Где границы приличия и кто имеет право устанавливать их?

Почему мусульманин не должен здороваться с девушками, женщинами рукопожатием или дружеским поцелуем, если они не приходятся ему махрамом? Махрам – это человек близкий по родству, тот, на ком жениться является кровосмешением, а также муж, свекор, отец свекра и т.д.

Конечно, эта избитая тема многими богословами, многократно анализирована ими, и многие соблюдающие мусульмане в таких вопросах особо не отягощаются, потому что с легкостью подчиняются повелению Всевышнего и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, зная, что каноны религии предписаны только ради благополучия людей. Но, все же возвращаясь к этой теме, я хотел поделиться своим разъяснением этого вопроса, подходя с "психологической" стороны, и этим раскрыть другие аспекты таких неприемлемых действий в воззрении Ислама.

Когда вы кому-либо объясняете, что нельзя "дружески" целоваться с не махрамами, то в ответ можете услышать (особенно в реалиях России) примерно такие слова: "Почему вы во всех проявлениях обычного уважения и дружеского отношения в виде дружеского поцелуя видите пошлую подоплеку, распущенность и неприличность?"

Вот тут вы очередной раз поймете, что не всё, что для вас стало естественным, является также нормальным, в порядке вещей для других. Этот вопрос этики надо объяснять людям осторожно и грамотно, чтобы не задеть чью-либо честь, и чтобы не показаться тупо-утверждающим и таким образом следующим устоям религии. Или, мягко говоря, вы покажетесь крайне консервативным, что тоже было бы нежелательным. Итак, найти точку соприкосновения не так уж легко.

Кто имеет право?

Всем образованным людям известно, что источником нравственных устоев во все времена была религия. И ни одно учение не претендует на звание учителя нравственности так, как претендует учение религии. И поэтому, именно она в большей степени имеет доказательства состоятельности своих нравственных правил, и следовательно будет правильно, если люди будут обучаться нравственности у религии. М. Ф. Достоевский говорил, что религия есть формула нравственности.

Слава Богу за то, что Он – Господь миров не дал права людям чертить границы приличия и распущенности. Потому что люди есть «продукт» среды, где они живут, и их мировоззрение находится также под влиянием среды. И поэтому в разные времена разные люди – правители общества, когда провозглашали свои законы, порядки, которые предписывают народу, что дозволено и запрещено, контролируя их поведение, привычки, образ жизни, в конце концов формируют у них определенное мировосприятие и мировоззрение, а это в свою очередь формирует у народа нравственные устои.

У человечества есть два типа законоположения: первый – изменчивый – это свод светских законов. Изменения в нем могут коснуться даже основы устоев, которые регулируют поведения и образ жизни. И поэтому какие-либо поступки и действия могут быть в одну эпоху дозволенными, не нарушающими границы законы и приличия, а через определенное время, могут стать преступлением, аморальным, или же наоборот. Например, в обществе древней Греции мастурбация не считалось аморальным или греховным поступком, и поэтому это поведение можно было увидеть в публичных местах. И гомосексуализм был свойственен древней Греции. И такие аморальные, непристойные поступки не осуждались категорично ни в каких других религиях, кроме авраамических. Или же сейчас, светские законы европейской культуры позволяют регистрацию браков однополых людей и даже браки людей с животными. И таких примеров можно приводить очень много.

Второй – неизменчивый свод религиозных законов авраамических религий и в этой неизменчивости законов среди авраамических религий на первом месте стоит Ислам, так как его законы и основы правил не подлежат изменению, они сохраняют, как ни одна другая религия, в людях истинно человеческий образ жизни. Его учение призвано придерживать людские страсти и инстинкты в рамках здравия и приличия, установленные Самим Господом, и воспитывает в них правильное межличностное поведение.

Например, Священный Коран повелевает, как мужчине так женщине, потуплять свои взоры перед противоположным полом, т.е. это значит не разглядывать, не смотреть пристально, особенно если они одеты вызывающе, чтобы привлечь внимание людей на свои красоты. «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои целомудрия. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать (привлекая внимания людей, чтобы показать им) свои прикрасы, которые они скрывают»(Св. Коран 24:31). Выставлять на показ в движениях и в одежде свою сексуальность, как для женщин, так и для мужчин, является грехом и смотреть на это - также грех. И вышеприведенный аят Священного Корана говорит именно о греховности подчеркивания своей сексуальности!

