Злополучный февраль. Сумгаит, Гарадаглы, Ходжалы – кто виноват?

Завтра годовщина трагических событий в Сумгаите и Ходжалы. С первого события прошло 25 лет, со второго – 21 год. Однако о произошедшем ведутся неутихающие дискуссии, и высказываются различные интерпретации. «Кавказская политика» считает необходимым открытое обсуждение этих событий разными сторонами конфликта. Мы публикуем материал азербайджанского политолога Ризвана Гусейнова, в котором он восстанавливает картину произошедшего в те дни.

«Вход воспрещен только собакам и туркам»

На днях, на страницах «Кавказской политики», появилась перепечатка материала «Танцы на сумгаитском пепелище» с полуфашистского сайта voskanapat.info, а точнее с тамошнего блога Пандухт, который ведет небезызвестный «интеллектуал» Левон Мелик-Шахназарян. Его материал начинается с цитатами из христианского, мусульманского и даже буддистского вероучений, общая суть которых сводится к тому, что каждый должен желать другому то, что желает себе, что каждый получает в ответ то, что делает другим.

Очень мудрые изречения, да вот только звучат они от Левона Мелик-Шахназаряна на Пандухте, девиз которого «Вход воспрещен только собакам и туркам».

Этот контраст между тем, каким себя представляет внешней публике Левон-джан и тем, что он являет собою в кругу армянских единомышленников, еще более усиливается, если (предварительно надев противогаз) пробежаться по его статьям и комментариям, полным оскорблений в адрес Азербайджана и его народа.

Не попахивает ли все это двуличием – когда для внешней публики этот «деятель» представляет себя интеллигентной «овечкой», а среди своих гарцует на ниве банального узколобого нацизма?

Подобные люди всегда страдают повышенной озлобленностью и яростной реакцией на все, что претит их неширокому мировоззрению. Им не понять, что причиной всех проблем и негативного к ним отношения являются они же сами.

О таких людях гласит старая восточная притча о молодом человеке, который, странствуя весь день в незнакомой местности, устав и проголодавшись, решается войти в город, повстречавшийся на его пути. У городских ворот он встречает местного жителя и вопрошает у него: «А много ли у вас в городе плохих людей?», на что житель ему отвечает: «Ой, как много плохих!».

Несмотря на то, что уже темнело, молодой человек решает обойти этот город и идет далее, пока ему повстречался иное поселение. Тут у городских ворот он вновь вопрошает у местного: «А много ли у вас в городе плохих людей?», и получает тот же, что и прежде, ответ. Уже в кромешной тьме молодой человек еле плетется далее и достигает еще одного поселения, где на входе вопрошает у глубокого старика: «А много ли у вас в городе плохих людей?», на что тот ему отвечает: «А кого ты ищешь-то – хороших или плохих людей? Не забывай, что каждый находит в жизни именно то, что ищет».

В этой старой, как мир, притче высказана одна простая неизменная мораль: негативный настрой всегда в ответ приводит к негативу. Поэтому странно, когда люди, враждебно, негативно настроенные к окружающему миру, ждут от него хорошего и сетуют на то, что получают плохое.

Изначально негативное отношение к окружающему миру иявляется, скорее всего, причиной того, что Левон Мелик-Шахназаряну везде мерещится «рука Азербайджана», что ему кажется подкупленным или азербайджанским агентом любой человек и ресурс, который не поддерживает его махровые постулаты.

Разве на ресурсах вроде Воканапата и Пандухта когда-либо печатается человек,высказывающий позицию,хоть на толику отличную от «генеральной линии» Левона Мелик-Шахназаряна? Нет, конечно. Однако при этом Левон Мелик-Шахназарянвзывает к справедливости –смеет требовать, чтобы ему представляли площадку на «Кавказской политике» и других ресурсах, которые он считает «проазербайджанскими». Эта информационная площадка ему предоставляется, но ничем новым блеснуть здесь человек с пандухтовскиммировоззрением априори не может…

Чтобы не утомлять читателей и себя дальнейшим разбором личности и деятельности вышеописанного «деятеля», коснусь иной темы. Февраль можно назвать наиболее трагичным месяцемв перманентно тлеющем армяно-азербайджанском конфликте.

