Али Тальковский: «Мусульмане России помогут решить проблемы белорусских верующих»

В саратовском медресе «Шейх Саид» завершилась зимняя сессия. В течение двух недель студенты заочного отделения слушали лекции по исламским дисциплинам. Первые экзамены по фикху, сире и таджвиду успешно сдал иностранный студент – председатель минской религиозной общины мусульман «Свет Ислама» Али Тальковский. Корреспондент "Ансар.Ру" встретился с гостем из Белоруссии и узнал, как живут и с чем сталкиваются верующие соседнего государства.

- Расскажите, как вы решили получить религиозные знания за пределами Белоруссии и почему поступили именно в саратовское медресе «Шейх Саид»?

- Получить религиозное образование для меня является необходимостью в силу занимаемой должности в общине. В республике Белоруссия исламских вузов нет, при мечетях и крупных общинах проводятся лишь курсы для взрослых и детей. Поэтому я начал искать медресе в России. Было несколько вариантов, в какое религиозное учебное заведение поступить, например в Казани. Но в итоге я остановился на саратовском медресе «Шейх Саид» ввиду нескольких факторов - обучение на заочном отделении проводится на русском языке (в Казани – на татарском), плюс удобное сообщение поездом между Минском и Саратовом.

- Насколько распространен Ислам в Белоруссии?

- В основном Ислам распространен в местах компактного расселения татар еще с времен Великого княжества Литовского. Мусульмане проживают в западных областях – Гродненская, Минская, Витебская, Брестская – уже на протяжении шести веков. Больше всего общин в Гродненской области.

Но вместе с тем по численности мусульмане являются меньшинством. Согласно переписи 2009 года Ислам назвали своей религией около 30 тысяч человек. При этом мусульманская община республики довольно разношерстная – она представлена татарами, выходцами из Средней Азии и Афганистана.

В Белоруссии всего 9 мечетей. До Великой Отечественной войны было 11 мусульманских храмов и 7 молельных домов. Позже осталась только одна мечеть в городе Ивье Гродненской области. Она продолжала работать в советское время. В 90-е годы началось открытие и строительство остальных мечетей. Кстати, большинство существующих мусульманских общин появилось именно в это время.

С 2004 года в Минске строится Соборная мечеть. Сейчас при ней функционирует приспособленное помещение для проведения Джума-намазов. В столице еще есть несколько мусаллей, где также проводятся коллективные молитвы.

- Как власть относится к мусульманам?

- Со стороны властей притеснения и дискриминации по конфессиональному признаку мусульмане не испытывают. Высшее руководство республики налаживает отношения с мусульманскими странами. Президент осенью побывал в Катаре и пригласил эмира страны посетить Белоруссию этой зимой.

- Как в республике обстоят дела с халяль продукцией?

- До сих пор тема халяль остро стоит среди мусульман. Большой проблемой остается найти разрешенную Шариатом продукцию не только в Минске, но и в самой Белоруссии. В столице на двухмиллионное население работает всего два халяль-кафе и несколько павильонов на рынке, где можно приобрести мясные продукты.

Полноценных магазинов у нас пока нет. К сожалению, из-за малочисленной общины предпринимателям становится нерентабельно держать целый магазин, где не будут, например, продаваться алкоголь и другие запрещенные Исламом продукты.

Аналогичная ситуация с магазинами одежды для мусульманок – в Минске таких просто нет. Соблюдающие предписания Ислама сестры либо сами шьют одежду, либо привозят ее из-за границы, в том числе из России.

Зато исламскую литературу можно купить в любом крупном столичном книжном магазине без проблем.

- Вы являетесь председателем общины «Свет Ислама». Расскажите про ее деятельность.

- Наша община работает достаточно давно. Я возглавил «Свет Ислама» в прошлом году после смерти бывшего муфтия республики Исмаила Вороновича. Он одновременно был и муфтием и председателем общины.

В будние дни мы проводим религиозные занятия для взрослых, в выходные - для детей. Из-за небольшой площади помещения на занятия могут прийти не все желающие. В скором времени у нас появится преподаватель для женщин: наша сестра, студентка казанского медресе, уже заканчивает учебу и по возвращении будет преподавать основы религии.

Сегодня у нашей общины нет своего здания. По мере возможностей мы арендуем небольшое помещение в центре Минска. Координаты "Света Ислама" есть в различных справочниках города.

Во время Рамадана мы стараемся объединить максимальное количество верующих. Четыре дня в неделю община проводит коллективные ифтары, в выходные дни - собираем на вечернее разговение до 70 человек в городском халяль-кафе. В дни праздника окончания Поста и Курбан-байрама для детей устраиваем утренники.

Минской общиной ежемесячно выпускается газета «Мусульманский вестник». Название для печатного издания нам предложил покойный муфтий Воронович. В газете с небольшим тиражом мы стараемся осветить жизнь мусульман республики, публикуем статьи на религиозные темы. Есть постоянные рубрики, например, "Хадис и его толкование".

Также мы ведем сайт Islam.by. Помимо рубрик на религиозные темы – «Вопрос-ответ», Коран и хадисы – публикуем новости о жизни мусульман Белоруссии и за ее пределами.

- Какие проблемы, на Ваш взгляд, испытывают мусульмане республики?

- Главная проблема мусульман республики – ее малочисленность. К тому же у большинства общин нет собственных помещений. От этого мы не можем полноценно развиваться.

Также нас сильно волнует процесс этнической и религиозной ассимиляции. Она проходит достаточно быстрыми темпами, и среди мусульман немало случаев, когда отец считает себя татарином и мусульманином, а его дети и внуки – белорусами. Потом они перестают считать себя мусульманами.

До сих пор в республике остро стоит вопрос наличия людей, имеющих знания об Исламе. В связи с чем общины стали направлять мусульман на учебу в различные религиозные вузы. После возвращения в родной город выпускники вузов смогут применять полученные знания на благо мусульман.

Немаловажной, а может, даже первостепенной проблемой белорусских мусульман является их слабое религиозное сознание. Нельзя сказать, что оно не меняется, но это происходит очень медленно. Показателем может служить тот факт, что в Минске до сих пор нет мусульманского кладбища. Хоронят столичных мусульман за 40 километров от столицы.

- Как решить эти проблемы?

- Мы постоянно находимся в поиске оптимальных решений. Для этого, в первую очередь, необходимо решить кадровый вопрос, затем перейти к формированию соответствующей исламской инфраструктуры. Пока же она находится на первоначальном этапе.

Также мы стараемся налаживать отношения с верующими из других регионов. Среди членов нашей общины есть предложение провести просветительские курсы для мусульманской молодежи республики. Также нередко появляются идеи собраться всем вместе и организовать различные мероприятия, например, футбольный турнир среди общин Белоруссии.

Совсем недавно мы стали выходить на сближение с российскими мусульманами. Стоит отметить, что у вас, мусульман России, больше знаний и опыта по многим вопросам, с которыми мы только сталкиваемся сегодня. Да и российский менталитет ближе к белорусскому.

Надеемся, что часть проблем нам все же удастся решить самим, а часть – совместно с российскими братьями. Поэтому свой приезд в Саратов, помимо учебы в медресе, я расцениваю как один из шагов в этом направлении.

Беседовал Ибрагим Бурханов



комментариев