Улыбка Моны Лизы больше не загадка

Если вы были озадачены улыбкой Моны Лизы, не понимая, как возможно, что она то улыбается, то нет, то вашим сомнениям пришел конец. Это происходит, потому что наши глаза посылают мозгу смешанные сигналы относительно ее улыбки.

Разные клетки сетчатки передают мозгу разные категории информации или «потоки». Эти потоки содержат информацию о размере объекта, четкости, яркости и нахождении в поле зрения.

«Иногда один поток преобладает над другими, и вы видите улыбку, а иногда другие потоки преобладают, и вы уже не видите улыбку», - говорит Льюис Мартинес Отеро (Luis Martinez Otero), невролог в Институте Неврологии в Аликанте, Испания, который провел исследование совместно с Диего Алонсо Паблос (Diego Alonso Pablos).

Это уже далеко не первый раз, когда шедевр Леонардо да Винчи становится предметом изучения. В 2000 году Маргарет Ливингстон (Margaret Livingstone), невролог Медицинского факультета в Гарварде, интересующаяся также историей искусства, показала, что улыбка Моны Лизы более различима периферическим зрением, чем фовеальным. А в 2005 году группа американских ученых предположила, что случайный шум в канале от сетчатки до зрительной зоны коры головного мозга определяет, увидим мы улыбку или нет.

Зрительные пути

Чтобы получить более полную картину причин, скрывающихся за исчезающей улыбкой Моны Лизы, Мартинес Отеро и Алонсо Паблос изменили различные аспекты изображения Моны Лизы, обрабатываемые разными визуальными каналами и затем опросили добровольцев.

Сначала добровольцам было предложено посмотреть на репродукции картины разных размеров и с разного расстояния. Находясь далеко или рассматривая маленькую репродукцию портрета, добровольцам с трудом удавалось различить какое-либо выражение лица.

Когда они подходили ближе, или смотрели на более большие копии изображения, они начинали различать улыбку, и чем больше была картина, тем больше была вероятность увидеть улыбку. Эти данные предполагают, что клетки сетчатки, которые обрабатывают изображение неподвижных предметов, передают информацию об улыбке так же как и клетки, отвечающие за периферическое зрение.

Затем команда Мартинеса Отеро сравнила то, как свет влияет на восприятие улыбки Моны Лизы. Два вида клеток определяют яркость предмета в зависимости от его окружения: клетки on-centre, которые включаются только, когда их центры освещаются, и позволяют нам увидеть яркую звезду темной ночью, и клетки off-centre, которые работают только, когда их центры остаются темными, и позволяют нам видеть слова на распечатанной странице.

Светлый и темный цвета

Мартинес Отеро активизировал эти каналы, показывая добровольцам перед снимком Моны Лизы либо черный, либо белый экран в течение 30 секунд. Добровольцы чаще видели улыбку Моны Лизы после показа им черного экрана. Это выключало клетки off-centre, в результате чего Мартинес Отеро пришел к выводу, что именно клетки on-centre распознают улыбку Моны Лизы.

По словам Мартинеса Отеро, от направления взгляда также зависит то, как добровольцы видят улыбку. Его команда использовала программу, которая отслеживала направление взгляда 20 добровольцев в то время, как они оценивали, стала ли улыбка Моны Лизы более или менее заметной.

При просмотре картины в течение минуты у добровольцев была выявлена тенденция фокусировать свое внимание на левой стороне рта Моны Лизы — еще одно подтверждение того, что зрение, воспринимающее предметы в спокойном состоянии, улавливает улыбку. Однако это еще не все, так как когда добровольцы пытались разглядеть ее улыбку за фракцию секунды, их глаза фокусировались на левой щеке, указывая на то, что периферическое зрение также играет роль.

Итак, намеривался ли Леонардо посеять столько сомнений в голове зрителей, не говоря уже об ученых? Мартинес Отеро заявляет, что Леонардо написал в одной из своих тетрадей, что он пытался рисовать динамические выражения, так как это именно то, что он видит на улице.



комментариев