Самые главные качества хорошего журналиста – это честность, любознательность и аккуратность. Важно уметь не только распознавать интересные и полезные для читателя новости, но и видеть факты, из которых может сложиться потенциальный материал, улавливать на первый взгляд несвязанные между собой тексты, из которых можно составить целое. Например, полностью дочитав эту статью, обратите внимание, что автор, будучи непрофессионалом, для ее написания использовал добытые из виртуального пространства материалы совершенно разной тематики (богословие, психология, журналистика) и, добавив свои мысли, скомпоновал цельный текст, стараясь соблюсти принятые в этой области правила. Насколько удалось автору осветить данные правила, а также применить их самому на деле, судить читателю предлагаемой статьи.
Устремившись к идеалу, возьмем в качестве примера последнее послание Всевышнего человечеству - Коран, и, в своих посланиях к посетителям сайта попробуем применить ту же технологию.
Первое, на что обращает внимание читатель – заголовок. И что мы видим в Коране? «Завернувшийся», «Корова», «Женщины», «Страсть к приумножению», «Землетрясение», «Скачущие», «Выстроившиеся в ряды»… Не правда ли, очень заинтриговывают? Коротко и оригинально! Несмотря на то, что названия сур, как правило, не отражают их содержания и связаны с какой-нибудь самой яркой и запоминающейся темой или фразой, они успешно делают свое дело - привлекают внимание читателя.
Итак, первый урок, почерпнутый мной из Корана: дописав свою статью, надо поискать в нем какое-нибудь козырное слово или выражение, и смело назвать им заголовок. Оригинальность, экстравагантность, экстраординарность заголовка очень важны: людям это нравится. Но ожидания читателей, спровоцированные интригующим заглавием, должны быть оправданы текстом материала.
Второй урок: чем меньше слов будет в названии, тем лучше. Психологи выяснили, что в идеале заголовок статьи должен состоять не более чем из пяти слов, а каждое слово — не более чем из шести букв. Это максимальное количество знаков, которое улавливает среднестатистический человек при беглом просматривании страницы сайта.
Следующее, на что обращает внимание читатель – это лид или первый абзац. Первый раздел Корана с говорящим названием «Открывающая», по мнению многих его толкователей, представляет собой отражение всей Книги. Также и в лиде нашей статьи по правилам журналистики должно быть сказано самое главное — суть, соль нашего материала. Хороший лид — тот, который сразу "открывает" читателю тему материала и уже не позволяет ее "закрыть".
Далее читатель обращает внимание на последующие абзацы. Причину того, что Коран не является одним сплошным текстом, а разделен на части (суры, аяты), автор данной статьи склонен видеть в том, что Создатель лучше всех знает психологические особенности своих созданий. Человеку свойственно воспринимать текст отрывками. Открывая страницу сайта, мы сами решаем, что и в каком порядке будем читать. Так же — внутри каждого материала. Если мы встречаем в материале скучное место, то пропускаем этот абзац. И читаем первые слова следующего абзаца. Если нам покажутся неинтересными подряд три абзаца, мы оставим этот текст вовсе. Может быть, уже убегающим взглядом скользнем по последнему абзацу. Но членение текста на абзацы должно быть оправданным. Обычно с абзаца начинают новую мысль, изложение новых фактов, вообще что-либо поворотное в теме.
Если по первым словам текста человек решает, читать ли его вообще, то по последним — понравился ли ему наш материал. Поэтому концовке необходимо уделить особое внимание. Впечатление от последних строк читатель будет автоматически переносить на их автора, у него будет формироваться наш образ как журналиста.
На важность же заключительных коротких сур Корана «Искренность», «Рассвет», «Люди», указывают различные достоверные источники. Например, на просьбу одного бедуина рассказать о родословной Господа, пророк Мухаммад (мир ему) ответил сурой «Искренность»[1], а также приравнял ее по ценности к трети Корана[2], поскольку в ней раскрываются такие качества Всевышнего, как единственность, вечность, бесподобность, совершенство.
И последнее, подпись под нашим материалом должна быть нашей. Лучше псевдонимами не пользоваться. Пишущий должен чувствовать ответственность за написанное. Некоторые читатели прежде всего смотрят, кто автор текста. Может быть, уже через несколько лет наша подпись под материалом будет гарантией того, что читателя ждет захватывающий и правдивый рассказ об интересных людях и событиях. Яркий, звучный, эффектный псевдоним, привлекая читателей, одновременно показывает, что с ними играют. И люди перестают доверять — и этому журналисту, и этому сайту. А ведь доверие читателей и добрая репутация сайта в современное время имеют немаловажное значение.
Что же касается авторства Корана, то из всех определений Всевышним Самого Себя очень хочется здесь привести именно это: «Господь твой самый щедрый, Он – Тот, кто человеку дал перо и научил письму»[3]. Автор прочитанной вами сейчас статьи более чем уверен, что Коран – неподражаем, но до чего же сильно желание оказаться когда-нибудь в числе тех, кто с любовью вбирает его слова в глубины своего сердца и постоянно сверяет с ним свой образ жизни.
Динара Нургишиева