Женщины в истории ислама

Данная статья дает исторический обзор, который может быть полезен всем, кто интересуется творчеством мусульманских писательниц, тем, кто сомневается в их существовании и тем, кто защищает их, говоря что «они были всегда, о них просто не знают». Мы попытались дать ответ на вопрос «Сыграли ли женщины свою роль в истории ислама?», поскольку именно он является ключевым для понимания перспектив воспитания современной мусульманки.

Начало дискуссии о женщинах в исламском мире, которая сводится к ответу на вопрос «Сыграли ли женщины свою роль в истории ислама?», пришлось на время, когда Запад наносил нам поражение за поражением, и мы уже начали сомневаться сами в себе.

Что же говорили ориенталисты? «Ислам угнетает женщину. В этом заключается причина отсталости мусульманских обществ». Лейла Ахмед, профессор по исследованию проблем женщин и религии в Гарвардском университете, утверждает, что все работы ученых-востоковедов сводятся именно к такому выводу.

Другими словами, если посмотреть на вопрос глазами востоковедов, вырисовывается следующая картина: мусульманки не сделали никакого вклада в историю, их либо продавали на невольнических рынках или держали в гаремах в качестве сексуальных объектов.

Если смотреть с точки зрения Запада, Восток, особенно исламский мир, был огромным гаремом. Конечно, существуют определенные причины того, почему Запад придерживался таких взглядов на образ мусульманской женщины. Когда происходило становление европейских ценностей, Восток, в частности исламский мир, был избран в качестве примера обратного.

Европе был необходим негативный образ Востока. Его построили с помощью стереотипа об угнетенной и обездоленной женщине. Еще в «Персидских письмах» Монтескье, в философском романе, написанном в XVIII веке, звучала критика социальной несправедливости и произвола властей через описания жизни в гареме.

Ответы на заблуждения ориенталистов

Образ безвольной и угнетенной мусульманки укреплялся в умах европейцев в XIX веке, то есть тогда, когда происходило формирование британской и французской империй. Иными словами, существует прямая связь между этим образом и империализмом, а также узакониванием империализма, которое происходит и поныне.

Когда в 21 веке Америка пытается оправдать вторжение в Афганистан и Ирак, она эксплуатирует стереотип «угнетенной женщины в никабе». Эти шаблонные представления ориенталистов влияют и на представление мусульман о самих себе, и они пытаются смириться с проигрышем перед Западом. Мы миримся с этим образом, преломленным через их видение, и до сих пор не отказались от навязанной нам оборонительной позиции.

Так играли ли женщины роль в исламской истории? Отвечая на этот вопрос, не следует забывать, что их роль объяснялась и измерялась другими мерками.

Книги по истории обычно не брали в расчет жизнь простых людей, история пишется исключительно с учетом великих событий и войн, но существуют иные формы регистрации исторических событий, такие как изучение микроистории и хроник.

Например, исламская историческая традиция всегда с особой тщательностью относилась к подтверждению достоверности хадисов, особое внимание уделялось воспоминаниям о жизни последователей и собиранию хадисов. В биографиях, рассказах о жизни последователей и сборниках хадисов женские имена всегда стояли рядом с мужскими.

Всякий раз, когда возникает необходимость подтвердить присутствие женщин в исламской истории – для того чтобы ответить на западные стереотипы или найти примеры в нашей собственной истории периода модернизации – мы обнаруживаем, что имена женщин встречаются в особых женских биографиях и энциклопедиях.

Известный знаток хадисов Сюйюти (Süyuti) упоминает, что его учителями были более десятка женщин. Говоря об этом, он никак не дает понять, что в этом было что-то странное, не пытается произвести на читателя впечатление тем, что исламский ученый может учиться у женщины. Это означает, что присутствие женщин в данной области не было редким явлением. А также то, что «женская» проблема тогда еще не была актуальна.

Понятие «женщина» в центре модернизации и цивилизации

С другой стороны, женщина и женская «проблема» заняли одно из главных мест в дебатах, проходивших в Османском государстве, когда оно проходила через различные стадии модернизации. «Женский вопрос» горячо обсуждался во время дискуссий о модернизации и цивилизации. Новому обществу была нужна новая женщина, а новой женщине требовалось новое образование.

В традиционном Османском государстве женщина имела разностороннее, но неофициальное образование, удовлетворявшее требованиям того времени. В эпоху до индустриализации женщина, также как и мужчина, получала образование по схеме «от учителя к ученику».

Поскольку модернизация осуществлялась через западные институты, образование стало одной из ее главных опор. Осознавая, что полета с одним крылом быть не может, турецкие интеллектуалы придавали большое значение образованию женщины.

Министерство образования понимало, что рассказы об успешных западных женщинах недостаточно убедительны для молодых мусульманских девушек, хотя они изучают западные языки и обычаи, поэтому необходимо приводить реальные исторические примеры. Это было важно по двум причинам:

Во-первых, в мире, где существует разделение на «цивилизованный» и «варварский», иными словами, «европейский» и «остальной», для того, чтобы попасть в список цивилизованных стран, нужно было продемонстрировать свое отличие от «варварских» африканских племен, свое историческое наследие.

Во-вторых, несмотря на модернизацию, мы хотели оставаться собой. Чтобы оставаться собой, нам нужно было знать, какую роль играли наши бабушки, как они жили, и учиться на их примерах.

Именно этими соображениями руководствовалась первая женщина-писательница в османском и исламском мире, когда упомянула имена женщин из исламской истории, назвав их «предшественницами» и «выдающимися женщинами».

Чтобы выступать за права женщин, нет необходимости подражать европейкам. В одной из своих статей она призывала брать за образец для подражания наших собственных предшественниц, а не европейские «синие чулки». «Нам не нужно считать их примером для подражания, пытаться походить на них… Мы должны быть последовательницами знаменитых женщин в исламе».

С одной стороны, мы хотим найти предшественниц, живших в тот период. С другой стороны, мы пытаемся отразить на бумаге жизнь наших современниц, которые могут быть примером образованной современной женщины. В этом отношении книга Ахмета Митхат Эфенди под названием «Происхождение турецких писателей», которая содержит жизнеописание Фатмы Алие, стала первой в своем роде и по форме и по содержанию.

Вообщем, попытка найти наших предшественниц в истории начинается с ответа на стереотипное утверждение о том «что в истории ислама не было женщин». Однако, ответив на него, мы должны узнать, кто были наши исторические предшественницы.

О человеке можно судить по тому, какой след он оставил в жизни. Это единственный способ понять, какими приоритетами и ценностями руководствовались эти женщины. Нам необходимо знать имена женщин, сыгравших роль в нашей истории, прежде чем они станут достоянием чисто «женской истории».
По материалам worldbulletin.net



комментариев