Новый формат. Амр Халид – стильный проповедник, изменивший исламский мир

Феномен Амра Халида не перестает удивлять самых разных людей по всему свету. Не седоволосые шейхи и муфтии, а этот молодой человек в стильном костюме, которого называют первым «телеевангелистом» исламского мира и «мусульманским Билли Грэхемом», в одиночку изменил картину жизни в десятках арабских стран. Он использует всю мощь спутникового телевидения и Интернета, чтобы достучаться до сердец нового поколения мусульман.

Амр Халид стал основателем нового явления, о котором до него не думал ни один из исламский лидеров всех направлений. Вслед за ним на сцену вышли сотни новых таких же как он креативных хатыбов и да'и. Его проповеди породили Арабскую весну не меньше, чем "Аль-Джазира". Это новый религиозный и культурный феномен, который заслуживает самого широкого внимания.

Мусульманский «телеевангелист» – молодой улыбающийся человек. Он пользуется популярностью и огромным влиянием, о котором можно судить хотя бы по тому, что тысячи женщин, слушавших его проповеди, стали носить хиджаб.

Тhe New York Times Magazine, ссылаясь на популярность Халида в арабских странах, описало его в своем номере от 30 апреля 2006 года, как "самого знаменитого и влиятельного исламского телевизионного проповедника в мире". Амр Халид недавно был выбран в числе «13 самых влиятельных людей мира» по версии журнала Time и шестое место среди «самых влиятельных интеллектуалов в мире» согласно журнала Prospect. Во время акций протеста в Египте, которые начались 25 января 2011 года, египетское правительство приказало ему покинуть Египет.

Халид понимает актуальность нового подхода к проблемам мусульман, учитывающего необходимость обновления исламского мира и установления конструктивного диалога с остальной частью населения планеты. Это и послужило исходным посылом для выработки им нового формата религиозного призыва.

Аудитория Халида больше напоминает публику, собравшуюся послушать поп-звезду, чем традиционных прихожан мечети: среди нее – молодежь, женщины, а также представители среднего класса и даже элиты. Амр завоевал популярность за 15 лет проповеднической деятельности, к которой он подходил совсем не так, как традиционные имамы, пугающие своих слушателей постоянными напоминаниями об адском огне и угрожающие проклятиями.

Халид известен тем, что носит модную одежду и часто улыбается. В своих проповедях он делает упор на милосердии Бога, стремясь показать, что можно быть хорошим мусульманином и в то же время оставаться адекватным современной жизни. Этот подход особенно привлекает молодежь, в том числе – из состоятельных, образованных, городских семей, которая сегодня все чаще обращается к Исламу.

Халид получил образование бухгалтера, а не религиозного деятеля. Чтение проповедей первоначально было его хобби, однако со временем, когда Амр вышел из клубов на экраны телевизоров, это стало его основным занятием.

Мечети заполняются до отказа, когда там проповедует Халид. «Он очень простой, гибкий и скромный человек с легким характером. Амр заставляет меня почувствовать себя его сестрой», - говорит 32-летняя Зейнаб эль-Шериф, богатая египтянка в стильном хиджабе.

Она увлекается проповедями Халида уже на протяжении 10 лет. «Он такой терпимый и дружелюбный. Проповеди этого человека позволяют нам получить удовлетворение от своей религии и от того образа жизни, которого мы придерживаемся», - рассказывает Зейнаб.

Другая египтянка, постоянно обращающаяся к проповедям Халида, – 24-летняя выпускница одного из престижных вузов, экономист Иман Салама. Она слушает проповеди, скачанные на плеер, который спрятан под ее одеждой.

«Я – большая почитательница Амра, - говорит она. – Мне нравится, что он хочет сделать Ислам частью нашей повседневной жизни». Подобно тысячам других слушательниц и слушателей, Иман Салама разочаровалась в традиционных проповедниках, из недели в неделю повторяющих одно и то же. «Они не соответствуют требованиям, предъявляемым меняющимся миром», - утверждает она.

На таком фоне растущей популярности обеспокоенное египетское правительство в 2002 году запретило Халиду проповедническую деятельность в мечетях страны. Он переехал в Лондон вместе со своей женой и сыном Али, где защитил докторскую диссертацию в области исследований религии. Темой его работы было «Ислам в контексте сосуществования с «иными». Сейчас он вернулся на родину.

Время, проведенное Халидом в Лондоне, «помогло обрести зрелость, способность лучше понимать окружающих и готовность жить бок о бок с самыми разными людьми, - говорит проповедник. – Но оно также научило меня тому, что между нами существуют как общие ценности, так и непреодолимые различия».

