В Махачкале обсудили вопрос преподавания основ религии

Вчера, 29 марта, в Северо-Кавказском филиале Российской правовой академии минюста России прошел круглый стол «Преподавание основ религии в общеобразовательных учреждениях Дагестана: проблемы и пути их решения». Мероприятие организовано филиалом академии совместно с институтом теологии и международных отношений имени Мамадибира ар-Ручи. Религия является важной составляющей культуры каждого народа, и преподавание основ религии в качестве эксперимента уже введено в нескольких регионах России. Если этот опыт удастся, то к следующему году предмет введут во всех остальных регионах.

В работе круглого стола приняли участие люди, которые и в теории, и на практике сталкиваются с проблемами преподавания религии в образовательных учреждениях на этапе подготовки специалистов для преподавания, для разработки необходимой методической литературы: ученые, представители власти и религиозные деятели, учителя. Также приняли участие студенты филиала Академии и Института теологии.

Ведущий круглого стола преподаватель академии Махач Мусаев отметил, что в стране продолжается эпоха перемен. Перемены произошли и в школьном образовании. «Сегодня активно обсуждают закон об образовании. Проблема преподавания религии в школе стоит наряду с проблемой преподавания родных языков. Основы религиозной культур и светской этики уже рассматриваются как учебные предметы. По выбору ученики и их родители могут выбрать для изучения основы православной, исламской, буддийской, иудейской и мировой культур и светской этики. Безусловно, в Дагестане наиболее актуальны 4 предмета - основы исламской, православной культур, мировой культуры и светской этики».

Махач Мусаев также отметил, что в вопросе преподавания религии в образовательных учреждениях наиболее актуальными остаются вопросы: «Кто будет преподавать предмет религии?», «Какая будет методическая литература?» и «Какая будет учебная программа?». Участники и должны были дать ответы на все эти вопросы.

Зухра Абасова, выступая от городского управления образования, отметила, что введение предмета религиоведения для столичного образования достаточно многоплановая, разнородная задача.

«Действительно, в школах города достаточно много проблем и вопросов возникает в плане преподавания религиоведения. В принципе сама проблема и необходимость преподавания основ различных верований была и прежде. В последние десятилетия в школьной практике на факультативных началах имели возможность вводить такие курсы, как история мировых религий, религии России. Для этого была определенная методическая литература», - добавил она.

Говоря о наличии методической литературы, она отметила, что имеются методические рекомендации, но в них много истории, нет учебной программы.

Выступающие отметили, что преподаватели религии должны иметь особую подготовку, иметь глубокие познания в религии. Безусловно, преподавателям истории и обществознания не под силу эта задача, сообщает РИА "Дагестан".

Речь зашла и о сложности исламских терминов. Поступил вопрос о том, почему религиозные деятели не проявляют инициативу - соавторстве с преподавателями вузов разработать методологическую литературу. На что проректор Института теологии и международных отношений Шамиль Мухидинов ответил, что в нашей стране инициатива не поощряется, особенно если она исходит от религиозных лиц. Предвзятое отношение к людям, занимающимся изучением ислама, чувствуется на каждом шагу.

«Работникам народного образования, чиновникам, духовным лицам надо понять, что у нас одна цель – воспитать болеющего за Родину, полезного для общества человека. Арабский язык в республике должен быть третьим обязательным, после родного и русского», - отметил он.

Говоря о нужной для изучения религии литературе, представитель Духовного управления мусульман Дагестана Шахбан Рамазанов сказал, что весь нужный материал имеется, нужна лишь возможность использовать все это.

Проректор Института теологии и международных отношений Мансур Зайнулабидов сказал, что тезис разделения государства и религии устарел. Он не соответствует той истине, которая есть. Нельзя делить образование на «светское» и «религиозное».

Было отмечено, что основной смысл уроков религии - не получение новых знаний, а воспитание нравственности.

Фото: РИА "Дагестан"



комментариев