В феврале 1988 года произошли сумгаитские события, где пострадали как армяне, так и азербайджанцы, в этом же месяце в 1992 году произошел геноцид мирного азербайджанского населения Гарадаглы и Ходжалы. Если Сумгаит февраля 1988 года показал, что новый армяно-азербайджанский конфликт неизбежен, то февраль 1992 года ясно дал понять, что этот конфликт достанется в наследство грядущим поколениям.

Сумгаит

Некоторые наши армянские оппоненты вместо того, чтобы искать ответы на поставленные нами вопросы и приведенные факты, прибегают к пропагандистским шаблонным трюкам, вешая на нас ярлыки «фальсификаторов».Видимо,на здоровую дискуссию у них не хватает интеллекта и способностей. А ведь в своих доводах я опираюсь исключительно на российские, европейские и армянские же источники, которые находятся в интернете, и даю прямые ссылки на первоисточники.

Не нарушая этой сложившейся традиции, предлагаю взглянутьна события февраля 1988 года в Сумгаите и 1992 года в Гарадаглы и Ходжалы через призму фактов и источников, тем самым дав читателю возможность самому разобраться в том, что же происходило в этот трагический февраль.

С этой целью будет уместным привести некоторые фрагменты и факты из уголовного дела по сумгаитским событиям, которое вела Генпрокуратура СССР. А частичное дознание по особо жестоким фактам проводила Генпрокуратура Армянской ССР в Ереване.

То есть все, на что мы ссылаемся ниже, является официальными фактами и выводами, сделанными не азербайджанской стороной, а следственной группой, состоявшей из русских, украинцев, армян и представителей других союзных республик. Все это взято из томов уголовных дел по сумгаитским событиям, которые по некоторым причинам в Армении не любят читать и цитировать, а предпочитают ссылаться на всякого рода домыслы и пропагандистские выкладки армянских СМИ, рассчитанные на неосведомленную и чувствительную публику.

Есть много источников, которые свидетельствуют, что одним из катализаторов сумгаитских событий стало изгнание азербайджанского населения из изКафанского, Мегринского и других районов Армении в 1987-88 гг. Один из авторитетных источников по данной теме – отставной генерал,первый зампредседателя КГБ СССР Филипп Бобков. В своей книге «КГБ и власть» он обсуждает вопрос о наличии в феврале 1988 года в Сумгаите азербайджанских беженцев из Армении и фактах насилия над ними.

Бобков пишет: «В Сумгаите перед горкомом партии собралось не менее пяти тысяч жителей. Напряжение достигло кульминации, когда на площади появились азербайджанцы, бежавшие из Кафанского района Армении и рассказавшие о погромах, учиненных армянами в районах, где жили, главным образом, азербайджанцы. Еще больше подлило масла в огонь выступление по армянскому телевидению поэтессы Сильвии Капутикян с рассказом о встрече в Москве с М.С.Горбачевым…».

ДалееБобков пишет: «Опять-таки можно спорить о том, кто был первым, кто как себя вел и кто больше виноват – азербайджанская или армянская сторона – но факт остается фактом: первыми жертвами стали азербайджанцы. 22 февраля 1988 года в Аскеранском районе были убиты двое: работавший на виноградниках крестьянин и мальчишка, который показался подозрительным армянскому стрелку».

То есть еще до сумгаитских событий началась насильственная депортация азербайджанского населения из Армении, сопровождавшаяся зверствами и убийствами, и пролилась первая кровь азербайджанцев в Нагорном Карабахе.

Отметим, что 27-28 февраля 1988 года, согласно официальным данным, в Сумгаите погибло 32 человека, из которых 6 были азербайджанцами, укрывавшими у себя дома соседей-армян! А среди 400 с лишним раненных число азербайджанцев вовсе превышает число армян. (Следственные материалы по сумгаитским событиям. Прокуратура Союза ССР.Уголовное дело № 18/55461-88)

Согласно уголовному делу, среди основных зачинщиков и ведущим погромщиков в Сумгаите был армянин Эдуард Григорян и его брат Эрнест Григорян. Они собрали вокруг себя толпу, раздавали им наркотические вещества и таблетки и призывали «отомстить армянам». Эдуард Григорян, согласно следствию, проведенному Генпрокуратурой СССР лично убил 8 армян (из 26 убитых) и изнасиловал нескольких армянок.

