Османы и Сефевиды. Противостояние двух тюркских династий

История формирования мусульманских народов Евразии – достаточно тонкий вопрос для специалистов. Самое интересное, что это формирование зачастую происходило в жестком противостоянии и противоборстве даже самих мусульманских народов и держав. Яркий пример – противостояние двух мощнейших тюркских держав Средневековья – Османской и Сефевидской империй – и влияние этого противостояния на формирование сознания сразу нескольких мусульманских народов.

Что касается Османского государства, что оно было создано в 1299 году тюркскими племенами Османа I в северо-западной Анатолии. После взятия Константинополя в 1453 году Османское государство стало именоваться империей. Империя достигла наибольшего возвышения в 1590 году.

Примерно к этим годам на восточных окраинах Османской империи, на северных землях современного Ирана начинает формироваться другое тюркское государство – Сефевидское. Главной опорой Сефевидов стало объединение тюркских кочевых племён, известное как кызылбаши.

Противоречие и даже противоборство между двумя тюркскими империями возникло из-за того, что эти два государства стали оплотом двух разных направлений ислама. Так, османские правители не только были суннитами, но и даже перехватили титул суннитских верховных правителей у арабских халифов.

Что же касается Сефевидов, то после того, как в 1501 году сефевидский шейх Исмаил I провозгласил себя шахом Персии, он объявил шиитский ислам государственной религией в созданном им государстве. Уникальным моментов здесь было то, что на тюркский правитель объявил себя правителем Ирана.

Кстати, название тюркских племен, ставших опорой Сефевидской империи – кызылбаши – переводится, как «красноголовые». Это название связано с тем, что они носили чалму с двенадцатью пурпурными полосками в честь двенадцати шиитских имамов, по версии шиитов, трагически погибших от рук суннитских правителей.

Поскольку в те годы религиозное сознание играло ключевую роль, две тюркские империи сошлись друг с другом в смертельной схватке. Несмотря на почти абсолютное языковое родство.

Отношения кызылбашей с османами изначально были напряжёнными — особенно после того, как в 1501 году от имени Исмаила был издан указ, содержащий, по шиитским обычаям, проклятие трёх первых халифов.

После первых стычек между Османами и Сефевидами последовало несколько крупных войн, в которых сунниты Османы взяли верх над шиитами Сефевидами. Противостояние двух держав разворачивалось и на сегодняшнем театре противостояния шиитов и суннитов – в землях Ирака.

Так, османский султан Мурад IV отбил у Сефевидов Багдад в 1638 году. Эта битва за Багдад была последним военным сражением между Османской империей и Государством Сефевидов и привела к потере Сефевидами контроля над всей Месопотамией.

Османы умели учится у других. К тому же регион, Анатолия, Балканы, которыми они овладели, не всегда давали возможности некогда кочевой династии для более полноценного развертывания кавалерии и развития кочевого хозяйства.

Османы раньше Сефевидов осознали слабость кочевых обществ с их военной демократией. Они раньше других взялись за строительство централизованной и сильной государственности в своих владениях.

Они начали искоренение кочевых традиций, прикрепляя племена и роды к определенным земельным наделам. Также, османские султаны научились не зависеть от своих феодалов, у которых была жива еще в памяти былая кочевая вольница.

Под эти цели османы разработали совершенно новой концепции армии, лично преданной только султану. Речь идет в том числе и о янычарах, которые были частью личной гвардии султана, состоявшей из профессиональных воинов.

Сефевидам понять то же самое, что поняли османские султаны, потребовались несколько крупных поражений от Османов и годы кызылбашской анархии в купе с взятием Османами Закавказья, Азербайджана, Месопотамии.

Оттого долгие годы Сефевидское войско представляло собой племенное ополчение, которое сражалось не за жалование, а прежде всего за добычу и по религиозной мотивации.

Тем не менее, Сефевиды по быстроте превосходили врага - в источниках полно сведений об их нападениях, которым Османам мало что было противопоставить, кроме своих громоздких походов.

Но через некоторое время династия Сефевидов после поражений на Восточном Кавказе прекратила своё существование, и к власти пришла шиитская же туркменская династия Афшаридов во главе с известным Надир-шахом.

