После недавних революций арабский кинематограф переживает очередной творческий подъем, считают участники венецианского кинофестиваля.
В этом году фестиваль ознаменовался обилием фильмов социальной тематики, а также появлением на звездном небосклоне молодых талантливых кинематографистов из арабских стран.
«Революция заряжает энергией. Она заставляет вас говорить и открывать новые горизонты», говорит тунисский режиссер Хинд Бужемаа (Hinde Boujemaa). Она привезла на фестиваль свою документальную ленту “It Was Better Tomorrow” («Завтра было лучше»). Режиссер возлагает надежды на арабский кинематограф. «У нас множество идей, мы по-новому смотрим на вещи… Но самое главное, что у нас есть свобода слова», подчеркивает она.
Ее фильм был снят во время событий тунисской революции и после нее. Бужемаа рассказывает о проблемах разведенной женщины, чьи надежды на лучшую жизнь после свержения режима отошли на второй план из-за ее борьбы за своих детей.
По словам режиссера, она встретила будущую героиню своего фильма в толпе демонстрантов в январе 2011 года, и захотела рассказать об этой простой женщине.
«Народ игнорируют. Она из народа, который игнорируют и который совершил революцию», говорит Бужемаа.
Художественный фильм “Winter of Discontent” («Зима недовольства») египетского режиссера Ибрахима эль-Батута (Ibrahim El Batout) снимался во время восстания против Хосни Мубарака, и тоже рассказывает о людях.
Для актера Амра Вакеда (Amr Waked), сыгравшего активиста, преследуемого режимом, эта роль стала самым удивительным опытом в его карьере.
Вакед стал одним из первых египетских актеров, поддержавших демонстрантов на площади Тахрир.
«Огромная стена, в которой мы пытались пробить хоть маленькую брешь, вдруг рухнула с падением Мубарака и его режима… У нас не было на раздумья, поэтому я ухватился за привычное дело... и начал думать, как снять фильм», говорит бывший военный оператор, ныне режиссер эль-Батут.
Абдулхамид Джума (Abdulhamid Juma), председатель Международного кинофестиваля в Дубае, в этом году ставшего партнером венецианского фестиваля, представившим на нем арабское кино, приветствовал новую формацию режиссеров.
«Мы являемся свидетелями того, как новое поколение невероятно талантливых режиссеров, стремится воздействовать на аудиторию во всем мире; преобладает чувство, что новое ощущение свободы пробудило в них вдохновение», говорит он.
Организаторы дубайского фестиваля представили в Венеции два фильма, один из них «Ваджда» - первый фильм, полностью снятый в Саудовской Аравии, молодым режиссером Хайфой аль-Мансур. Лента завоевала сердца аудитории венецианского фестиваля, рассказав о судьбе девушки, пытающейся проверить, так ли нерушимы границы, окружающего ее консервативного мира.