На дознании, проведенном Генпрокуратурой АрмССР в Ереване, сестры Меджлумян признали в Эдуарде Григоряне своего насильника и назвали его главарем погромщиков. В ответ Григорян стал молить их поменять свои показания, говоря: «сестрички – ведь я свой, я тоже армянин», однако Меджлумян и другие пострадавшие были неумолимы и не поменяли своих показаний. Повторяем, дознание проводилось не в Баку, а в Ереване! Все действующие лица были армяне.

Однако в итоге, несмотря на многочисленные доказательства, свидетельские показания и показания самого Эдуарда Григоряна, назвавшего тех сотрудников КГБ СССР, которые ему помогали и обеспечивали всем для организации погромов в Сумгаите,Григорян был осужден на небольшой тюремный срок. Просидев несколько лет в тюрьме на территории РСФСР, после развала Союза он был этапирован в Армению, где он затем просто растворился. Добавим, что другие армяне, фигурировавшие как подозреваемые в Сумгаитских погромах, почему-то вообще не были привлечены к ответственности или же благополучно отпущены на свободу, что тоже вызывает много вопросов.

Гарадаглы и Ходжалы

А теперь скажем несколько слов касательно того, что произошло четыре года спустя – в феврале 1992 года в азербайджанском селе Гарадаглы и городе Ходжалы. О том, что вокруг Ходжалы и других азербайджанских населенных пунктов сгущаются тучи и их окружают армянские бандформирования и подразделения российского (ранее советского) 366 МСП, было давно понятно тогдашнему руководству Азербайджана.

Ведь на стол руководства ежедневно ложилась оперативная сводка, из которой было ясно, что и где предпринимают армянские формирования и их покровители в Карабахе.

Ситуация до предела накалилась в конце 1991 года, после распада СССР и обретения независимости бывшими союзными республиками. Армянская сторона и ее зарубежные покровители, поняв, что лучшего случая для открытой агрессии против Азербайджана не представится, начали крупномасштабную «зачистку» азербайджанского населения Нагорного Карабаха с целью достичь перелома в армяно-азербайджанском конфликте.

Наибольшее препятствие в этом процессе представляли азербайджанский город Ходжалы, где был единственный в регионе аэропорт, и большое село Гарадаглы, которое не позволяло соединить линию армянского фронта и отсечь Нагорный Карабах от остальной части Азербайджана.

До Ходжалы, армянская сторона провела кровавую «репетицию», захватив и уничтожив азербайджанское село Гарадаглы. Потери среди азербайджанского населения тут оказались меньшими, чем в Ходжалы, благодаря тому, что небольшой азербайджанский отряд самообороны Ходжавендского районасмог дважды напасть на штаб армянских войск, дислоцированных в райцентре Мартуни (Ходжавенд).

Таким образом, удалось отвлечь часть группировок армянских боевиков и иностранных наемников, переброшенных из-под Гарадаглы на защиту своего штаба в Мартуни. Воспользовавшись этим, другая группа азербайджанских добровольцев смогла вывести почти 900 человек населения Гарадаглы – в основном женщин, детей и стариков, и в селе осталось чуть больше 100 человек, решивших умереть, но не сдать родное село армянским боевикам.

14-17 февраля 1992 года армянские отряды наемников Арамо, Арабо и Аво (Монте Мелконяна), опираясь на огневую поддержку 366-го мотострелкового полка СНГ, дислоцированного в Ханкенди, начали штурм и оккупировали село Гарадаглы. В боях за Гарадаглы погиб 91 человек, 54 из которых были убиты в один день. Бойцы азербайджанскогоотряда самообороны сражались до последнего патрона, проявили невиданный героизм, однако, оставшись без помощи, попали в плен.

Армянские боевикивГарадаглы взяли в заложники 119 жителей села. Замучено до смерти и жестоко убито 67 жителей, в том числе: 9 малолетних детей, 10 женщин, 14 стариков и 34 молодых человека. Также 5 человек пропало без вести. 37 жителей Гарадаглы получили различной степени тяжести телесные увечья. Пленных жителей Гарадаглы везли в Ханкенди (Степанакерт) и по дороге, на глазах собравшихся жителей армянских сел, этих азербайджанских ребят десятками расстреливали, мучали и живьем закапывали в землю.

Увидев, что азербайджанские власти не проявляют никакой реакции на штурм Гарадаглы и совершенные при этом неслыханные зверства, преступления против человечности, армянская сторонаспустя 10 дней начала штурм азербайджанского города Ходжалы.

