Первая женская мусульманская школа на Кавказе была открыта 110 лет назад в Баку

Всемирный день учителя отмечается пятого октября. Он был учрежден в 1994 году Исторической предпосылкой для учреждения Дня учителя стала состоявшаяся 5 октября 1966 года в Париже Специальная межправительственная конференция о статусе учителей. В результате представителями ЮНЕСКО и Международной организации труда был подписан документ "Рекомендации, касающиеся статуса учителей", сообщает Trend.az.

В Азербайджане этот праздник отмечается на самом высоком уровне. Это дата интересна еще и тем, что 110 лет назад, 5 октября 1901 года была открыта Бакинская мусульманская женская школа (Bakı qızlar məktəbi), известная также под названием Александриинская женская мусульманская школа - первая женская мусульманская школа на Кавказе. Здание было построено польским архитектором Йозефом Гославским на средства видного нефтепромышленника и мецената Гаджи Зейналабдина Тагиева.

Занятия в школе начались 7 сентября 1901 года, а праздничная церемония открытия состоялась 9 сентября. По этому случаю пришло множество поздравительных телеграмм из Крыма, Узбекистана, Петербурга, Казани и других мест. Тагиев, выступая перед собравшимися, сказал: "Эту женскую школу мы должны в будущем превратить в гимназию. Сие моя заветная мечта". На церемонии открытия выступало много интеллигентов, среди которых был известный просветитель, редактор первой азербайджанской газеты "Экинчи" ("Пахарь") Гасан бек Зардаби. Своё выступление он закончил следующими словами: "Долгие тебе лета, Гаджи!". Французский писатель Да Бай в книге, изданной в Париже, назвал первую мусульманскую женскую школу в Баку непостижимым чудом.

В 1913 году школа превратилась в учительскую семинарию для девушек-мусульманок.

В настоящее время в здании школы размещается Институт рукописей Академии наук Азербайджана.

История создания

В те годы Азербайджан входил в состав Российской империи. Гаджи Зейналабдин Тагиев ещё в годы правления Александра III попросил разрешения построить в Баку школу для девочек-мусульманок, где бы они могли учиться на своем родном языке, однако прошение было отвергнуто. После смерти Александра III на престол вступил Николай II. В связи с коронацией Николая II и Александры Фёдоровны Тагиев посредством одного из сенаторов поднёс императрице очень дорогой подарок и просил её посодействовать в деле открытия бакинской русско-мусульманской женской школы и ходатайствовал о присвоении школе имени Александры Федоровны. Через два года, в 1896 году, было получено разрешение на строительство школы. Тагиев поручил проект школьного здания польскому архитектору Йозефу Гославскому. Строительство здания началось в 1898 году и завершилось через два года, в 1900 году.

Для получения разрешения и благословения на открытие школы Гаджи Зейналабдин Тагиев пригласил к себе в дом виднейших представителей бакинского духовенства того времени. Однако, многие представители духовенства были разгневаны затеей мецената и открыто выступили против этой идеи.

Тогда Тагиев решил послать уважаемого в городе муллу Мирзу Магомед-оглы в паломничество по святым местам: в Мекку, Медину, Кербелу, Хорасан, Каир, Стамбул, Тегеран, снабдив его деньгами и богатыми подарками. Посланец Гаджи должен был встретиться с самыми уважаемыми в исламском мире религиозными деятелями, муджтахидами и получить от них официальные документы (с подписями и печатями) о том, что девушки-мусульманки, как и юноши, могут обучаться в современных школах и что ничего противного исламским традициям в этом нет.

Молла Мирза выполнил поручение Тагиева. Он привёз письменные разрешения от восьми самых известных в то время муджтахидов. Тагиев вновь собрал в своем дворце представителей духовенства и представил им разрешение уважаемых в исламском мире людей. Затем Тагиев послал в Казань гонцов, чтобы те отыскали мусульманок-татарок, которые смогут преподавать девочкам. Был найден педагог по имени Хадиджа-ханум, а также были даны объявления во все русские газеты о том, что ищут женщин-учительниц, знающих тюркский язык. Вскоре объявились ещё две женщины для преподавания в школе - Марьям Сулькевич из литовских татар и Ганифа Меликова, супруга Гасан бек Зардаби, которая впоследствии стала первым директором школы.

