Студентам предложили сдавать сессии по принципу ЕГЭ

Вслед за реформой школьных итоговых экзаменов серьезные перемены ожидают и вузовские сессии. Рособрнадзор, чтобы избежать коррупции и повысить объективность оценки знаний студентов, предлагает построить студенческие экзамены по принципу ЕГЭ: принимать их будут независимые эксперты. Нововведения поддерживают представители ректорского сообщества, работодатели и даже сами студенты.

Как рассказал "Ъ" глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, у ведомства "есть вопросы к вузам по объективности сдачи сессии". "Знания студентов оценивают те же преподаватели, которые их обучали, поэтому итоговая оценка не всегда оказывается объективной",— пояснил он. Чтобы исправить ситуацию, Рособрнадзор в ближайшее время начнет проект независимой оценки знаний учащихся. "Экзамены будут проходить с участием сторонних экспертов — представителей профессиональных ассоциаций, будущих работодателей,— сказал Сергей Кравцов.— Если студент будет помнить, что его знания проверит совершенно незнакомый человек, даже не из родного вуза, это создаст определенную мотивацию к хорошей учебе". Чиновник уточнил, что речь идет как о выпускных государственных экзаменах, так и о сессиях.

Согласие на участие в эксперименте дали Московская государственная юридическая академия (МГЮА) имени Кутафина, Чеченский государственный университет и Северо-Восточный федеральный университет. "Сейчас вырабатывается инструментарий и критерии такой проверки качества образования. Активная роль в этом процессе отводится Ассоциации юристов России,— рассказала "Ъ" проектор по учебно-воспитательной работе МГЮА имени Кутафина Лариса Петручак.— В частности, нужно решить, кто будет выставлять окончательную оценку — преподаватель вуза или приглашенный эксперт".

"Не секрет, что кое-где еще возможно за деньги закрыть всю сессию. Поэтому присутствие посторонних людей поможет решить проблему коррупции,— считает уполномоченный по правам студентов РФ Артем Хромов.— Но здесь возникает другая сложность: эксперт, особенно во время промежуточной сессии, должен оценивать только те знания, которые давались во время учебного процесса. Недопустимо, чтобы он задавал вопросы сверх пройденной программы". Для решения этой проблемы уполномоченный предложил ввести в состав экзаменационной комиссии представителей студенческого самоуправления. "Конечно, им не надо участвовать непосредственно в выставлении оценки, но у них должно быть право совещательного голоса",— уточнил Артем Хромов.

"Государственный экзамен вообще необходимо проводить не в том вузе, где учится студент, а например, на площадках независимых центров в течение всего года, как в идеале и школьный ЕГЭ,— считает генеральный секретарь Российского союза ректоров Ольга Каширина.— Пока этого не произошло, присутствие экспертов из ассоциаций работодателей не только повысит объективность экзаменов, но и нацелит образовательный процесс на запросы бизнеса".

"Мы полностью поддерживаем эту инициативу,— заявила "Ъ" замгендиректора по персоналу ОАО "НПК Уралвагонзавод" Светлана Иванилова.— Но сотрудничество работодателя и вуза не должно ограничиваться лишь присутствием на экзаменах. Необходимо совместно разрабатывать образовательную программу, отправлять студентов на производственную практику, знакомить их с будущим местом работы". По словам госпожи Иваниловой, Уралвагонзавод сотрудничает с рядом вузов Свердловской области — так, специалисты предприятия участвуют в подготовке дипломных работ и их защите. "Очень важно, чтобы знания выпускников вузов соответствовали функциям, которые им предстоит выполнять,— говорит госпожа Иванилова.— Понимаете, если у нас оборудование в обрабатывающем центре стоит несколько миллионов долларов, то требования к молодым сотрудникам резко возрастают".



комментариев