Война, не завершившаяся миром

От редакции: развернутый вариант этой статьи был опубликован 26 декабря на страницах портала Московского государственного института международных отношений (МГИМО).

Тридцать лет назад, в конце декабря 1979 года, произошло событие, которому суждено остаться в мировой истории ярким подтверждением истины о неизбежности превращения в ад непродуманных благих намерений. Советские войска, выполняя приказ руководства страны, вошли в Афганистан – страну, с которой СССР никогда не воевал и которой оказывал разнообразную помощь на протяжении многих десятилетий.

Драматургия советско-афганской войны (в российской лексике – «афганской войны», в афганской – «советской оккупации», некоторые эксперты назвали ее «спецоперацией СССР в Афганистане») развивалась по законам порочной политической логики, когда каждое последующее решение лишь усугубляет негативные последствия от предыдущих опять-таки ошибочных действий и поступков. Эскалация ошибок очень быстро сформировала мощное и глубокое советско-афганское проблемное поле, оказавшееся политическим болотом, в которое безвозвратно канули все достижения, надежды и иллюзии Москвы и Кабула. Сегодня мы можем только сожалеть об этом. И еще – анализировать драматургию политических ошибок, извлекая из этого уроки для российско-афганских отношений 21 века.

Пролог политической драмы

Тридцать лет назад Советский Союз воспринимался афганцами как одно из самых дружественных государств. И для этого были веские основания. СССР был первым государством на земном шаре, которое признало независимость Афганистана. Во второй половине ХХ века СССР играл не последнюю роль в развитии Афганистана (сейчас бы его назвали «донором афганской модернизации»). По оценкам российских экспертов, за время десятилетий советско-афганской дружбы советской стороной на территории Афганистана было построено свыше 140 инфраструктурных объектов. В советских вузах были подготовлены десятки афганских специалистов.

Таким образом, между СССР и Афганистаном сложилась практика взаимовыгодного сотрудничества – Советский Союз, оказывая своему южному соседу экономическую помощь, покупал у него взамен политическую лояльность.

Для такого рода прагматичного обмена, не смотря на все достижения советско-афганской дружбы, были веские основания. Известно, что с 1948 года американцы неоднократно предлагали Кабулу разместить на афганской территории базу ВВС США. Это означало бы дополнительную угрозу национальной безопасности СССР. И хотя афганские власти неизменно отвечали на американские предложения отказом, сам факт настойчивых «домогательств» Вашингтона заставлял Москву быть максимально внимательной на афганском направлении своей внешней политики.

Апрельский переворот: сбой в системе советско-афганского сотрудничества

В апреле 1978 года в современной истории Афганистана произошло крупное событие. К власти через военный переворот пришли коммунисты - сторонники Национально-демократической партии (НДПА). Многие эксперты и политики сегодня считают, что именно приход коммунистов к власти в Кабуле открыл дорогу для ввода советских войск в Афганистан. Хотя, также следует отметить и тот факт, что высокопоставленные советские военачальники утверждают, что «апрельская революция» 1978 года в Кабуле стала для Москвы «громом среди ясного неба».

В самом Афганистане, странах Запада и государствах исламского мира, впрочем, мало, кто верит в утверждения советских военных о неожиданности апрельского переворота. Дополнительными аргументами для западных политологов и иных скептиков служат исторические работы ряда российских авторов, которые утверждают, что вся верхушка НДПА была завербована КГБ СССР.

Так ли это было на самом деле, или нет – достоверно неизвестно. Утверждать можно наверняка одно: революция в Кабуле нарушила привычный формат советско-афганского сотрудничества, сложившийся за предыдущие десятилетия. Теперь механизм взаимодействия между Москвой и Кабулом требовалось перенастроить, «перезагрузить», причем, с величайшей деликатностью. Однако вместо осторожных политических шагов СССР внезапно решился на военную операцию с непредсказуемыми последствиями.

Роковая ошибка номер один: Советская армия движется через Амударью

Операция по вводу советских войск в Афганистан началась 24 декабря 1979 года. 25 декабря в 12.00 в войска Туркестанского военного округа (ТуркВО) поступила директива, подписанная министром обороны СССР Д.Ф.Устиновым . Боевая задача, поставленная советским военным министром, была предельно ясной - переход государственной границы Афганистана войсками 40-й армии.

