В священном Коране есть суры, названия которых обозначают представителей животного мира («Корова», «Скот», «Пчелы», «Муравьи», «Паук», «Слон»). Об одной из этих сур, мы поведем речь в этой статье. 105-ая сура Корана «Слон» посвящена знаменитому походу эфиопского царя Абрахи на территорию Хиджаза. А дело было так…
Однажды наместник эфиопского царя Абраха, которому после многочисленных интриг удалось стать независимым правителей Йемена, построил в Сане церковь (есть версия, что новая церковь была построена в Наджране). Целью этой акции было нанесение непоправимого удара по религиозному авторитету Мекки, «повернув хадж» ибо новая церковь Саны должна была заменить для арабов Каабу, к которой арабы на протяжении многих веков совершали хадж, следуя заветам пророков Ибрахима и Исмаила (мир им!). Возможно одной из второстепенных причин войны было торговое соперничество йеменцев и мекканцев.
Однако Абраха обманулся в своих ожиданиях. Арабы сохранили верность священному городу. Гневу Абрахи не было границ. Он задумал уничтожить Каабу. Для этого в короткие сроки было собрано большое войско, укомплектованное несколькими боевыми слонами. Войско Абрахи состояло из эфиопов, химйаритов и некоторых аравийских племен. На пути в Мекку они захватили стадо верблюдов, двести из которых принадлежало самому уважаемому мекканцу, хранителю Каабы, фактически Мекка правителю на тот момент – Абд ал-Мутталибу, деду пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!). Дед пророка выехал навстречу Абрахе и в разговоре с ним попросил вернуть его верблюдов. Когда же Абраха спросил его, почему он не просит за священную Каабу, а печется только лишь о своем имуществе, знатный мекканец ответил: «Я – хозяин этих верблюдов, а у Каабы – свой Хозяин, и Он ее защитит!».
После совета Абд ал-Мутталиба все мекканцы ушли в горы. Когда же войско Абрахи вступало в предместье Мекки, предводитель его слонов и самый сильный из них по имени Махмуд вдруг опустился на колени и отказался двигаться вперед. Причем он охотно изъявлял желание продолжить путь назад, влево и вправо, но только не вперед, не в Мекку! Затем по воле Аллаха на захватчиков налетели стаи птиц, несших в клювах и лапках камни, которыми они закидали и перебили значительную часть неприятеля. Абраха и остаток его войска с позором бежали, а по пути многие из них погибли в пустыне, так как у них не было опытных проводников. Сам Абраха, тяжело больной (у него отпадали одна за другой части тела, на месте которых возникали язвы из гноя и крови), еле добрался до Саны и умер в короткие сроки.
Из этой истории мы видим, какую значительную роль играл дед пророкА (мир ему) в религиозном центре арабов – Мекке. Это событие был очень важным для мекканцев, они даже отсчитывали от него свой календарь. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) родился в этот знаменательный год.
Эта сура органично связана со следующей сурой Корана – сурой «Курайш». Успехи торговли курайшитов на севере и на юге прямо вытекают из неудачного похода Абрахи. Посмотрим, насколько тесно взаимосвязаны эти суры (перевод Э. Кулиева):
Сура «Слон».
Во имя Аллаха, милостивого, милосердного |
1. Разве ты не видел, что сделал твой Господь с владельцами слона? |
2. Разве Он не запутал их козни |
3. и не наслал на них птиц стаями? |
4. Они бросали в них каменья из обожженной глины |
5. и превратили их в подобие изъеденных иссохших злаковых листьев. |
Сура «Курайш».
Во имя Аллаха, милостивого, милосердного |
1. Ради единения курайшитов, |
2. единения их во время зимних и летних поездок. |
3. Пусть же они поклоняются Господу этого Дома (Каабы), |
4. Который накормил их после голода и избавил их от страха. |
Как указывают комментаторы Корана, от голода курайшитов Аллах спас удачной торговлей, а от страха – отогнав войско Абрахи.
Однако не это самое важное в этой суре. Важно то, что Аллах защищает своих преданных рабов и святыни. К сожалению, сейчас много мусульман, которые говорят, что не надо призывать к исламу людей или защищать свою религию от нападок врагов. «Это – дело Аллаха, а наше дело только поклонение» – твердят они. Как это напоминает действия Абд ал-Мутталиба, который со своим народом покинул святыню и старался спасти своих верблюдов в ущерб интересам Каабы. Но разве это позиция к лицу верующему человеку?!