Сотрудник Института истории Национальной академии наук Азербайджана Шаин Фарзали считает, что Сефевидского шаха Исмаила стравила с Османским султаном Селимом христианская Европа, чтобы добиться взаимоуничтожения двух великих тюркских государств – шиитского и суннитского.

«Шах Исмаил Сефеви положил начало трагическому для всего Ислама и тюркского мира суннитско-шиитскому противостоянию, от которого выиграла Европа, а пострадали мусульмане, - отметил он, - Если бы не было войны между Сефевидским и Османским государствами, мировая карта сейчас была бы другая».

Фарида Санджах



9 комментариев


  1. (12.04.2015 19:28) #
    1

    Ас Саламу алейкум всем мусульманам.
    "..начало трагическому для всего Ислама и тюркского мира суннитско-шиитскому противостоянию, от которого выиграла Европа, а пострадали мусульмане..."
    Пора прекратить это противостояние и начать объединяться всем мусульманам. Амин.

    • (16.04.2015 14:49) #
      1

      Ваалейкум, ассалям, Муса.
      МашАллах! Вот ты тут прав на все 100:пора прекратить это противостояние и начать объединяться всем мусульманам!
      Амин.

      أَعُوذُ بالله مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ‎‎

      Аузу билляхи мина ш-шайтани р-раджим!
      БисмиЛляхир-рахаманир-рахим!

      С ИМЕНЕМ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО ДЛЯ ВСЕХ НА ЭТОМ СВЕТЕ И МИЛОСЕРДНОГО ДЛЯ ВЕРУЮЩИХ - НА ТОМ СВЕТЕ!

      Читайте, читаем все вместе Повеление Аллаха субхан ва Таъаля:

      "Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь!».

      «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе» (3:103)
      Потом (Аллахь) сказал:
      «не разделяйтесь» (3:103)

      Т.е. повелел (Аллахь) единство, объединение (мусульман).
      И должны мы объединиться на желании этого мира ? Нет.
      Должны мы объединится на Книге Аллахьа и Сунне все вместе и не разделяться.

      Т.к. запретил раскол Всевышний, сказав:
      «Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не препирайтесь, а не то вы падете духом и лишитесь сил. Будьте терпеливы, ибо Аллах - с терпеливыми» (8:46)
      О люди, бойтесь Аллаха и знайте, что Аллахь, Свят Он, повелел нам единство и согласие. И говорит Всевышний:
      «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями.» (3:103)

      «Воистину, эта ваша религия - религия единая. Я же - ваш Господь. Поклоняйтесь же Мне!» (21:92)

      И разъяснил нам Аллахь, что единство – это милость, и что раскол – это гибель и наказание.

      И сказал Всевышний:
      «Однако они не перестают вступать в противоречия, за исключением тех, над кем смилостивился твой Господь. Он сотворил их для этого» (11:118-119)

      Т.е. не перестанут противоречить создания, кроме тех, кого помиловал Аллахь. Поистине они не являются раскольниками и это указывает на то, что единство – это милость.
      «кроме тех, над кем смилостивился твой Господь»
      Это указывает на то, что единсто – это милость, а раскол – это наказание, беда, столкновения, вражда друг с другом, убийства, ненависть, месть. А что касается единства – то это милость, милость от Аллахьа в том, что верующие милосердны друг к другу и объединяются в подчинении Аллахьу.

      А что же касается неверующих и лицемеров.

      «Ты полагаешь, что они едины. Но сердца из разобщены» (59:14)
      И единство – (не имеется в виду внешнее объединение) людей, однако (подразумевается) единство сердец, даже если они физически (находятся) далеко друг от друга.
      А что же касается единства людей, в то время как сердца разобщены – то они понимают и не осознают это «единство», как и не принесло это пользу неверующим и лицемерам, из тех, кто были до них.

      И из польз объединения мусульман - это то, что Аллахь приказал им собираться ежедневно в мечетях пять раз для совершения (коллективной молитвы), и жители каждой местности собираются в своих мечетях, видят друг друга, приветствуют друг дуга, знакомятся, дружат друг с другом, навещают того, кто отсутствует, спрашивают за него,

      И также узаконил Аллахь собрание каждую неделю для жителей города или поселка – а это в пятничный день (мусульмане) собираются, слушают хутбу, и устремляются к поминанию Аллахьа...