Несмотря на то, что советские войска, по замыслу архитекторов ввода войск в Афганистан, выдвигались на помощь коммунистическим, демократическим силам в Кабуле, советская сторона опасалась угрозы сопротивления со стороны частей афганской армии.

Так, например, чтобы парализовать возможные выступления афганских частей сотни военных советских советников, которые уже находились на территории Афганистана, установили контроль над всеми афганскими средствами ПВО. Некоторые зенитные установки временно были даже выведены из строя. И, тем не менее, несмотря на все усилия советских военных специалистов и агентуры КГБ СССР, уже при вводе войск в Афганистан среди личного состава войск 40-й армии появились первые жертвы.

Американский джокер в афганском пасьянсе: США подыграли СССР, отомстив в Афганистане за вьетнамскую неудачу

Сегодня, спустя 30 лет после драматических события на советско-афганской границе, многие исследователи высказывают предположения о том, что ввод советских войск в Афганистан был организован не только правительством СССР и советскими спецслужбами. Некоторые эксперты полагают, что к этой акции приложили руку американские власти. По их мнению, США «технично» втянули СССР в Афганистан, чтобы, таким образом, отыграть поражение во Вьетнаме. И при этом американцы провоцировали афганский поход Советской армии слухами о собственных экспансионистских планах в отношении Афганистана.

Что можно сказать по поводу этих версий? Конечно, решение о вводе советских войск принималось не 25 декабря 1979 года, а гораздо раньше. Операция 40-й армии готовилась давно, и решение о ее начале было нелегким: далеко не все «заинтересованные ведомства» СССР поддерживали идею афганской военной кампании.

Следует также сказать, что мобилизация дивизий Туркестанского и Среднеазиатского военных округов началась задолго до директивы МО СССР от 24 декабря. Десятки тысяч людей, техника - танки, вертолеты, БТР - двигались к границе не один день . Наивно полагать, что американская сторона была не в курсе этих событий, передвижений войск, их скопления на границе и т.д. Возникает логичный вопрос - почему же американцы не подняли шум в самом начале ввода советских войск в Афганистан? Почему не представили разведывательные сведения и доказательства о военных планах СССР на суд широкой общественности? Может быть потому, что в Вашингтоне боялись спугнуть Политбюро ЦК КПСС, который вползал в самоубийственную афганскую кампанию?

О том, что США вполне сознательно не попытались остановить СССР в декабре 1979 года, в последнее время говорят не только в Москве, но и в Вашингтоне. И возникает вопрос: неужели тогда, в 1979 году, никто из тех, кто сегодня чаще всего говорит о советском военном присутствии в Афганистане, не задавал уже этот вопрос?

Впрочем, как всегда вопросов больше чем ответов. На наш взгляд, следует зафиксировать, как минимум, один факт - вряд ли можно объяснить ввод советских войск в Афганистан необходимостью предотвратить якобы готовившееся тогда Соединенными Штатами вторжение в Кабул. До сих пор не было предъявлено никаких убедительных фактов в пользу этой версии. Только слухи. Но разве можно на основании одних слухов принимать такие судьбоносные решения? Опять вопросы…

Роковая ошибка номер два: Тадж-Бек

Но вернемся в драматические дни конца декабря 1979 года. Перед перешедшими «речку» советскими войсками стояла задача установить контроль над более, чем 20 стратегически важными объектами в Кабуле. Одной из главных задач являлся захват дворца Тадж-Бека, где находилась резиденция главы афганского государства Хафизуллы Амина.

Пуштун Амин вел жестокую борьбу со своими политическими оппонентами. Не останавливался ни перед какими жертвами, чтобы сохранить власть. В результате деятельности Амина тысячи людей были брошены в тюрьмы, убиты или пропали без вести. Казалось бы, уничтожение режима такого диктатора является благом для страны и советские воины-интернационалисты, оказавшие помощь афганскому народу в деле избавления от Амина, вправе рассчитывать на благодарность…

Однако, большинство пуштунов до сих пор не могут забыть гибель Амина. И простить ее «шурави», да и России тоже. Возможно, росту таких антироссийских настроений способствуют обнародованные в последнее время новые подробности операции по захвату спецназом КГБ СССР дворца Тадж-Бека. Среди них - недавно опубликованные воспоминания проживающей в Европе вдовы Амина, которая рассказывает леденящие душу подробности последних минут жизни своего мужа и детей. Стоит отметить, что в появлении этих публикаций не последнюю роль сыграли участники той операции.

