Общественная палата предложила ввести единый учебник по литературе

Комиссия по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты предложила создать по аналогии с единым учебником истории линейку учебников по литературе, пишет в четверг газета «Известия».

Как считают члены комиссии, необходимо изменить саму концепцию преподавания литературы на «более воспитательную». По их мнению, сейчас в концепции преподавания литературы преобладает критерий «получения эстетического удовольствия». Между тем, литература, как считают члены ОП, «должна формировать у человека систему моральных и нравственных ценностей, чтобы по окончании школы они могли сами определять, что добро, а что зло, что такое совесть, правда, любовь, свобода, патриотизм». Сами учебники в этой связи должны быть свободны от двойных стандартов и выверены стилистически.

Как пояснил председатель комиссии Павел Пожигайло, предложение общественников является первой попыткой систематизации преподавания литературы в истории современной России. До 1917 года предмета «литература» в России вообще не было, ее заменяла «словесность». В советские годы учебники по литературе были идеологизированы, вследствие чего туда не попали авторы, не признанные советским руководством.

Так же как и в случае с единым учебником истории, формирование единого учебника по литературе будет проходить в несколько этапов. Первый — разработка концепции — уже завершен. Ее члены комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия представят на обсуждение представителей Министерства образования, депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации из профильных комитетов уже 15 мая. Следующий шаг — это разработка учебной программы, которая ляжет в основу написания учебников. Заключительная стадия — непосредственно работа по созданию новой серии учебников.



6 комментариев


  1. (08.05.2014 19:22) #
    0

    Конечно, учебник по предмету должен быть один - некий компромиссный вариант из различных точек зрения. Несколько учебников даже учителя не имеют возможности освоить и осмыслить, что уж говорить об учащихся!
    И, определенно, литература должна "чувства добрые в людях пробуждать" - воспитывать нравственных граждан страны.

    • (10.05.2014 11:12) #
      2

      В течение последних 15 лет четверо моих детей последовательно выпускались из разных школ Москвы и области. Все они обучались литературе на все тех же произведениях, что и я сам в начале 70-ых. И направленность системы преподавания была и оставалась воспитательной. Вы пишите: И, определенно, литература должна "чувства добрые в людях пробуждать" - воспитывать нравственных граждан страны. Каких граждан? Соглашаясь с вами по форме, не могу согласиться по существу. пока не будет согласия в понимании понятия "гражданин". Боюсь, у нас с вами здесь подходы разделятся. Мне кажется, любая унификация в оценочных системах такого рода, вредна. Все эти движения в ОП, как мне кажется, лежат в русле главного тренда, взятого в РФ: воспитание патриота, но не гражданина. Гражданин - думающий патриот. А властям нужны слепо верующие патриоты. И еще об одном вреде унификации. Ясно, что программы обучения школьников перегружены. Ученикам в национальных республиках просто не хватает времени знакомиться с произведениями их не менее заслуженных земляков-писателей. Почему бы в национальных республиках не составить программу обучения литературе с учетом национальной компоненты?!

      • (10.05.2014 18:13) #
        0

        Брат Фидарис" В дискуссии очень важно выдерживать канву, иначе - "Кто - в лес, кто- по дрова" получится.
        Речь идет о ЕДИНОМ учебнике по литературе.
        Я рассуждаю как директор средней школы с большим стажем. Выше мотивировал свое мнение.
        Порассуждать о гражданственности, о национальной литературе - это в другой раз, верно?

        • (11.05.2014 22:41) #
          0

          С замечанием по канве дискуссии согласен. Я противник единого учебника как по истории, так и по литературе. Я сторонник включения в программы обучения этих предметов в республиках национальной компоненты. Также считаю лишенным смысла преподавание литературы по единому учебнику и программе для ребят, связывающих свое дальнейшее образование с литературным институтом и для тех, кто пойдет учиться, например, в Физ-тех или в МВТУ.

          • (12.05.2014 00:18) #
            0

            Фидарис! Если не будет единого учебника, то невозможен ЕГЭ. Невозможно и единое образовательное пространство в огромной стране.
            А для абитуриентов литинститута есть факультативы, да ведь и ... "Всякое образование есть самообразование". Просто, самим можно подготовиться, самостоятельно.
            И "физикам" невредно знать литературу в основном объеме, что им не мешает поступить в...Мой сын, к примеру, поступил в МИФИ. И ничего, все сладилось.

      • (12.05.2014 15:04) #
        0

        А кто говорит о ликвидации национального компонента? Он обязательно должен быть. Проблема в том, что зачастую директора сами его вырезают ради общих предметов. У на в регионе краеведение ужали и курс местной литературы. И это инициатива самих директоров. А едининый учебник нужен, иначе сам процесс преподавания будет нарушен, я когда учился в школе у нас каждый год программы менялись, историю России например каждый год учили по новому.