На город напали те же самые армянские отряды наемников Арамо, Арабо и Аво и 366-го мотострелкового полка СНГ. В ту ночь армянскими бандитами был совершен геноцид многотысячного населения города Ходжалы. В результате зверства армянских войск в Ходжалы 613 человек были убиты, 487 человек стали калеками, 1275 мирных жителей – старики, дети, женщины – попав в плен, были подвергнуты унижениям и пыткам.

О зверствах армянских бандитов во время штурма Ходжалы и ловушке под названием «гуманитарный коридор», где погибла большая часть бежавших ходжалинцев, весьма подробно рассказывала российская журналистка Виктория Ивлева, правозащитница общества «Мемориал» Светлана Алексеевна Ганнушкина и другие. Напомню, что Ивлева, входившая в Ходжалы на танках 366 МСП после штурма города, смогла запечатлеть ужасающие кадры, на которых видны расстрелянные, изуродованные женщины и дети на улицах Ходжалы.

Ивлева на мой вопрос по поводу существования «гуманитарного коридора», якобы предоставленного армянами для того, чтобы ходжалинцы смогли покинуть город, лаконично ответила: «Если бы знала – не сомневайтесь, попыталась бы туда попасть, и, возможно, сейчас лежала бы на каком-нибудь тихом сельском кладбище – кто знает. А речь-то ведь идет опять-таки о том, что наплевать было на людей, ну что-то где-то сказали про коридор, но совершенно не позаботились о том, чтобы его действительно обеспечить».

Ивлева и Ганнушкина однозначно отметили, что никаких листовок и предупреждений со стороны армянских отрядов по поводу их намерения штурмовать город, не было обнаружено. То есть армянская сторона, чувствуя свою полную безнаказанность, не просто проигнорировала при штурме Ходжалы любые меры по защите гражданского населения, но и предприняла все для того, чтобы устроить масштабную кровавую резню с целью показать азербайджанскому населению Карабаха, что никакой помощи от Баку ждать не стоит.

Снимки Ивлевой развенчивают еще один армянский миф – миф о том, что ходжалинцы погибли и подвергались мучениям только вне самого города. На снимках видно, что женщин и детей расстреливали по ногам, чтобы они подольше мучились, а одной девочке вовсе отпилили руку.

Этот ужасный «почерк» армянских головорезов знаком нам и пофото трупов ходжалинцев в так называемом «гуманитарном» коридоре, который по своей сути был заранее выставленной многоуровневой засадой, подготовленной армянскими формированиями для уничтожения беззащитного гражданского населения.

А то, что готовилось массовое убийство азербайджанского населения, Ходжалы подтверждает и широко рекламируемый в армянских СМИ «План освобождения Ходжалы», составленный армянскими подразделениями и 366 мотострелковым полком.

На карте-плане совместного штурма Ходжалы указаны находящиеся в «гуманитарном» коридоре наименования бронетехники, пулеметов и имена армянских командиров, возглавлявших банды, которые учинили массовое истребление гражданского населения.

Свидетельства жены Мелконяна

О событиях в Гарадаглы и Ходжалы, говорит и армянский источник –книга, написанная братом и женой армянского международного террориста Монте Мелконяна (Аво), который и являлся одним из организаторов геноцида мирного населения Гарадаглы, Ходжалы и других населенных пунктов Азербайджана.

Речь идет о книге «Путь моего брата», написанной Маркаром Мелконяном и Сетой Мелконян. В книге упоминаются имена некоторых армянских головорезов и совершенных ими актов этнических чисток и геноцида азербайджанского населения. Приведем несколько цитат из этой книги:

«Комитет Обороны в Степанакерте хотел произвести “зачистки” в Карадаглу, зажиточном азербайджанском селе, занимающемся выращиванием пшеницы и состоящем примерно из 1200 человек. Село располагалось на единственной асфальтированной дороге из Степанакерта в Мартуни.

… Боевики Арабо и Арамо столкнули в канаву на окраине деревни 38 пленных, среди которых были и мирные жители, включая женщин. Один из пленных вытащил гранату, спрятанную в забинтованной руке, и бросил ее под ноги своему охраннику Левону из Патриотического отряда. При взрыве тому оторвало часть ноги.

