Басмачи – моджахеды Гражданской войны

Нет такого человека в нашей стране, который не видел бы знаменитого советского истерна «Белое солнце пустыни». Он снимался для того, чтобы оправдать установление коммунистической власти в Средней Азии, борьбу за «освобождение женщины Востока». На самом же деле картина стала ярким свидетельством того, как большевики, пришедшие к власти 81 год назад, уничтожали исламскую культуру, разрушали семьи, отвращали мусульманок от соблюдения норм Шариата и подрывали позиции Ислама в этом регионе.

Сопротивление безбожникам

Для молодой советской власти не было в России более серьезного соперника, нежели организованные исламские движения сопротивления. Мусульмане прежней Империи, вначале очарованные борьбой большевиков против несправедливой царской власти, их лозунгами о свободе, со временем все жестче начинали ей противостоять.

Как никто другой, эту позицию мусульман России по отношению к большевикам выразил пятый имам Дагестана и Чечни Нажмуддин Гоцинский: «…Когда на политическом горизонте взошло солнце свободы, люди в понятиях о свободе разделились. Одни из них захотели свободу, согласованную с Шариатом. Но… другая партия свободу понимает как социалистическую свободу».

«Эта последняя свобода, – утверждал Гоцинский, – освобождая народ от тирании царской власти, освобождает также и от Божьей власти и ее требований». Эту группу имам называет партией отступников от Шариата. Именно поэтому молодая советская власть встретила самое жесткое сопротивление в тех регионах страны, где очень сильны были позиции Ислама.

Одним из таких регионов являлся Туркестан, или современным языком, Средняя Азия. В этом регионе в гражданскую войну и в последующие годы мусульмане организовали самое масштабное сопротивление новой безбожной власти. Это движение в истории известно, как басмаческое, или движение басмачей.

Диверсанты от Ислама

Сам термин «басмачи» происходит от тюркского слова «басмак» – «нападать, налетать». Этим термином советская наука и пропаганда называла исламское повстанческое движение в Средней Азии, начавшееся с крахом царской власти и продлившееся в некоторых районах до конца 30-х годов. Сами же повстанцы называли себя моджахедами, или борцами за веру.

Для басмачей борьба с большевиками была именно джихадом – войной за свою религию, за свой образ жизни, за сохранение чести своих женщин, за неприкосновенность мечетей и мусульманской земли. Но коммунисты сделали все для того, чтобы очернить в истории образ туркестанских моджахедов и представить их бандитами и убийцами.

Тактика борьбы басмачей состояла в том, чтобы, базируясь в труднодоступных горных и пустынных районах, совершать конные рейды в густонаселенные районы, ликвидировать большевиков, комиссаров, советских работников и сторонников большевистской власти. Повстанцы прибегали к партизанской тактике: избегая столкновений с крупными частями регулярных советских войск, предпочитали внезапно нападать на небольшие отряды, укрепления или занятые большевиками населенные пункты, а затем быстро отходить.

Их борьба с советской властью под лозунгами священной войны обеспечивала им поддержку значительной части верующих, национальной интеллигенции, исламских ученых и лидеров, а также панисламских кругов Турции и других стран. Исламские страны и другие мусульманские народы помогали моджахедам Туркестана оружием.

Полыхающий Туркестан

Отряды басмачей действовали особенно активно в Ферганской долине и прилегающих к ней высокогорных Алайской и Арцинской долинах, в Сырдарьинской и Самаркандской областях, в Восточной Бухаре, Хиве, Каракумах, Красноводском районе, Нарынской волости. Соединения насчитывали от нескольких десятков до нескольких тысяч человек.

Существенным стимулом для повстанчества служила политика большевистских властей в отношении мусульманского населения. Самое серьезное недовольство верующих вызывали меры, ломавшие традиционный уклад и образ жизни. В фильме «Белое солнце пустыни» этот момент показан комично, но четко: красноармеец Сухов ломает семью Абдуллы, отрывает жен от мужа, отвращает их от исламских норм и уговаривает скинуть с себя мусульманскую одежду.

