Всякий раз, когда спрашивают о мусульманских ученых 21 века, речь заходит о мужчинах. Но это противоречит истории исламской науки.
Окунувшись в историю, мы увидим, как лидеры исламских общин советовались с женщинами-учеными, включали их в состав своих делегаций, и обсуждали с ними стратегические планы. Фатима аль-Самарканди одна из них.
Пятьсот лет спустя после смерти Пророка (мир ему) в Узбекистане в семье одного из самых известных ученных Мухаммада ибн Ахмада аль-Самарканди родилась дочь Фатима.
Отец уделял немало времени воспитанию любознательной девочке. Согласно истории, Фатима прекрасно разбиралась в фикхе, Коране, а также хадисах и выносила правовые решения. Она оказала большое влияние на дискурс фикха Ханафи. В результате своей твердой позиции, она издавала фетвы, исправляла фетвы отца и мужа.
Немало знатных молодых людей хотели видеть Фатиму своей женой, но отец девушки категорически был против их кандидатур. Единственный, чьё предложение руки и сердца было принято, стал один из его самых способных учеников по имени – Аллауддин Абу Бакр ибн Масуд аль Касани. Аль Касани написал комментарий к труду Мухаммада ас-Самарканди «Тухфату-ль-Фукаха» – «Бадаи ас-Санаи», который также приобрел широкую известность. И этот же комментарий стал брачным подарком жениха невесте.
До сих пор его комментарий высоко ценится среди ученых ханафитского мазхаба.
Аль-Касани, который сам обладал глубочайшими познаниями фикха, неоднократно обращался за советом к Фатиме аль-Самарканди, когда дело касалось трудных вопросов. Позже супруги переехали в город Алеппо, где стали преподавать в мечети Омейядов. Известно, что по важным вопросам с Фатимой советовался ни кто иной, как сам Нуруддин Зенги – амир Дамаска.
Он назначил Фатиму и аль-Касани в качестве своих личных консультантов. Фатима разбиралась не только в религиозной юриспруденции, но и сыграла важную роль в общественных делах, которые проводились под ее руководством и наставлением. Амир Дамаска не считал зазорным обращаться к женщине за советом. Историки приводят множество других фактов из жизни этой удивительной женщины-ученого.
Например, иногда студенты аль-Касани могли наблюдать такую картину. Их преподаватель просил у них разрешения отлучиться ненадолго домой. После чего он возвращался и отвечал подробно на их вопросы. Это происходило довольно часто. И тогда студентам стало ясно, что аль-Касани отлучался домой, чтобы узнать ответ у супруги.
В своей книге “Образование женщин”, сирийский писатель Мухаммад Реза Кахала отмечает, что Фатима аль-Самарканди являлась автором различных книг по фикху. Женщины и мужчины из разных стран мира приезжали в Алеппо только для того, чтобы учиться под ее руководством.
Фатима ас-Самарканди покинула этот мир в городе Алеппо и осталась в памяти мусульман одной из выдающихся личностей в истории Ислама.