В Египте далеко не все спокойно. Военные продолжают наступать на общество, люди пытаются диктатуре сопротивляться. Представителям оппозиции и активистам, тем, кто имел отношение или поддерживал свергнутого президента, выносят массовые смертные приговоры. Самого Мухаммада Мурси прокуратура также требует казнить, а вот другого экс-главу государства Хосни Мубарака, наоборот, оправдали. Аналогично нынешний руководитель генерал Абдуль-Фаттах Сиси поступил и с его сподвижниками-силовиками, обвинявшимися в массовых убийствах демонстрантов в 2011 году.
На этом фоне 28-30 ноября по стране впервые после военного переворота прокатились новые массовые протесты. Они были жестоко разогнаны. Погибло, по самым скромным оценкам, порядка 15 человек, сотни арестованы.
Своим видением ситуации с нами поделился политолог Абдулла Ринат Мухаметов.
- Вероятностьвторого прихода Арабской весны в Египет, да и в соседние страны, достаточно высокая. Именно поэтому режим Сиси идет на самые жесткие меры, чтобы запугать «Братьев-мусульман» и вообще оппозицию.
Какой характер примет новая революция, если она начнется, говорить сложно. Есть опасность, что все будет гораздо жестче, чем в 2011 году. Для романтики и идеализма, которых было тогда слишком много, больше оснований нет. Противники уже хорошо друг друга знают, сброшены все и всяческие маски.
Стихия может овладеть массами в любой момент. Повод – любой: от смертного приговора Мурси и выхода на свободу Мубарака до самоубийства какого-нибудь юноши, как это было в Тунисе в 2010 году.
Сейчас силы реакции по всему арабскому миру, ведомые, прежде всего, ОАЭ и Саудией, пытаются задушить любые революционные и реформистские поползновения. На «Братьев-мусульман», как на одну из ведущих, стержневых сил оппозиции, обрушились репрессии почти во всех арабских странах. В тюрьмы сажают не только лидеров. Доходит до увольнений с работы простых людей всего лишь из-за подозрения в симпатиях к организации. Политические структуры «ихванов» ликвидируют, не допускают их и поддерживаемых ими независимых кандидатов до выборов.
Это про «кнут». В другой руке у реакционеров «пряник». Пламя революции заливают деньгами. Благодаря огромным финансовым возможностям, они коррумпируют и откровенно подкупают всех, кто мог бы хотя бы потенциально выступить с критикой происходящего и протестом.
Силы реакции имеют полную поддержку Соединенных Штатов. И не только. Арабская весна с ее перспективами появления единого военно-политического блока суннитских государств, ведомых обновленными элитами, напугала слишком многих. Тут сошлись вместе и Запад, и Иран, и Израиль, и Индия, и Китай. У многих эта позиция находит понимание и в России.
Понятно, что появление нового крупного «полюса» на планете, т.е. конкурента, с которым придется считаться, никому особо не интересно.
Да, Арабская весна захлебнулась. Слишком тяжела оказалась задача. Слишком велики проблемы и сильны противники. «Ихвановская» и проихвановская элита и вообще реформистские силы оказались не способны на первом этапе удержать обретенную власть. Даже в Тунисе, колыбели арабских революций, они отошли в тень.
Прочно держится только Реджеп Эрдоган в Турции, которого тоже относят в самом широком смысле к реформистским силам в исламском мире. Хотя в уходящем году были явные попытки если не свергнуть, то попробовать его режим на зуб. Но по причине предельно грамотной политики, успешных экономических реформ, широчайшей социальной базе и народной поддержке и благодаря многим другим факторам, которые сегодня отличают Турцию от арабских стран, атака на Эрдогана не имела успехов.
Между тем, в арабских, и шире в большинстве мусульманских стран, ничего не изменилось. Все причины революций и волнений 2010-2112 годов остались. В ряде мест ситуация только ухудшилась. Есть все основания – экономические, политические, геополитические, социальные, даже культурные - для новых протестов. Более того, у тысяч людей в результате масштабных репрессий уже появились личные мотивы к борьбе с реакционерами.
Что касается, «Братьев-мусульман» - будем говорить не о конкретной организации, а в широком смысле об идеологии и методологии, которые имеют широкое распространение, - то этот феномен исламского мира XX-XXI вв. вряд ли куда-то исчезнет в ближайшие 50 лет, нравится это кому-то или нет, и какие бы репрессии не предпринимались. У данного религиозно-политического и социально-культурного явления глубокие корни. Оно является неотъемлемой составляющей почти всех аспектов жизни мусульманских обществ сегодня. Просто так вырвать его ни о кого не получится.
Другое дело, что пока «ихваны» показали достаточную политическую эффективность только в качестве оппозиции и достижении, но не в удержании власти.
Силы реакции при полной поддержке своих зарубежных партнеров делают сейчас все, чтобы массы вновь не занялись «политическим творчеством», чтобы стихия не вылилась на улицы, чтобы народы арабского и шире суннитского мира не поставили ключевые для них вопросы в повестку дня – геостратегическая интеграция и тотальные реформы. Реакционеров не останавливает то, что их политика имеет прямо ведет к укреплению таких организаций как «ИГ».
На такие издержки никто не обращает внимания. Решается судьба далеко не одной страны. Очень многое поставлено на карту.
В общем, для всех центров силы арабского политического ландшафта уже состоялась не просто разведка боем. Сейчас после крупных сражений идет позиционная война. Развязка неизбежна.