Солдаты Арамо и Арабо, страстно желавшие отомстить за смерть своего товарища, погибшего еще вчера, начали стрелять в пленных и добивать их ножами, всех без исключения. «Шрам» Эдо, один из пятерых ребят Патриотического отряда из Аштарака, облил нескольких раненых солдат бензином и бросил подожжённую спичку. К моменту, когда Монте подошел к канаве, там была только груда останков.

…После мародерства они спалили деревню.

В общей сложности пятьдесят три азербайджанца были убиты в Карадаглу и вокруг него в течение двух дней, в то время как со стороны армян было трое убитых, включая шестидесятилетнего сельского жителя в Хагорти, сраженного шальной пулей.

… Как только распространились новости о том, что в Карадаглу была проведена чистка, несколько делегатов прибыли в деревню Красный Базар в пятнадцати километрах к югу. … Сейчас их односельчане вежливо попросили выдать им четверых захваченных в плен азербайджанцев для “мадах” – кровавой жертвы. В конце концов, было же написано: око за око.

… Более пятидесяти азербайджанских пленников были убиты в Карадаглу».

Также в книге «Путь моего брата» приведены факты, подтверждающие геноцид азербайджанского населения Ходжалы, произошедший спустя почти десять дней после кровавого штурма Гарадаглы. Вот, что об этом пишет Маркар Мелконян:

«26 февраля он (Монте Мелконян – Р.Г.) стоял на склоне горы у Ходжалу у того самого места, где он три недели назад провел свою первую разведывательную операцию, и рассматривал полосы следов крови на жухлой траве и снегу. Как только он прибыл в Ходжалу, узнав о происшедшем там бое, он стал собирать по крупицам картину массовой резни, бушевавшей здесь, может быть, всего несколько часов назад до его прибытия.

Около 11 часов ночи приблизительно 2000 армянских боевиков подобрались по густой прошлогодней траве вплотную к Ходжалу с трёх сторон и стали гнать жителей в оставленном свободным направлении на восток. К утру 26 февраля беженцы достигли восточного пика Нагорного Карабаха и начали спускаться по склону в поисках спасения в азербайджанском Агдаме, находящемся в шести милях.

Там, среди холмиков и уже в пределах видимой безопасности, солдаты Нагорного Карабаха их и настигли. “Они только стреляли, стреляли и стреляли”,– рассказала беженка Раиса Асланова, свидетельствуя представителям HumanRightsWatch, проводящим расследование. Боевики Арабо затем вытащили ножи из ножен и начали наносить ими удары.

Теперь только ветер свистел в сухой траве, ветер, который начался недавно и ещё не успел унести запах трупов. Монте прибыл в Мартуни всего 22 дня назад, но уже прошел по двум полям смерти, политым кровью пленных и безоружных мирных крестьян.

Монте шел, с хрустом ступая по валежнику, на котором женщины и девочки были разбросаны как куклы. “Никакой дисциплины”, – бормотал он. Он знал важность этой даты: это была четвертая годовщина антиармянского погрома в городе Сумгаит. Ходжалу был стратегической целью, но он также был актом возмездия».

(Источник: MarkarMelkonian. My Brother’s Road: An American’s Fateful Journey to Armenia. Pages 207—221.I. B. Tauris, LondonNew-York, 2005)

Думаю, более красноречиво, чем этот армянский источник, о событиях в Гарадаглы и Ходжалы и не скажешь.

Фальсификации Айлисли

Подведяитоги, хочется остановиться еще на одном перле Мелик-Шахназаряна о том, что в Азербайджане преследуют писателя Акрама Айлисли за его роман «Каменные сны». Однако мало кто удивляется тому, что «преследуемый» писатель спокойно продолжает жить в центре Баку, ходит по магазинам, выступает в телеэфире и нисколечко не волнуется за свое физическое существование.

Для сравнения вспомним, что сделали с армянским борцом и кандидатом в президенты Паруйром Айрикяном, который недавно в Ереване открыто заявил, что сумгаитские события 1988 года были инсценированы КГБ СССР и некоторыми силами в Армении. Вслед за этим на него в Ереване было совершено покушение, и ныне Айрикян находится в реанимации с огнестрельными ранениями. Вот так реагируют в Армении на тех, кто говорит правду…

А теперь вернемся к азербайджанскому писателю Акраму Айлисли. Почему ныне появились армянские почитатели творчества Акрама Айлисли – где они были со своей «любовью» к нему, когда он в своих прежних книгах описывал зверства армянских наемников в Ходжалы?