      ************
      далее читайте и слушайте:

      "Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь».
      Пятничная проповедь шейха Салиха аль – Фаузана, да хранит его Аллах.
      http://www.youtube.com/watch?v=w-2daWM_yWo

      Видео просто с текстом без звука:
      http://www.youtube.com/watch?v=lriA_xtMJ4o

  2. (13.04.2015 19:46) #
    0

    "Но через некоторое время династия Сефевидов после поражений на Восточном Кавказе прекратила своё существование, и к власти пришла шиитская же туркменская династия Афшаридов во главе с известным Надир-шахом"-так почему же тогда,по источникам сохранившимся до сих пор,в стане Надир-шаха Афшара, официальным языком был "фарси"и все тюркское пресекалось на корню,и это настолько сильно пресекалось,что даже современные азербайджанцы(тюрко-говорящие)проживающие в Иране,на вопрос кто вы, с перепугу отвечают "парс"?

  3. (14.04.2015 13:34) #
    -1

    Всем Ас Саламу алейкум !
    Статья сумбурная, и написана скорее с позиций пантюркизма(официальная идеология в Азербайджане), содержит огромное количестов ляпов, и напоминает выдержку из Википедии. Надир Шах например не был шиитом. Но это так, мелочь. Главное, что соперничество Сефевидов и Османов было скорее противостоянием в экономической, а не религиозной сферах. Две династии делили власть над мусульманскими странами, и в этом они не лучше, но и не хуже Саманидов и Гуридов, например. О кознях европейской дипломатии в 1516г на востоке вообще читать смешно, откуда им там взяться... Зачем ворошить давний конфликт и пересчитывать кто кого больше истребил. И если обвинять Иран, то по какому праву османские войска вторглись в Сирию и Палестину, агрессия же в чистом виде.

  4. (14.04.2015 14:27) #
    -2

    "Европейская дипломатия была заинтересована в этой вражде между Исмаилом и Селимом.Они поджигали страсти между ними пытаясь привлечь обоих в войну-чему они и добились.Они обешали Исмаилу огнестрельное оружие и инженеров-спецалистов.Но одновременно вели переговоры и с Селимом пытаяс отнят от них торговые преимушество.Вообшем Европа видела в виде Исмаила своего спасителя от Османского ига. "

    • (15.04.2015 15:53) #
      -2

      Уважаемый брат Муса! исмаил 1 считал пушки оружием трусов (за что и поплатился). А европейская дипломатия было в то время поглощена не проблемой турецкого нашествия (которое довольно позорно остановилось под Веной в 1532г.) а невиданным усилением Испанской Империи, которая могла реально поглотить всю Европу. Контакты с турками были у Франции, и то где в 1530-х годах. Так что конфликт все-таки был вызван внутренним противостоянием 2-х империй из-за контроля над стратегическим Ираком и Азербайджаном, которые они за 2 века превратили просто в выжженную пустыню. Одних турок в Азербайджане полегло если верить источникам до полумиллиона.

      • (16.04.2015 12:21) #
        1

        Тамерланович- уточните пожалуйста,что "Одних турок в Азербайджане полегло если верить источникам до полумиллиона"-этих турок,уничтожили не азербайджанцы,а то ведь пойдет гулять "фишка",что азербайджанцы в 16 веке уничтожили турок....

        • (16.04.2015 13:47) #
          -2

          Рамазан, не в 16 веке конечно, а на протяжении 8 войн за 250 лет. очень обобщенная цифра, если сложить численность турецких армий за время конфликта (конечно она далеко не только из турок состояла). А вообще шииты-кызылбаши были как раз тюрками и составляли костяк армии Сефевидского Ирана, на равных сражаясь с яначарами. И было за что, учитывая какой разгром турки устроили в Баку, Ширване, Шемахе и Тебризе.

        • (16.04.2015 14:14) #
          -1

          Многочисленные "любители шиитов" и без моих комментариев уже все беды на "персов" валят. "если в кране нет воды ее выпили шииты, если в кране есть вода то шиит... и далее по тексту....