Светский характер споткнулся об хиджаб

В последнее время мы все чаще сталкиваемся с попыткой объяснить ограничение свободы вероисповедания светским характером государства. Одним из последних скандалов в смысле заявленной проблемы является запрет на ношение хиджаба в школе. Допустимость указанных действий требуют юридического анализа.

Согласно ст. 14 Конституции России Российская Федерация является светским государством. Толкуя указанное положение, относящееся к основам конституционного строя Российской Федерации, следует также обратиться к ст. 28 Конституции РФ, согласно которой в Российской Федерации, каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Таким образом, принцип светского государства подразумевает, что в Российской Федерации никакая религиозная, либо нерелигиозная, включая атеистическую идеологию, не может устанавливаться в качестве обязательной, при этом Конституция РФ гарантирует свободу вероисповедания.

Указанное право на свободу совести и свободу вероисповедания в соответствии со ст. 3 Федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», предусматривает, что: установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается; никто не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих; воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом.

Исходя из указанных положений, следует, что в Российской Федерации каждый человек обладает правом свободно исповедовать свою религию, в частности совершать религиозные обряды и носить религиозную одежду. При этом следует сказать, что ношение мусульманками хиджаба является одним из основных положений шариата. Исламский закон устанавливает для женщин императивную обязанность носить хиджаб. Так в Суре 24 «Свет» аят 31 Всевышний Аллах говорит: «Пусть они (женщины) не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы».

На основании изложенного, следует констатировать, что ограничение на ношение хиджаба, что является религиозной обязанностью и гражданским правом для женщин мусульманок, а также любой другой религиозной символики является нарушением конституционного права на свободу совести и свободу вероисповедания. И это не ограничивается исламом, аналогию можно провести по отношению к религиозной одежде (символики) христиан, иудеев и представителей других конфессий, потому что под запрет могут попасть православные, католические кресты, косынки и т.д.

Необходимо отметить, что такая ситуация уже имела место в Европе, где пытались запретить распятия Иисуса Христа в школах. Так Европейский Суд по правам человека в своем решении от 03 ноября 2009 г. по делу «Лаутси против Италии» указал, что присутствие распятий в школе нарушает нормы Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней, в частности право на образование, свободу мысли, совести и религии. Однако несмотря на процессы секуляризации, такое решение не нашло поддержки в европейском обществе. На защиту распятий в итальянских школах встали политики, общественные деятели, представители Церкви, международные и национальные организации.

В последующем Итальянское Правительство опротестовало указанное решение, подав апелляцию в Большую Палату Европейского Суда по правам человека. 18 марта 2011 г. Большая Палата Европейского Суда по правам человека вынесла свое окончательное решение, в котором изменила ранее сформулированную правовую позицию, указав что, Суд не усмотрел в факте присутствия распятий в итальянских государственных школах нарушения Европейской конвенции.

В общих принципах на которых Европейский Суд по правам человека основывал свое решение он указал, что государства обязаны обеспечить, нейтрально и беспристрастно, исповедание различных религий, верований и убеждений.

При этом единственным обязательным условием в процессе обучения Европейский Суд по правам человека указал недопущение индоктринации, то есть идеологической обработки детей, которая может рассматриваться как неуважение религиозных и философских воззрений родителей.

Так что утверждение, что ношение хиджаба нарушает светский характер государства и нашего образования - это выражаясь юридическим языком lapsus juridicus. Самое опасное то, что такой запрет в умах верующих, исповедующих ислам, может привести к логике обратной заявленной некоторыми государственными служащими Российской Федерации. Так глава Ингушетии Ю. Евкуров заявил, что «Если мы в одном уступаем, неизвестно, до каких крайностей можно дойти. Завтра второй появится, скажет, что надо паранджу надевать вместо хиджаба, вообще лицо закрывать, потом - разделить мальчиков и девочек».

В умах граждан практикующих ислам скорее возникнет иное понимание крайности, если сегодня запрещают ношение хиджаба в школе, общепризнанную исламскую литературу и т.д., то завтра запретят хиджаб на улицах, начнут закрывать мечети, запретят молиться и т.д. Таким образом, запрет на хиджаб может привести к неразрешимой коллизии между требованиями российских властей и религиозными обязанностями людей. При этом власть обязана понимать, что соответствующие решения будут не только неконституционными, но и иметь неисполнимый характер.

На основании изложенного, следует сделать вывод, что принцип светского государства существует в системном единстве с правом граждан Российской Федерации на свободу совести и вероисповедания, что предполагает возможность свободно исповедовать свою религию, совершать обряды и носить религиозную одежду. При этом осуществляя регулирование рассматриваемой сферы, на основе принципа светского государства, российские власти обязаны не допустить смешения нейтралитета государства по отношению к различным религиям и секулярициации государства.

Алихан-хаджи Абреков, - юрист, магистрант кафедры Международного права юридического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета и юридического
факультета университета г. Пассау, Германия.



комментариев