Наш легендарный премьер Путин с самой высокой трибуны не раз напоминал российскому бизнесу об его не только уголовной, но и социальной ответственности.
Что же такое – социальная ответственность бизнеса, и с чем её едят?
Существуют три основные интерпретации концепции социально ответственного бизнеса. Первая (традиционная), она же – теория корпоративного эгоизма, подчеркивает, что единственная ответственность бизнеса – увеличение прибыли.
Вторая, прямо противоположная точка зрения (альтруистическая), предполагает, что бизнес обязан вносить значительный вклад в улучшение качества жизни населения.
Третья (прагматическая) позиция утверждает, что социальная ответственность бизнеса – это просто бизнес и ничего личного. Вкладываясь, вы, во-первых, сокращаете свою прибыль (оптимизируете налоговые платежи), во-вторых, увеличиваете спрос, стабильность и платёжеспособность окружающей вас социальной среды, то есть закладываете на перспективу собственные устойчивые прибыли.
Социальная ответственность – это штука дорогая, статусная и позволить её себе могут только корпорации, добившиеся определённого уровня в своём развитии, когда менеджмент или владельцы начинают думать не только о своей прибыли, но и о том, какую роль в жизни общества они играют.
Экономисты наверняка помнят пирамиду ценностей. В её основании находятся простые ценности, например деньги. Но по мере насыщения материальными благами появляются ценности духовные, такие как самореализация, необходимость общественного признания и т. д.
Это все теория. Хотя в российской и дагестанской практике эти законы действуют, у нас есть определённая специфика. Отечественный бизнес, испытывающий на себе значительный гнёт государства в лице разрешающих и проверяющих структур и людей, выступающих за его спиной от его (государства) имени, не может быть добровольно социально ориентирован. Поэтому с самой высокой трибуны первые чины постоянно напоминают бизнесу об ответственности за социальную безответственность. Как говорится, дело «Юкоса» живёт и побеждает, заставляя олигархов наперегонки демонстрировать рулевым страны свою коммерческую социализацию. После жестокого примера различные вексельберги десятками ринулись скупать яйца Фаберже во славу государства Российского. Но какое- то однобокое понимание соцответственности. Социальная ответственность бизнеса – это внешне незаметная, но систематическая деятельность, направленная на повышение благосостояния окружающего населения. Разве шумная оптовая скупка дорогих безделушек российского императорского двора – это социальная ответственность? Нет, это эпатаж чистой воды.
У мусульман в этом плане всё ясно. Принципы исламской экономики запрещают бесцельное накопление богатств. Делиться с нуждающимися – обязанность мусульманина: «Что дал Аллах в добычу Посланнику Своему от обитателей селений, – то принадлежит Аллаху, и посланнику, и близким, и сиротам, и бедным, и путнику, чтобы не оказалось это распределением между богатыми у вас» (59:7). Таким образом, исламский (божественный) подход к экономике радикально отличается от подхода человеческого (капиталистического). В основе мусульманской экономической пирамиды лежат духовные ценности. От этого она устойчивее. Текущий мировой финансово-экономический кризис наглядно показал и доказал это.