Однако, несмотря на сложности, программа Халида на исламском спутниковом телеканале «Iqra» продолжала выходить в эфир. Сейчас же Египет изменил к нему свое отношение. В середине 2000-х правительство позволило Халиду организовать представительную конференцию в Каире. По его словам, он вернулся в Египет, чтобы «нести людям добро».

У Амр Халида есть цель жизни: «влить новую кровь в жилы уммы», обновить ее дух, и в этом, считает он, у него много общего с исламскими интеллектуалами, работниками СМИ и деятелями искусства новой волны. В офисе Халида, расположенного в штабе спутникового телеканала, жизнь бьет ключом. Его сотрудники – мужчины и женщины чуть старше 20 лет. «Мы вместе работаем, вместе молимся и вместе играем», - рассказывает один из них, добавляя: «Халид отличается особенной скромностью и честностью».

В то же время сам Халид с улыбкой отмечает: «Я страстно люблю людей и хочу для них самого лучшего. Хороший проповедник должен больше сочувствовать человеку, чем призывать его к повиновению. Поэтому моя главная задача – научить молодых людей любить религию, а не бояться ее».

У Халида есть и другой эффективный способ воздействия на аудиторию – установление с ней непосредственного контакта. «Я – один из вас», - любит повторять он. Амр также говорит, что его возраст, происхождение и образование – те же, что и у большинства его слушателей. «Я знаю, что они думают и что они чувствуют. Я хорошо знаком с проблемами общества», - считает проповедник.

Проповеди Халида во многом ориентированы на молодежь. Он обсуждает проблему взаимоотношений полов и проповедует семейные ценности, говоря о том, что наиболее глубокие и романтические отношения возможны только в браке двух верующих людей. «Нигде нельзя найти большего романтизма, чем в Исламе», - отметил он в одной из своих проповедей.

Среди тех, кто увлеченно слушает выступления Амра, как это ни удивительно, есть и представители правящей элиты арабских стран и весьма состоятельные люди, политики и бизнесмены. Например, Халид - любимый проповедник королевы Иордании Рании.

Брошюры проповедника также пестрят фотографиями, на которых он запечатлен бок о бок с известными и влиятельными людьми, в том числе – с уже бывшим президентом Йемена Али Абдаллой Салехом.

«Я вовсе не собирался становиться проповедником для элиты, - несколько смущенно отмечает в этой связи Амр. – Все произошло случайно. Просто мечети, в которых я читал, были расположены в тех районах, где живут представители среднего класса и высших кругов».

«Однако, - добавляет он, - следует отметить и тот факт, что молодые люди из влиятельных семей сегодня уделяют все больше внимания религии. Я думаю, мои проповеди привлекают их простотой изложения».

Но и самого Халида можно отнести к представителям верхушки среднего класса. Он родился в Александрии в 1967 году. Детство и юность его прошли в престижном квартале Каира Мохандессине, где он играл за футбольную команду Shooting Club. Его отец – врач, а дед по линии матери, Ибрахим Абдель-Хади Паша, был премьер-министром при короле Фаруке.

«Мои родители не были религиозными, но они прививали мне моральные ценности», - рассказывает Халид. Его единственная сестра, выпускница французской школы, также «стала религиозной, совсем недавно».

Сам он пришел к вере в начале 80-х прошлого столетия. Во время Рамадана 1981 года Халид, как он рассказывает, испытал «неожиданную страсть». «Я остро почувствовал, что хочу быть ближе к Богу, - вспоминает он, - но я не знал в точности, что для этого нужно делать».

Тогда он еще учился в средней школе. С того времени Амр начал регулярно молиться в мечети, читать исламские книги и выучил наизусть Коран.

«Но мне никогда не приходила в голову мысль, что я выберу профессию проповедника, - рассказывает Халид. – Я всего лишь проявлял религиозную активность в кругу своих друзей, призывая их к вере, говорил с людьми об Исламе в мечети и за ее пределами, привлекал к религии детей. Людям нравилось то, что я говорил, они слушали меня, и после этого я начал давать частные уроки».

Таким образом, команда Shooting Club стала для Халида не только тем местом, где он мог удовлетворить свою любовь к футболу. Именно в мечети этого клуба состоялся его дебют в качестве проповедника, а его ораторский талант проявился в полной мере лишь 7 лет тому назад.

«Это произошло случайно, - рассказывает Халид. – В мечети не оказалось никого, кто мог бы читать проповедь во время намазов таравих (специальные молитвы, совершаемые в месяц рамадан в ночное время суток. – прим. авт), и меня попросили сделать это».