Собрав влиятельных лиц духовенства в мечети Тезе Пир, Тагиев вновь приступил к обсуждению вопроса о важности мусульманской женской школы. Но, многие представители духовенства пространно разглагольствовали о целомудрии, приводили свои аргументы, называя затею Тагиева "бесовской" и "богохульной". А гочу, увешанные саблями и револьверами, открыто угрожали Гаджи и его сторонникам. Тагиев в свою очередь показывал документы и свидетельства, привезённые из мест поклонения, неоднократно перечитывал их, убеждая соотечественников, что обучение девушек современным наукам - дело полезное и нужное. И кази Бакинской губернии Мир Магомет Керим и Мирза Абутураб Ахунд, приводили цитаты из Корана, где говорилось о том, что мусульманки, как и мужчины-мусульмане, должны овладеть знаниями и что в изучении современных наук нет ничего богопротивного. Но вновь возвышались голоса протеста.

Но Тагиев говорил, что девушкам-мусульманкам необходимо учиться, чтобы стать достойными гражданами страны. В новой школе, говорил Тагиев, девочек будут обучать основам религиозного права, домоводству, умению вести хозяйство, готовить, шить, ткать, читать, писать и разговаривать по-русски и по-азербайджански, учить арифметике, географии, воспитывать детей, быть образцовой матерью и женой, а учителями будут лица женского пола..

Судьбу женской школы решило письмо императрицы Александры Федоровны, в которой та желала девушкам учиться на "отлично", стать полезными Родине и обществу гражданками, прожить жизнь в здравии и счастье. Это письмо было ответом на телеграмму девочек, в которой они благодарили императрицу за живое участие в деле создания школы и за то, что согласилась дать школе свое имя. Отправить же телеграмму посоветовал девочкам сам Гаджи Зейналабдин Тагиев.

После открытия школы в Баку и в других окраинах Российской империи стали открываться мусульманские женские школы - в Тифлисе, Казани, Башкирии, Дагестане. А в самом Баку к 1915 году было уже 5 женских школ.

По материалам Википедии



7 комментариев


  1. Фархад
    (08.10.2011 13:33) #
    0

    Ассаламу алейкум...интересно..Сейчас это все(поведение тогдашних мулл) кажеться глупым ....А сколько еще много прав имеют по Корану и Сунне,люди.

  2. Фархад
    (08.10.2011 13:57) #
    0

    Вспомнилась история из своей семьи.Мой дедушка живщий в одном из высокогорных селений,поехал на заработки на равнину,в город Ташкент.Это было примерно 100лет назад.Так вот по возврашению,из Ташкента он вылетел на самолете(тогда появились первые самолеты в Ср.Азии) до Душанбе.А из Душанбе добиралься до своего селения на арбе.(примерно 300 км.).Приехав к себе домой,собрал родственников,соседей,друзей на угощения,и рассказывал об увиденном.Рассказал что увидел как железная машина пашет землю,как на

  3. Джамиль-Николай Бахчисарай.
    (08.10.2011 14:04) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  4. Фархад
    (08.10.2011 14:05) #
    0

    ...как на железной птице прилетел в Душанбе...Так вот,местные муллы посчитав его рассказы богохулством,и что они противоречат Корану,обьявили его грешником.Местные муллы приговорили его к сангсору(битье камнями), привязали его к дереву и всей деревней попортили ему скелет...А сейчас кажеться это все..

  5. Фархад
    (08.10.2011 14:08) #
    0

    Мы уже тебя шайтана(проклятого),отличаем от нашего брата.Сгинь нечисть!

  6. Алик айзербаджанец
    (09.10.2011 14:00) #
    0

    считаю ,что татары самые образованные из мусульман . так сказать локомотив мусульманской уммы ) ,общался с евреями не эту тему они говорят без татар мусульманства не было бы в россии нынешней ,а тем более и в царские времена .

  7. Haydar
    (09.10.2011 14:25) #
    0

    Горько то, что многие теперешние татары развелись на "современное образование", игнорируя Коран и Сунну.

    Брат, Фархад, салам, вот у тебя дед селение взбаламутил))

  8. Фархад
    (09.10.2011 18:05) #
    0

    Ва алейкум ассалам,Haydar.Халляр нечик?,айбат ми сиз?