Реформы Танзимата в Османском султанате. Предпосылки и причины неудач

Танзимат (в переводе — «упорядочение», «уложение») — название модернизационных реформ в Османском султанате с 1839 до 1876 года, когда была принята первая османская конституция. Основные принципы реформ были изложены в Гюльханейском хатт-и-шерифе, изданном султаном Абдул-Меджидом 3 ноября 1839 года при вступлении на престол.

Неизбежность реформ

В отличие от прежних реформ, главное место в Танзимате занимали не военные, а социально-экономические преобразования. Инициатива принадлежала образованной группе бюрократии, которую возглавлял Мустафа Решид-паша, ставший автором Гюльханейского хатт-и шерифа.

В течение ряда лет он был послом в Англии и Франции, а затем был назначен министром иностранных дел. Под его руководством был разработан план новых реформ, призванных укрепить центральную власть.

Эти реформы также должны были предотвратить развитие национально-освободительного движения на Балканах и ослабить зависимость Султаната от европейских держав путем приспособления существующего строя к нормам западноевропейской жизни.

Необходимость реформ была вызвана углублением в начале XIX века кризиса Османского султаната из-за роста внутренних противоречий и обострения борьбы европейских держав за господство на Балканах и Ближнем Востоке.

Экономический и политический упадок страны, поражения в войнах, сепаратизм окраин, недовольство народных масс усилением налогового бремени и устаревшей феодальной системой породили в османских правящих кругах стремление к проведению реформ.

Однако правящие круги хотели провести реформы, которые, не затрагивая основ феодального строя, могли бы спасти империю от назревающей угрозы распада и гибели.

Попытки султана Селима III (1789—1807) и затем великого визиря Мустафы-паши Байрактара (1808) осуществить такие реформы потерпели неудачу. Реформы Махмуда II (в том числе уничтожение в 1826 году янычарского войска) содействовали упорядочению государственного управления.

Они сопровождались усилением личной власти султана, но мало способствовали прогрессу турецкого общества. В то же время общий кризис империи продолжался.

А наиболее ярким проявлением этого кризиса были в 1820-1830-х годах неудачные для Султаната войны, в которых она лишилась территорий современных Балкан и Греции с большим трудом подавила волнения в Египте и Курдистане.

В российских и советских исторических работах данные преобразования принято условно разделять на два периода:

  • ·​ Первый период — с 1839 по 1853 гг., то есть до начала Крымской войны.
  • ·​ Второй период — с 1856 по 1876 гг., то есть c окончания войны до принятия конституции в 1876 г.

Высочайший указ

Работа по подготовке указа о реформах была начата ещё при жизни Махмуда II. В конце 1839 г. молодой султан Абдул-Меджид опубликовал знаменитый Гюльханейский хатт-и-шериф, то есть высочайший указ.

Гюльханейский хатт-и шериф провозглашал три основные цели преобразований: обеспечение безопасности жизни, чести и имущества для всех подданных империи вне зависимости от религиозной принадлежности; правильное распределение и взимание налогов; упорядочение рекрутского набора и сокращение срока военной службы.

Сам султан принёс присягу на верность хатт-и-шерифу. Однако, при осуществлении идей султанского указа 1839 г. Мустафа Решид-паша столкнулся с ожесточенным сопротивлением противников реформы, прежде всего улемов и высших чиновников.

Активное противодействие реакционеров привело к тому, что реформы Танзимата проводились непоследовательно. Много внимания уделялось инициаторами Гюльханейского акта реализации его положения о неприкосновенности жизни, имущества и чести всех подданных.

Ключевые реформы

В рамках Танзимата была проведена военная реформа. В стране вводилась всеобщая воинская повинность для мусульман, а также для немусульман. Срок службы в армии сокращается с 15 до 5-7 лет, а далее до 4 лет.

Продолжалось начатое ранее открытие светских школ — начальных, средних и высших. Для руководства светскими школами было создано министерство просвещения. В середине 60-х годов в светских начальных школах насчитывалось 660 тыс. учеников.

При этом сохранились все школы при мечетях, а в светских начальных школах половина учебного времени отводилась религии. Фактический контроль над школами по-прежнему оставался у духовенства.

Религиозный эдикт был принят в 1856 г. Он провозглашал полное равенство в правах мусульман и немусульман. Изначальный проект реформы предполагал лишь частичное равенство в правах с узакониванием главенствующей роли исламских норм и прав.

Но в итоге власти попробовали пойти на более резкие преобразования для успокоения повстанческих настроений в европейской части империи. В реальности, тем не менее, нормы ислама продолжали быть центральными за нарушение их наказывали.

Итоги реформ

Так как реформы Танзимата в той или иной мере противоречили традициям и шариату, а также затрагивали материальные и социальные интересы чиновников, духовенства и других феодальных элементов, то их осуществление требовало больших усилий и часто оказывалось непродуктивным.

При всей их прогрессивности, почва для буржуазных реформ в европейских странах и в Османской империи была разной. Оттого, османская экономика постепенно утрачивала способность воспроизводства на своей собственной основе. Экономическая самостоятельность османов была подорвана.

Внешняя задолженность страны очень быстро росла. В октябре 1875 г. османское правительство вынуждено было объявить о своей неспособности погашать внутренний долг в требуемых размерах.

Несмотря на заявленные радикальные преобразования, многие из реформ остались только на бумаге, другие исполнялись лишь наполовину. Османское общество хоть и остро нуждалось в пакете реформ, нуждалось также и в жёстком реформаторе, а не в мягкой власти султана по факту не обращавшего внимание на коррупцию и разложение государства.

Реформы Танзимата не оправдали возлагавшихся на них надежд, однако, и достигнутые успехи имели большое значение для дальнейшего исторического развития государства.

Однако государство неуклонно клонилось к своему упадку. И общая ситуация в стране готовила почву к приходу самых радикальных реформаторов, которых в то время правящие круги и представить себе не могли.



комментариев