Роковая ошибка номер три: уходить нужно вовремя

Советское военное присутствие в Афганистане продолжалось 9 лет, 1 месяц и 19 дней. Согласно обнародованным в 2009 году данным, в Афганистане погибли 14453 советских военнослужащих. По данным официальных лиц в Кабуле, за годы пребывания Ограниченного контингента советских войск в этой стране (ОКСВА) погибли около 1,5 млн. афганцев , несколько миллионов человек покинули страну, став беженцами. Эти цифры формируют статистику жертв советско-афганской войны 1979-1989 гг.

Те, кто предлагает не рассматривать лишь через черные очки эпоху советского военного присутствия в Афганистане, напоминают, что СССР тогда не только воевал. Советский Союз построили на афганской земле десятки инфраструктурных объектов. Количество отправляемых на учебу в СССР афганских студентов увеличилось в разы. Сегодня даже в Кабуле нередко вспоминают в качестве самого крупного достижения СССР национальную армию и спецслужбы Афганистана, которые, по мнению афганских и западных экспертов, в 80-е годы ХХ века считались лучшими в регионе.

Однако, несмотря на жертвы и очевидные достижения для афганской государственности, Советский Союз не избежал еще одной роковой ошибки – он не смог вовремя уйти из Афганистана.

«Афганский долгострой» СССР самым негативным образом сказался и на самом Советском Союзе. По мнению экспертов, неудачная советская военная интервенция сыграла не последнюю роль в исчезновении с политической карты мира одной из сверхдержав. «Афганская кампания» СССР имела негативные последствия не только для слабеющей советской экономики и теряющего привычные социально-политические ценности общества позднего социализма. В странах Варшавского договора и социалистического лагеря поселился страх возможного соучастия в советской интервенции в Афганистане. После ввода «ограниченного континента» в Афганистан на Западе усилились антирусские настроения. Такие же настроения возникли впервые и в исламском мире, в котором до 1979 года СССР считался другом арабских государств.

Все это, в конечном счете, стало причиной сначала форсированного ухода советских сил из Афганистана, а затем и разрушения советского государства.

Роковая ошибка номер четыре: форсированный вывод войск

После почти десятилетнего пребывания советские войска ушли из Афганистана. Сегодня западные политики утверждают, что в случае ухода войск НАТО из Афганистана режим президента Хамида Карзая не продержится и недели. Столь уничижительные оценки качества афганской государственности звучали и в 1989 году в канун вывода Советской армии из Афганистана. Причем, столь печальные перспективы режиму президента Наджибуллы давались не только военными, но и некоторыми высшими советскими политиками в Москве. Однако скептики в Москве и в столицах западных стран оказались посрамлены: последнему промосковскому афганскому лидеру доктору Наджибу, опиравшемуся на армию, созданную СССР, удалось продержаться еще три года после ухода из Афганистана советских союзников. Режим Наджибуллы пал только в 1992 году, вскоре после распада СССР.

Следует отметить, что перед выводом советских войск афганская элита готовилась к тому, что ей придется взять в свои руки управление страной. Но мало кто тогда в Кабуле мог себе представить, что в 1992 году Москва полностью откажется от поддержки режима Наджибуллы. Очевидно, «ельцинская» Россия решила сделать ставку на другие афганские политические силы: в 1991 году в Москве побывала делегация моджахедов во главе с Бурхануддином Раббани, который в 1992 году стал президентом Афганистана.

Таким образом, Наджибулла оказался брошенным своими российскими союзниками, поспешившими в конце 1991 года отречься от «советского имперского наследия», выплеснув из имперского таза вместе с грязной водой и друзей Москвы во многих странах мира, в том числе и в Афганистане.

Форсированный вывод советских сил из Афганистана стал одной из последних фатальных ошибок Москвы. То, как осуществлялся уход России из Афганистана, поставило под сомнение все, что было сделано Советским Союзом на афганской земле, причем, не только за 10 лет пребывания ОКСВА, но и за многие десятилетия до этого. Можно с уверенностью сказать, что если ввод советских войск в Афганистан был роковой ошибкой Москвы, то уход России из Афганистана (имеется в виду не просто форсированный вывод войск, а смена политических союзников и партнеров в Кабуле) было роковой ошибкой вдвойне.

Предварительные выводы

История не приемлет сослагательных наклонений. Однако, рискнем предположить, что если бы удалось сохранить режим президента Наджибуллы после 1992 года, то Москве сегодня не пришлось бы искать надежных союзников в Афганистане.