Никто не может отрицать, что когда большинство людей, будь это мужчина или женщина, смотрят пристально на подчеркнутую сексуальность противоположного пола, они в мыслях будут представлять его в интимном отношении, такие мысли - в основном результат пристального взгляда. Итак, насколько сердце человека заполнено нечистыми помыслами, настолько больше у него низменных желаний и аморальных мыслей. На языке Св. Корана такое сердце называется больным: «Не проявляйте нежности в речах, дабы не возжелал вас тот, чье сердце поражено недугом (распутства), а говорите достойным образом» (Св. Коран 33:32).

Некий «современный» мужчина начал говорить мне о женах мусульман, том, что к ним их мужья относятся очень сурово, не дают им свободу, укутывая их в разные покрывала, скрывают их прелести, фигуры и т.п., чем надо бы любоваться и другим показывать, чтобы те тоже любовались. «И зачем же так делать?» И я спросил: «Давай на чистоту. Вот ты сам, когда смотришь на соблазнительно одетую девушку, какие фантазии появляются в твоих мыслях?» Он сказал: «Конечно, захочется ее в пастели (здесь смягчил его выражение)». И я сказал: «И как же ты допускаешь, чтобы люди, будь чужие или знакомые мужчины, глядя на твою (соблазнительно одетую) жену, фантазировали также?». И ничего существенного он не смог сказать в ответ. Поэтому религия мусульман не дает возможность обольщать и обольщаться как мужчинам, так и женщинам. Потому что, фантазировать интимные отношения свойственно не только мужчинам, но и женщинам. Психологи утверждают, что женщинам, для того, чтобы оценить мужскую сексуальность, вообразив ее в деле, оказывается, достаточно примерно семи секунд.

И бесспорен тот факт, что религия благотворно влияла и влияет на устои нравственности как ничто иное, и каждое общество людей обязано религии, что она воспитала в людях добродетель и высокие нравы. Она всегда устанавливала в обществе критерии преступления, разврата и деградации. И поэтому, пока есть в обществе набожные, благочестивые люди, значит, не утеряны образцы для примера и мерила нравственности.

Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел в своих наставлениях родителям разделить ложе детей, ложе мальчика от ложи девочки, с шести-семи лет, от чего же он этим хотел предостеречь и на какой подход он указывает в воспитании детей? Вдумайтесь.

Этот хадис, мне кажется, актуален сейчас как никогда. Дети нахватываются настолько много негатива от телевизора и интернета, что настораживает человека до боли. Дети принимают информацию в отличие от взрослых, без анализа, как копировальная машина: что видят, то и хотят повторить. Взрослые в большей или меньшей степени сравнивают информацию с теми устоями нравственности, что в них заложены. Но у детей нет никаких утвердившихся устоев, они как чистый лист бумаги, и пишется в нем легко. Многие из нас согласны, что телевидение и интернет сильно портит нрав и психику детей, и из-за этого хотим ограничить их в просмотре всего этого, но в то же время мы сами привязаны к просмотрам фильмов, ток-шоу, бесполезных телепередач. Это все является антивоспитанием.

Как мы видим, Священный Коран и наследие Пророка хранит от всевозможного разрушения правильного мировосприятия, правильного образа жизни и правильного поведения. И в связи с этим, людям, особенно мусульманам, не дано право выбора соблюдать или не соблюдать предписанный закон Всевышнего и Его Посланника, после того, как они уверовали в существование и господство Единого Творца – Аллаха. «…Берите же то, что дал (повелел и указал) вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (Св. Коран 59:7).

Данная тема очень важна в наше время как никогда. Когда в обществе размыты границы приличия, а нравственные устои искажены и существует множество людей, как говорится языком Корана, с больными сердцами, дурными помыслами и низменными аморальными желаниями.



комментариев