Выход в свет в Катаре священного Корана («катарский Мусхаф») и внимание, которое он привлек, свидетельствуют о возрождении искусства исламского письма.
10 марта в Дохе состоялась торжественная церемония по случаю издания в Катаре священного Корана – Мусхафа. В церемонии приняли участие премьер-министр страны шейх Хамад бин Джасим бин Джабер Аль Тани, генеральный секретарь Организации Исламской Конференции Экмеледдин Ихсаноглу, генеральный секретарь Лиги арабских государств Амр Мусса, ведущие представители духовенства арабского и исламского мира.
Каллиграфия – искусство, некогда занимавшее почетное место практически во всех культурах, оказалось на грани исчезновения в современном мире, где люди предпочитают пользоваться клавиатурой, а не пером.
Ведущие мастера каллиграфии, участвующие в проходящей в Дохе выставке каллиграфических стилей – аклам – утверждают, что в последнее время происходит возрождение каллиграфии.
«Исламское искусство в целом становится современной тенденцией, которой увлекся весь мире», говорит Сабах Аль-Арбили – один из участников конкурса на оформление «катарского Мусхафа».
В последнее десятилетие этот вид искусства привлекает внимание все большего числа людей, которые хотят досконально овладеть им. Интерес к каллиграфии также стимулируют конкурсы, выставки, о нем свидетельствует увеличившееся число продаж образцов каллиграфического искусства по всему миру.
Искусство каллиграфии требует большой тщательности, исторических знаний, тонкого эстетического вкуса и опыта. Красота арабского языка с успехом отражается в замысловатых работах каллиграфов, переплетающих слова и рисунки в единое произведение искусства.
«С огромным терпением мастер выписывает каждую букву каллиграфической рукописи, отдавая дань уважения к традициям и наследию исламского мира. Мастер каллиграфии учится на протяжении всей жизни, это искусство требует огромного терпения», рассказывает женщина-каллиграф из Испании Нурия Гарсия Масип.
«Каллиграфия является неотъемлемой частью исламской самобытности. Жители нашего региона желают учиться арабской каллиграфии, которая интенсивно развивается. Крайне важно поддерживать этот вид искусства, который неразрывно связан с нашими странами и нашим культурным наследием», говорит другой мастер Фатима Саид, ОАЭ.
Традиционно искусству каллиграфии уделялось особое внимание как одному из способов сохранить и передать красоту Корана. Кораническая каллиграфия зародилась в 7 в., когда мастера писали на пергаменте или папирусе, актуальна она и в наши дни, о чем свидетельствуют работы Обайды Аль-Банки, который принял участие в оформлении «катарского Мусхафа».
«Катарский Мусхаф» отличается совершенством рукописей, которого не смогли достигнуть другие издатели священного Корана, утверждает каллиграф из Ирана Заид Заид Хайдар Аль Мухандесс.
«Обычно издательства отбирают мастеров каллиграфии наугад, тогда как это должны быть самые талантливые люди. Для создания «катарского Мусхафа» проводился международный конкурс, на котором были отобраны лучшие. Каждый элемент, использованный в катарском издании изыскан и уникален, как и подобает при написании Священной Книги».