Кроме того, большевики, несмотря на заявленный интернационализм, некоторое время запрещали допускать мусульман на правительственные должности в Туркестане. Да, и в последующем лишь немногие представители среднеазиатских народов могли рассчитывать на получение ответственных постов. В профсоюзы принимали только русских рабочих и т. д.

Если в 1918 основным центром движения сопротивления была Фергана, то в 1919–1920 годы оно распространилось почти по всей Средней Азии. В начале 1921 Красной армии удалось разбить главные отряды моджахедов в Фергане. При подавлении движения нередко уничтожались целые селения. Именем и усами знаменитого большевистского военачальника Семена Буденного до сих пор пугают детей в Средней Азии.

Причины поражения

В 1924 мусульманское повстанчество снова усилилось во многих районах в связи с засухой, голодом и широким недовольством населения политикой властей. Хотя большевикам удалось в основном разбить моджахедов в 1925–1926 годы, отдельные группы до начала 1930-х проникали в советскую Среднюю Азию из-за границы, в основном из Афганистана и Уйгуристана.

Численность басмачей в разные годы достигала до нескольких десятков тысяч бойцов. Одновременно по всему Туркестану действовали десятки повстанческих отрядов. Наиболее крупными лидерами басмачей были Иргаш, Мадамин-бек, Куршермат, Махкам-ходжа, Акбар-Али, Парпи, Муэтдин-бек, Джунаид-хан и Ибрагим-бек.

Дополнительный импульс движение моджахедов получило в связи с насильственной коллективизацией в конце 1920-х – начале 1930-х годов. Басмачи, прорывавшиеся в советский Туркестан из Афганистана, и повстанцы в туркменских Каракумах боролись с большевистской властью вплоть до второй половины и даже конца 30-х годов.

Последние группы повстанцев исчезли только после того, как в 1942 году Великобритания по договору с СССР обещала пресечь их нападения с территории Ирана и Афганистана. Основными причинами поражения басмаческого движения в противостоянии с большевиками были, конечно, общий упадок, внутренний кризис, а затем и крах Халифата, разрозненность мусульманских народов, отсутствие единой стратегии борьбы и четкого видения военно-политического будущего исламского Туркестана.

P. S.

Интересным фактом является то, что во время работы над фильмом «Белое солнце пустыни» местные девушки отказались участвовать в съемках в роли жен Абдуллы. Все кандидатки на женские роли были привезены из Москвы, но и их не хватало. В некотрых кадрах под паранджой, вместо женщин, находились солдаты.

Кроме того, в полной версии, в конце фильма жены убитого Абдуллы выбегают, бросаются к телу мужа и рыдают. Это эпизод был вырезан советской цензурой.

Тимур ЮСУПОВ

На фото: кадры из фильма «Белое солнце пустыни»



11 комментариев


  1. Оптимист
    (06.03.2011 21:34) #
    0

    Канцлер Германии Бисмарк в свое время сказал:"Для социализма надо выбрать страну, которую не жалко". Ужасная, изуверская модель управления миром, особенно, в ее российском исполнении! Сколько загубленных жизней, какой регресс в духовном развитии человечества!Насильно отнять веру в Бога, превратить людей в идеологических мутантов-вот такая была цель коммунистов.Хорошо, что автор вытаскивает их забвения имена моджахедов!Вечная им память и да будет доволен ими Аллах!

  2. Ураз
    (07.03.2011 08:07) #
    0

    То что хорезмское и бухарское ханства легко достались большевикам - это вина их эмиров,Им надо было любой ценой достать пулеметы, ружья, пушки, современные вооружения. Они не были бедными, у них золота было много - они могли купить военных России и Европы и вооружить своих солдат. Эмиры были тупыми. А бой с большевиками был неравным, люди шли против пулеметов.

  3. абу усман
    (07.03.2011 09:07) #
    0

    муджахиды туркестана я думаю были запрещены законным решением суда ссср,салават юлаев был врагом царицы,его изуродовали и до самой смерти (20 лет)он просидел, а сегодня его именем названы города, улицы,и т.д отношение народа меняется, сегодня "за" потом "против" следовательно каждый должен искать довольство Аллаха, а не довольство людей, тогда он всегда будет в Успехи (в раю).А поражение мусульмане получают потому что продают свой обязанности (фарды) за незначительные мирские блага.

