"Разруха не в клозетах, разруха в головах"

В одной из книг известного ученого Тарика Рамадана приводится интересный и очень показательный пример болезненности, надломленности и надорванности сознания современных мусульман. К нему как-то обратился молодой человек с вопросом, дозволено ли ему играть на гитаре. Парень пояснил, что он очень любит это делать, у него хорошо получается и ему тяжело отказаться от своего увлечения.

Рамадан проникся вопросом юноши, который глубоко переживал свою проблему, и подробно рассказал ему о трех основных точках зрения относительно музыки, которые существуют в шариатском праве. Первая состоит в том, что в любом случае музыка – это харам (категорически запретно). Согласно второй точке зрения, дозволено пение без использования музыкальных инструментов, за исключением ударных.

Богословы, которые поддерживают третью позицию, говорят, что все зависит от самой музыки и от того, какое оно воздействие оказывает на человека. Каждый должен сам смотреть на себя, на свое состояние и делать выводы. Если музыка имеет позитивный эффект, не отвлекает человека от религиозных и прочих обязанностей, то она не запрещена.

От себя ученый добавил, что он придерживается третьей точки зрения, но советует парню подумать и самому сделать выбор, чтобы последовать одному из мнений. Молодой человек не удовлетворился ответом и пошел к другому специалисту, который сказал, что есть только одно мнение (то, которого придерживается он сам), и оно заключается в том, что музыка и много чего еще – это харам. Через какое-то время юноша вновь подошел к Тарику Рамадану и рассказал, что выбрал первое, самое строгое, мнение.

Ученый его одобрил и отметил, что это значит, что теперь молодой человек не должен больше играть на гитаре. На что тот ответил, что он все равно не отказывается от своего увлечения, но знает, что он совершает харам и является грешником.

Очевидно, что парень сделал свой выбор, исходя не из анализа мнения, источников и выводов того или иного правоведа. Он сделал выбор в силу его психологических ментальных особенностей. Третье мнение оказалось для него самым комфортным. Случай этот примечательный, т.к. он касается очень многих современных мусульман, как в России, так и за рубежом.

Получается, считать себя грешником, переживать за совершенный харам проще и комфортнее, чем прикладывать какие-то усилия, самому постоянно совершать духовное и интеллектуальное усилие и нести за него ответственность, как того требует третье мнение. Работать над собой оказывается настолько сложным, что человеку комфортнее постоянно ощущать комплекс вины за поступок, который он не в силах не совершать и который он считает грехом.

Проблема современных мусульман не в том, что они хотят придерживаться строгих мнений, считая их правильными. В конце концов, это их право. Они вольны это делать, если так хотят и разделяют строгие мнения. Это их выбор, за который им положена от Аллаха награда.

Проблема в том, что они пытаются забиться в эти мнения, как в норы, спрятаться в них, закрыться от мира, который требует от них постоянного ответа на новые вызовы и интеллектуального усердия. При этом они начинают чувствовать свою некую особость, святость, высокомерие по отношению к остальным из-за того, что они не делают того, что могут делать другие, из-за того, что для них халяль (дозволеное) – это скорее исключение, т.е. халяль, это все, что не харам. Когда для других все как раз наоборот: все халяль, кроме того, что харам.

Мусульмане не могут адекватно отреагировать на давление из вне. Как реакция – выбирают буквалистские, а часто просто вульгарные, модели поведения, ища в них отдохновения и прибежища. Порой они готовы чувствовать себя грешниками, мучаться и переживать, лишь бы не работать над собой.

Но это не та форма религиозности, которая утверждается Исламом, о чем говорится во многих аятах и хадисах. Религиозность в Исламе – скорее, связана с позитивом, удобством, благом. Верующему должно быть комфортно в его религии. Ислам должен приносить ему пользу, а не усложнять жизнь.

Я не говорю, что из Шариата надо выкинуть все, что кому-то кажется сложным, нет. Все дело в отношении к практике религии, т.е. в сознании, ментальности.

Поэтому когда уровень образования, элементарной бытовой культуры, кругозор многих мусульман, к огромному сожалению, оставляет желать лучшего, неудивительно, что значительная часть из них выбирает самые примитивные, откровенно шариковские, модели религиозности и соответствующие ей мнения. Они дают простые, быстрые, легкие решения и ответы на любые самые сложные вопросы, не требуя особых духовных и интеллектуальных усилий.

Только прими их для себя (причем не обязательно их выполнять, как видно из примера юноши, общавшегося с Рамаданом), и ты почувствуешь себя избранным, выше других, праведным и особым. Если кто-то подумал, что я пишу про какое-то одно течение мусульман, он ошибается. Болезненная ментальность встречается у всех.

Как говорил классик, "разруха не в клозетах, разруха в головах". Израненное разорванное сознание современных мусульман надо лечить. Для начала, как минимум, следует признать, что проблема эта существует.




комментариев