Недавно мы уже давали обширный аналитический материал Акрам Айлисли – «герой» Союза писателей Армении, уличен в банальных фальсификациях, где скрупулезно собрали сфальсифицированные Айлисли тексты армянского средневекового автора Закарии Акулисского.

Если прочитать в оригинале Акулисского, выясняется, что он писал совершено иное о жизни армян, отмечал их высокий статус и зажиточное положение в тюркском окружении. К тому же, средневековый автор отмечает, что население армянского села Акулис (Айлис) почти на 75% состояло из тюрков, тогда как Акрам Айлисли преподносит его как древнеармянское село.

В итоге стало ясно, что Акрам Айлисли не сам писал роман «Каменные сны», а просто подписался под этой книгой, написанной его «друзьями» из Еревана и Москвы. Ведь Айлисли утверждает, что роман сперва был написан на азербайджанском языке и затем уже переведен на русский, однако он до сих пор так и не представил общественности оригинал рукописи на азербайджанском, чем еще более усилил подозрение, что «Каменные сны» – чужая заготовка с целью углубить армяно-азербайджанский конфликт.

В этом романе сделан акцент на гонимых армян. А ведь есть сотни фактов, подтверждающих, что армяне именно в Азербайджане находили спасение и прибежище. Даже один из идеологов армянского национализма ЗорийБалаян в своей книге «Очаг» непроизвольно касается одного из этих фактов: из разрушенного в Первую Мировую войну селаАйлиса армянское население переехало не в Армению, а в Азербайджан, в Шушу.

Недавно, опять-таки в феврале, исполнилось 25 лет с начала армяно-азербайджанского конфликта.Начался он с призывов армянских эмиссаров в Степанакерте отделить Нагорный Карабах из состава Азербайджанской ССР и передать в состав Армянской ССР.

Остается надеяться, что в недалеком будущем наступит такой февраль, который поставит мажорную точку в этом многолетнем тлеющем межнациональном конфликте. Однако для того, чтобы наступил такой февраль, мало одного желания, нужно хотя бы перестать тыкать оголенным проводом на кровоточащие раны в сердце азербайджанского и армянского народа…



3 комментариев


  1. (27.02.2013 13:03) #
    0

    Очень познавательная статья. К сожалению, мы очень мало знаем об истории азербайджанско-армянских взаимоотношений, если что и знаем, то по информации, исходящей от армян и всегда сочувсивовавших армянам русских. Между тем эти источники крайне ненадежны, на это еще в начале ХХ в обращал внимание общественности очень авторитетный в то время исследователь Кавказа Величкр. При объективном же изучении вопроса выясняется, что армяне в Закавказье являются пришлым элементом, и заселение ими территории теперешней Армении, а до того азербайджанского Ериванского ханства, произошло только в Х1Х в. по инициативе царского правительства с целью создать себе из армян социальную опору во вновь завоеванном крае. А там уже армяне взяли инициативу в свои руки и стали всячески вытеснять исконных хозяев земли-азербайджанцев с занимаемых земель. Чтобы увеличить число своих соплеменников на азербайджанских территориях, армяне стали провоцировать турок Османской империи на насилие к тамошним армянам. Так что и "геноцид" турецких армян в 1915 г. был спровоцирован и организован самими армянами. Как говорит вышеупомянутый Величко, с армянами никто добрососедствовать не может, они всегда были в конфликте и с курдами, и с иранцами, и с турками, и даже со своими почти единоверцами-греками и христианами-арабами. Даже и армянами-григорианами настоящие армяне ужиться не могут. Так что единственный способ обеспечит свое безопасное существование для народов этого региона-это стереть с лица Земли Армению как государство и не давать армянам в будущем селиться компактно.

  2. (27.02.2013 13:05) #
    0

    Прошу прощение за описку, настоящие армяне, т.е. грегориане, не могут ужиться с армяно-католиками, т.е. униатами.

  3. (27.02.2013 14:08) #
    0

    Если заменить в тексте Заида "армяне" на "татары" или "чеченцы" или "черкессы", получится вполне обычная статья русского имперского шовиниста. Не отличишь.