В 90-е годы некоторые российские политики объясняли прекращение поставок режиму Наджибуллы ухудшающимся экономическим положением в России. Однако, после прихода талибов к власти Москве несколько лет пришлось оказывать широкую помощь антиталибскому Северному Альянсу под руководством Ахмад Шаха Масуда, чтобы защитить от угрозы «агрессии талибов» российские границы и границы СНГ «на дальних подступах».

Останься Кабул в руках президента Наджиба после 1992 года, вряд ли потом к власти в Афганистане пришли бы радикалы. В этом случае под вопросом было бы и появление талибов. Если бы…

Но реальность, как всегда, проста и сурова. Сегодня афганская административно-политическая элита состоит в основном из бывших соперников Москвы, людей, воевавших с советскими войсками в 80-х годах. Правительство Афганистана за последние годы контролировали политики, вышедшие из эмиграции, имеющие двойное гражданство, тесно связанные с западными политическими кругами, а также бывшие лидеры моджахедов. Парламент страны и органы местной власти в Афганистане также находятся под контролем бывших моджахедов – врагов Советской армии.

В таких условиях российским властям крайне сложно, если вообще возможно в короткие сроки вырастить себе новых надежных друзей в Афганистане. Память о брошенных в 1992 году союзниках еще долго будет мешать российским дипломатам убеждать современных афганских политиков в выгодах дружбы с Москвой.

Впрочем, следует признать и ответственность афганских элит за многолетний социально-политический и экономический кризис в Афганистане, возникший практически сразу после вывода советских войск. Афганские элиты всегда были раздробленны, разрозненны по этническому и политическому признаку. Проблема межнационального единения в Афганистане до сих пор остается одной из самых главных в стране. В свое время расколотость афганского политического класса и элитного сообщества была головной болью для СССР, сегодня она доставляет очень много проблем США и НАТО.

Причем, на фактор раздробленности афганской элиты не влияли политические приоритеты. Та же НДПА так осталась разделенной на две части – фракции «Хальк» и «Парчам», а потом и вовсе распалась на десятки мелких фракции. Противостоящие коммунистам моджахеды также не были едины – они имели два главных политических и организационных центра: «тегеранский» и «пешаварский», причем, в свою очередь, каждый центр разделялся на 5 - 7 группировок, как правило, конкурирующих между собой. Даже наступление эпохи Талибана не заставило афганские элиты объединиться: в антиталибском Северном альянсе сохранялись неснимаемые политические разногласия, которые приводили к периодическим кризисам в антиталибской коалиции. Нынешний афганский политический класс по-прежнему остается далеким от единства. Разобщенность, клановость до сих пор остаются одной из главных проблем афганской элиты.

Главный вывод: афганцы не хотят помнить зла

Следует также отметить такой немаловажный аспект, как нежелание афганцев раздражать Москву плохими историческими воспоминаниями. Сегодня во многих бывших советских республиках и странах Варшавского договора распространены антироссийские настроения. Новые постсоветские демократии пытаются выставлять Москве счет за десятилетия социалистического эксперимента. Такие тенденции характерны и для стран Балтии, и для Грузии и даже для славянской братской Украины. На этом фоне еще отчетливее видится отказ афганцев от спекуляций на политических ошибках прошлого (хотя, возможно, у афганцев было бы гораздо больше причин и оснований напоминать об ошибках прошлого). В этом смысле, афганские политики и афганское общественное мнение настроены конструктивно. Для Афганистана будущее важнее самых мрачных страниц прошлого.

В 2009 году произошли первые позитивные сдвиги в отношениях между Кабулом и Москвой. Афганцы настроены смотреть в будущее, стараясь не оглядываться назад. При этом, очевидно, что процесс поиска новых форматов для российско-афганского сотрудничества опирается, прежде всего, на позицию России относительно пересмотра итогов роковых решений декабря 1979 года.

Власти в Москве неоднократно делали заявления о том, что ввод советских войск в Афганистан в 1979 году является политической ошибкой. Такая оценка событий 30-летней давности приветствуется в Кабуле и воспринимается как основа для возобновления широкого российско-афганского диалога. Очевидно, что от оценок роковых ошибок 1979 года будут зависеть отношения между двумя странами в будущем. А это значит, что события, случившиеся 30 лет назад, еще рано считать всего лишь историей ...



комментариев