В Госдуме готовятся поправки в законодательство, которые освобождают ряд операций исламского банкинга от обложения налогом на добавленную стоимость (НДС). Изменения призваны уравнять условия работы исламских банков с классическими. Об этом «Известиям» сообщил автор инициативы — зампред думского комитета по финансовому рынку Дмитрий Савельев в рамках прошедшей в парламенте рабочей встречи по внедрению исламского банкинга в России.
Законопроектом предполагается внести изменения в Налоговый кодекс, расширив перечень операций, освобождаемых от НДС (составляет 18%). Изменения направлены на избежание двойного налогообложения, которое возникнет в силу специфики исламских финансовых продуктов. Дело в том, что ислам запрещает предоставление денег в долг под проценты, в связи с этим исламские банки не кредитуют клиента, а продают ему напрямую нужный товар (машину или квартиру) в рассрочку. Таким образом, операция кредитования заменяется куплей-продажей и по действующему налоговому законодательству НДС нужно будет уплатить как при покупке банком нужного товара, так и при продаже его клиенту, что приведет к увеличению стоимости банковского продукта.
Как рассказал Дмитрий Савельев, законопроект направлен на продвижение одного из самых распространенных продуктов в исламском банкинге — «мурабаха» — сделка по продаже товара, приобретенного банком по заявке клиента.
— Законопроект отменяет налог на добавленную стоимость в случае продажи банками товара в рассрочку. Нужно, чтобы разница между стоимостью покупки и продажи в этом случае не облагалась 18-процентным налогом. Иначе банки, которые хотели бы работать с этим продуктом, автоматически становятся неконкурентоспособными, — указал депутат в рамках первой встречи специальной рабочей группы по созданию условий для исламского банкинга в России (6 апреля).
В марте 2015 года Дмитрий Савельев уже внес в Госдуму другой законопроект, устраняющий препятствия для внедрения в России исламского банкинга, — поправками в закон «О банках и банковской деятельности» предлагается отменить запрет на торговую деятельность банков. Сейчас закон запрещает банкам заниматься производственной и торговой деятельностью, за исключением случаев, когда она необходима для их собственных нужд (например, разрешена продажа имущества, реализуемого в случае обращения взыскания на предмет залога и т.п.).
Исполнительный секретарь и член координационного совета Российской ассоциации экспертов по исламскому финансированию Мадина Калимуллина указала, что в разных государствах проблема двойного налогообложения операций исламского банкинга решается по-разному. В странах Ближнего Востока и в ряде стран Юго-Восточной Азии для банков, предлагающих исламские финансовые продукты, действует отдельная лицензия, которая предполагает отдельное по сравнению с классическим банком регулирование.
— Тогда как в Великобритании, например, были внесены поправки в закон о финансах, по которым в отношении операций купли-продажи недвижимости в целях именно финансирования, а не для использования, отменяется марочный сбор при осуществлении второй операции купли-продажи. До внесения этой поправки компания, которая занималась исламским финансированием, вынуждена была платить этот марочный сбор дважды, — сказала Калимуллина.
Осенью 2014 года о своем намерении оказывать услуги согласно мусульманским финансовым традициям в России заявил Международный банк Азербайджана (МБА). Правлением банка принято решение об открытии в российском дочернем банке отдела по исламскому банкингу. Запуск пилотного проекта, основанного на принципах исламского финансирования, планируется в Москве уже в апреле. Директор департамента исламского банкинга МБА Бехнам Гурбанзаде заявлял, что в пилотный проект будут привлечены средства в размере $1 млн, деньги будут направлены в 3–4 крупных московских проекта. По разным оценкам, мировой объем активов исламского банкинга составляет $1–2 трлн. Исламские банки открыты более чем в 40 странах мира.