Халид собрал большую аудиторию, и вскоре его имя стало широко известным. Так, его последующее исключение из футбольной команды, по иронии судьбы, послужило началом взлета Амра как проповедника.

Закончив Факультет коммерции Университета Каира, Халид начал работать бухгалтером. Сначала он был сотрудником крупной международной компании, а впоследствии основал свою фирму. В настоящее время у него диплом специалиста в области исламских исследований всемирно известного университета Аль-Азхар и степень магистра в области шариатской экономики.

Однако Халид утверждает, что не является ученым. «Я не выношу фетв, - говорит он. - Это вправе делать лишь улемы, имеющие глубокое понимание и знание исламского права».

В то же время Халид остается спокойным, сталкиваясь с критикой. «На протяжении более восьми лет многие выдающиеся ученые слушали мои проповеди, и никто из них не возражал против того, что я говорил, - подчеркивает он. – Я хочу видеть мусульман, которые стремились бы приблизиться к Богу, к социальному прогрессу и к познанию других народов».

«Во многих отношениях мы все еще отстаем. Но я убежден, - говорит Амр, - что Ислам предлагает нам наиболее эффективный способ решения существующих проблем».

При этом Халид имеет в виду «сбалансированный и конструктивный подход к религии». «Я не хочу, чтобы Ислам действовал на людей, как наркоз, - говорит он. – Должна быть гармония между поклонением и моралью, между физическими и духовными потребностями, между благочестивым аскетизмом и стремлением обеспечить достойный уровень жизни себе и своим близким».

Не случайно Халид внимательно подходит к нуждам своей аудитории: он отменяет проповеди во время сессии и, в отличие от большинства других проповедников, сокращает их, чтобы дать, например, возможность слушателям посмотреть футбольный матч. «Я позволяю молодым людям смотреть футбол, поскольку мы являемся частью общества и не должны от него отгораживаться», - поясняет Халид.

Примером послания Амра являются его советы подрастающему поколению мусульманам о том, как проводить летние каникулы. «Молодые люди должны развлекаться, но при этом не забывать о важности поклонения», - советует он.

«Я ясно даю понять, - говорит он в этой связи в интервью одному западному изданию, - что праздность на протяжении всего периода каникул является совершенно недопустимой. Молодые люди должны не только отдыхать, но и играть конструктивную роль в своем обществе. Им следует выделять время для чтения, изучения компьютера и работы».

Большую часть аудитории Халида составляют женщины, что влияет на содержание его выступлений. Проблемы мусульманок занимают важное место в его проповедях. «Он обращается к мужчинам и к женщинам, как к равным, - заявила одна из слушательниц. – Амр уважает нас. Когда я слушаю его проповеди, я чувствую себя полноценным человеком».

Проповеди Халида напоминают чем-то речи американских евангелистов, пользующихся огромной популярностью в своей стране. Его послание эмоционально, но содержание выступлений в то же время ничуть не отходит от духа и буквы Шариата.

«Амр Халид проповедует новый формат исламского образа жизни, но в то же время его послание можно назвать «неофундаменталистским», - замечают аналитики. «Когда вы смотрите на социальное воздействие того, что он делает, и на миллионы людей, которых волнуют его проповеди, то смело можете утверждать: другого человека в регионе, сравнимого по силе влияния с Амром Халидом, не существует», - говорит американец Рик Литтл, советник ООН по вопросам молодежи, работающий с известным проповедником над проектом увеличения числа рабочих мест для жителей Ближнего Востока.

Литтл, являющийся также исполнительным директором международной благотворительной организации «ImagineNations», впервые узнал о Халиде и его проповедях, когда брал интервью у представителей подрастающего поколения исламского мира для книги, которую он пишет совместно с королевой Иордании Ранией. «Я был потрясен тем количеством молодых людей различного происхождения из многих стран мира, которые беспрестанно говорили мне об Амре и о том, какое влияние он оказал на их жизнь, - рассказывает Литтл. – И тогда я подумал, что, кто бы ни был этот человек, я должен узнать его поближе».

Все это заставляет многих в мире признать авторитет и талант Халида, а также оценить его стремление дать мусульманской молодежи конструктивный и продуктивный взгляд на мир в противовес тем деятелям самой разной ориентации, которые пытаются играть на сложных политических и экономических процессах в исламском мире, извлекая дивиденды из роста радикальных настроений. Не удивительно, что египетского проповедника, являющегося также видным ученым и общественным деятелем, привлекают правительства ряда стран, в том числе Европы, для работы с молодежью и исламскими общинами.



комментариев