  4. Некто
    (07.03.2011 11:10) #
    0

    Ну что же, отказ от социалистической идеологии в статье объясняется действиями советской власти по вытравливанию религиозных убеждений из народов империи (как мусульманского толка, так и православного). Автор на одну чашу есов кладет идеи социального управления государством, а на другую: веру предков, традиции и обычаи. Отдавая предпочтение второй чаше, он оправдывает идеологию басмачества: как борьбу народов за свои устои.

  5. Некто
    (07.03.2011 11:15) #
    0

    Сложно прогнозировать насколько далеко от развития таких стран как Афганистан ушли бы народы средней Азии в случае их НЕ вхождения в СССР. Дала бы им возможность "спокойно" развиваться борьба между двумя системами: социалистической и капиталистической? Ирану "повезло" лиш в том что до некоторого момента они тесно сотрудничали с Западом: посмотрим что будет дальше.
    Следует напомнить, что развал СССР инициирован элитаи национальных республик, возжелавших власти и денег для себя и своих детей.

  6. Некто
    (07.03.2011 11:18) #
    0

    И сейчас, автор, работает над идеологическим оправданием этого события.
    Сожаление вызывает факт отсутствия прямых нападок на идеологию Ленинизма - сказать видно нечего, от этого в ход идут технологии зомбирования и НЛП.
    Призываю всех к внимательному и комплексному рассмотрению данных вопросов. Чтение между строк подобных статей гораздо интереснее слов, непосредственно написанных автором.

  7. Оптимист
    (07.03.2011 13:39) #
    0

    Уважаемый Некто! Развал СССР как империи, созданной на утопической основе, был объективно предопределен. Это был социологический опыт, и он не удался.Без духовной свободы (свободы вероисповедания)и материальной свободы (частной собственности) общество долго существовать не может. Только неимоверная жестокость по отношению к оппозиции и наличие богатых людских и сырьевых ресурсов позволили коммунистам продержаться. Размышляющим людям это стало ясно еще в пору "развитого социализма".

  8. Некто
    (07.03.2011 15:12) #
    0

    Уважаемый, Оптимист, безусловно что человек перестает быть человеком когда отказывается от культуры своего народа. Но, мне думается, объяснять борьбу элит - борьбой за самоопределение неверно. Потому что элиты должны консолидироваться между собой ("один в поле не воин", к тому же объединение элит может вестись только на основании законов регламентирующих/снижающих степень влияния личностного фактора в политике - что есть "гут").

  9. Некто
    (07.03.2011 15:22) #
    0

    Думается, что классовую борьбу никто не отменял. Как и сто и более лет назад, вопрос контроля действия элиты в интересах всего общества является, извините, архиважным. Опыт/эксперимент построения социального общества будет продолжаться. Но, связывать проблему самоопределения человека и самоопределения власти в его стране: некорректно: думается не стоит отвергать результаты прошедшего (пусть даже провального) эксперимента СССР и начинать все заново.

  10. Оптимист
    (07.03.2011 15:54) #
    0

    Уважаемый Ураз! Борьба с большевиками была неравной,по большому счету, потому, что они реализовывали план мировых сил.И реализовали.А туркестанские моджахеды были обречены, мир им! Как сейчас оказались обреченными Ирак, Афганистан и другие государства. И коалиция государств-агрессоров (США,Англия, Германия, Франция)- все те же колонизаторы, что и несколько веков тому назад,"рулящие" миром.Инша Аллах, растущий Ислам, в том числе, за счет их народов, когда-нибудь положит конец их экспериментам!

  11. Ихтиер
    (09.03.2011 13:47) #
    0

    Если кто думает что социализм развалился и можно жить спокойно , тот глубоко ошибается . В первую очередь хотябы потому что в наследство мы получили диктатуру а авторитарию в чистом виде , которые также делает упор на светский режим правления обшеством исключая нац меншинства и религиозную составляюшую людей