Черкесская княжна против мерзости века сего

В центре Нальчика, одного из прекраснейших городов Кавказа, стоит памятник. На бронзовом постаменте по-старинному одетая женщина с длинной косой и с грамотой в руке. На мраморе надпись: "400 лет с Россией".

Княжеская дочь Мария Темрюковна, ставшая женой царя Ивана Васильевича Грозного и восемь лет царствовавшая на Москве, стала символом дипломатического и взаимовыгодного союза кавказцев и русских. Она олицетворяет то, что в прошлом было, а в настоящем сведено к минимуму: кавказские женщины более не идут за иноплеменников, а если идут, то родные с ними более не знаются. Княжна Мария воплощает альтернативу всем иным сюжетам русско-кавказского взаимодействия: войны, полицейского произвола, покорения Кавказа ради союза с Грузией и противоборства с третьими силами, невзирая на беды самих кавказцев.

Два года назад праздновали 450 лет единства черкесов Кавказа с Россией. Когда бы не мудрость кавказцев, фильм "Царь" мог бы в одночасье положить конец этому единству.

Мария Темрюковна для черкесов — важная фигура этого фильма, и это понятно. Так вот. Мало того что она показана взбалмошной, своенравной, дикой, капризной, ненормальной и плохо воспитанной женщиной, но и муж ее — царь Иван Васильевич выведен клиническим больным. Вот он, оказывается, каков по мысли творческого коллектива под управлением Лунгина, союз России и Кавказа, — не более чем союз двух больных самодуров. В добавление ко всему в фильме кабардинскую княжну обличают как "блудницу вавилонскую". И кто? Шут, которого играет в нарушение всех канонических правил Русской православной церкви клирик оной церкви Иван Охлобыстин.

В довершение роль черкесской княжны Лунгин доверил татарской актрисе Рамиле Искандер. Если вы никогда не слышали, как смеются чеченцы, глядя, как чеченцев играют грузины или осетины, то, боюсь, не поймете, может ли сыграть черкесскую княжну татарская актриса.

Что же черкесы и кабардинцы? Они оказались небывало мудрыми людьми на всех уровнях общества. Мало того что прокатчики не начали прокат вместе со страной 4 ноября.

Мало того что главные киноплощадки республики от этого фильма тихо отказались. Мало того что они тактично не пригласили в Нальчик творческий коллектив. Так они просто не пришли на премьеру — в зале на 240 мест набралось 14 зрителей. И ни одного рекламного щита в городе.

В принципе режиссер Лунгин нанес оскорбление — он изобразил женщину черкесского народа в неприглядном виде. В фильм, к счастью, не вошли особо странные творческие фантазии — например, сцены, где Мария Темрюковна зачем-то бичует себя. Зато она с огоньком хлещет плеткой других.

Черкесы сделали что могли — они сделали вид, что фильма нет. Честь им и хвала. Но не все такие выдержанные и мудрые люди в нашей стране.

Хочу напомнить один подзабытый эпизод. Виктор Астафьев, почему-то считавшийся почвенником, написал желчный рассказ "Ловля пескарей в Грузии". В этом рассказе он едва упомянул разъевшегося грузинского подростка, намекая, что разъелся он на деньгах от продажи мандаринов в северных городах, что было синонимом обирания народа.

Очень быстро нашелся грузинский деятель, который начал публично гневаться, доколе будут оскорблять грузинский народ. Прошло 20 лет. И вот мы и братский православный грузинский народ уже не только повоевали, но и разорвали дипломатические отношения. А ведь весь остальной Кавказ Россия топила в крови ради того, чтобы союз с православной Грузией был навек.

Честно говоря, в условиях, когда искусство страстно желает разрушить мир, уповать остается только на наше общее хладнокровие и отсутствие времени на чужое творчество.



комментариев