Человек и ракета. Изеддин аль-Кассам – первый федаин Палестины

15 мая отмечается День Накбы – день катастрофы палестинского народа. 14 мая 1948 года было провозглашено создание Израиля. Уже на следующий день это обернулось трагедией для коренных жителей Святой земли, которые подверглись геноциду со стороны сионизма при попустительстве ведущих держав мира. Это преступление, о котором человечество до сих пор предпочитает не вспоминать.

К чему идет дело, для многих было понятно еще задолго до появления сионистского государства. Одним из первых героев борьбы с колонизаторами по праву считается – шейх Изеддин аль-Кассам, человек и ракета.

12 ноября 1935 года 35-летний мужчина с пепельной бородой, одетый в традиционную мусульманскую одежду и тюрбан, руководил тайной встречей в одном из старых кварталов Хайфы. Это был шейх Изеддин аль-Кассам.

Впоследствии его имя практически станет синонимом слова «сопротивление», и даже знаменитые ракеты – оружие палестинских партизан из ХАМАС – назовут в его честь. Мученик Изеддин аль-Кассам был одним из первых, кто поднял палестинцев на борьбу с сионизмом до полного прекращения оккупации.

К середине 1930-х годов англичане находились в Палестине уже 18 лет. Колониальная администрация отличалось нетерпимостью к арабам и презрением к их национальным интересам. Незаконная сионистская иммиграция достигла рекордной цифры 61 844 человек в год. Все больше палестинских крестьян было вынуждено покидать родные земли, что безжалостно контрастировало с положением еврейских колонистов, съезжавшихся на Ближний Восток из различных уголков Европы.

Боль за свой народ, поруганные святыни и могилы предков, оккупация и унижения заставили шейха Изеддина и его сподвижников поднять восстание.

Аль-Кассам родился в Сирии в образованной и богобоязненной семье. Достигнув совершеннолетия, Изеддин отправился в Египет на учебу в Аль-Азхар, величайший центр религиозной исламской науки. Вернувшись в Сирию, Кассам посвятил себя не только преподаванию, он так же принимал участие в различных патриотических акциях и движениях.

Кассам возглавил одно из восстаний против французского правления в Сирии, за что его заочно приговорили к смерти.

Избежав ареста, Изеддин переселился в палестинский город Хайфу. Там он посвятил свое время раздумьям, проповедям и благотворительной работе, организовав вечернюю школу для неграмотных - среди крестьян и рабочих он был своим.

Прожив некоторое время в Палестине, Кассам еще раз убедился в серьезности сионистской угрозы. Он начал взывать к духу патриотизма, убеждал в необходимости единства, напоминал о героизме сподвижников Пророка (мир ему). Аяты из Корана, особенно те, которые призывали к борьбе и самопожертвованию, постоянно были у него на устах. И везде, но особенно в мечетях, он искал учеников из числа наиболее богобоязненных.

За несколько лет с особой заботой и вниманием он собрал вокруг себя группу единомышленников - всего около 800 человек, двести из которых прошли военную подготовку. Они купили ружья и патроны на деньги, вырученные от продажи ювелирных украшений своих жен и части домашней утвари. Эти люди обязались, если понадобиться, пожертвовать своими жизнями во имя Аллаха за освобождение Палестины.

После встречи в Хайфе Кассам с группой своих ближайших сподвижников, большинство из которых составляли крестьяне, укрылся в поросших лесом холмах около Дженина. Днем они находились в пещерах около деревни Ябуд, молились и читали Коран, ночью же совершали вылазки, нападали на сионистов и англичан.

Раздраженные атаками, колонизаторы бросили против них значительные силы пехоты и техники, поддержанные авиацией. Это стало неожиданностью для бойцов шейха Аль-Кассама, которые вынуждены были вступить в неравное противостояние. В ходе одного из боев отряд попал в окружение. Изеддин отверг предложение англичан о сдаче в плен, аргументировав это тем, что его бойцы «ведут джихад во имя Бога за свободу своей Родины».

Вскоре Кассам во главе отряда повстанцев в последний раз поднялся в атаку на колонизаторов. После нескольких часов ожесточенного боя партизаны были разгромлены, шейх Изеддин и его сподвижники убиты, несколько человек попали в плен.

Это был короткий и бесполезный с военной точки зрения порыв, почти без каких-либо надежд на успех. Но он всколыхнул палестинские массы, еще испытывавшие иллюзии в отношении сионистской колонизации. Движение Кассама породило целую череду восстаний, на что и надеялся шейх Изеддин.

Даже спустя большое количества времени, сионисткой пропаганде не удалось умалить его значение. Для врагов шейх Аль-Кассам был и остается безумным фанатиком. Они не смогли понять, что в его лице палестинцы обрели пример мученического подвига, символ борьбы и победы. До этого лишь немногие выступали с оружием в руках против оккупантов, после гибели же Кассама тысячи людей пришли в движение сопротивления.

Обладая глубоким благочестием, с присущим ему чувством исполнения своей миссии шейх Изеддин был типичным федаином - человеком, который приносит себя в жертву во имя своего народа, веры, родной земли. В борьбе с современными колонизаторами Кассам стал выдающимся примером героизма не только для мусульман.

Огромное число людей пришло на похороны шейха Аль-Кассама в Хайфе. Его тело покоится в десяти километрах от деревни Яджур. Все расстояние, которое разделяет эти населенные пункты, люди несли его гроб на своих плечах.

Они скандировали лозунги, призывающие к борьбе против англичан и сионистов, кидая камни в полицейских. Каирская газета «Аль-Ахрам» в те дни писала: «Дорогой друг и мученик, мы слышали твои проповеди в мечетях, когда ты призывал к борьбе, но сегодня твоя смерть более красноречива, чем твоя жизнь».

Мансур Алишаев



комментариев