит на ум – в Россию приедет рекордное количество стран из арабского мира. Никогда прежде на чемпионат мира не попадали четыре арабских команды (Египет, Тунис, Марокко, Саудовская Аравия). Учитывая политические реалии, царящие в арабском мире, где народное пробуждение, прежде внушавшее оптимизм, закончилось, а на смену ему пришли уныние и апатия (в лучшем случае), можно сказать, что футбол – один из немногих действующих “антидепрессантов”.

С точки зрения мирового футбола, арабы мало что интересного могут представить миру. Обычно, любовь к избранному делу и многолетние тренировки могут сделать (не гарантированно, разумеется) из любителя профессионала. Но арабы не могут относиться к футболу, как к средству наживы и построения карьеры. Для них, в первую очередь, это игра. Игра, безусловно, выражаясь в стиле Салаха, имеет “языческий привкус”.

В современном мире суть того или иного явления ускользает от внимания. Известный французский философ Жан Бодрияр так характеризует эпоху постмодерна: «Мы живем в эпоху симуляций. Процесс симуляций приводит к возникновению симулякров (репро­дукции объектов и событий). В результате очень трудно отличить ре­альное от тех вещей, которые симулируют реальность”. Мир футбола амбивалентен, с одной стороны, это красивая картинка, пропаганда здорового образа жизни, с другой - обреченность на отсутствие смысла. В этом году кубок у одной команды, в следующем – у другой, здесь нет финализма, который предполагает концовку придающей всему смысл. Мы получаем свойственную для политеизма идею циклического времени.

Футбол играет в современном обществе весьма серьёзную роль. Это праздник в удручающем пейзаже экономического материализма, полтора часа тревог, ожиданий, восторгов, так сказать, оазис нормального бытия в пустынях ежедневности, занятие несомненно языческое. Нельзя устранить огонь, случай, стихию, хаос из футбола. Скажут: футбол попал под каток современной деловой уравниловки, это полигон бизнеса, политических, финансовых, патриотических спекуляций. Да. Но тем не менее, даже предварительный сговор, даже пристрастие арбитра не в силах исключить ослепительности… момента. Пенальти… высокий вольтаж ожидания; немыслимый бросок вратаря в направлении верхнего угла ворот; невероятное – нападающий «мажет» с двух метров в пустые ворота, падает, сражённый, словно корибант перед алтарём Кибелы; дальний пас на уровне головы, игрок опрокидывается на спину, выбрасывает ногу, штанга сотрясается, стадион, нет, это не стадион, это цунами, вулканическое извержение, неистовая стихия. Как говорят современные люди, ради таких моментов стоит жить.

Как бы то ни было, у всякого крупного футбольного мероприятия имеется своя политическая подоплека. Да, часто можно услышать что-то вроде: “Футбол – чисто спортивное мероприятие, в котором игроки не представляют те или иные политические лагеря”. Звучит красиво, но в этом мало правды. Небезызвестен исторический матч в оккупированном Киеве, когда советские футболисты одержали верх над немецкими, за что поплатились жизнью. Не углубляясь в дебри истории, можно вспомнить тот накал, который присутствовал перед матчем “Иран-США”, на чемпионате мира 1998 года. Выигрыш Ирана воспринимался в Тегеране как победа на поле боя. Несмотря на то, что обе команды вылетели на групповой стадии, “Принцы Персии” выполнили главную задачу поездки во Францию (взятия кубка от них никто не ожидал).

Получается, что, кроме создания эффектного шоу для толпы, футбол служит политическим задачам по заказу элит. Таким образом, чемпионат с максимальным присутствием арабских команд – сближает верхи с народными массами, делает более прочным не только международное спортивное взаимодействие, но и экономическое, а самое главное – политическое. Для мусульман России крайне важно нормальное взаимодействие этой страны с представителями исламского мира. Только союзнические отношения способны стереть границу, формирующую шизофреническую раздвоенность между мусульманином, с одной стороны, сочувствующим единоверцам, и, с другой - добропорядочным гражданином своей страны.

Будем надеяться, что чемпионат мира с “арабским вкусом” сблизит исламский мир и Россию, сделает их более понятными друг другу. Непонимание важности этих взаимоотношений может стать фактором, способствующим усилению радикальных настроений, в том числе и внутри самой России, а не только лишь на “дальних подступах”.

Кстати говоря, известно, что глава террористического ИГ (запрещенного на территории РФ) Абу Бакр аль-Багдади большой любитель футбола, в прошлом - нападающий местного джамаата. Выходит, за чемпионатом будет следить не только благонамеренная публика. Как бы не вышло, чтобы фраза Салаха приобрела зловещий смысл…



комментариев