Курбан

Скидки и подарки в Рамадан и после

Пока верующие в месяц Рамадан соблюдают строгий пост и работают над совершенствованием своей веры и нрава, создатели мусульманских брендов и владельцы интернет-магазинов устраивают распродажи и продолжают привлекать новых клиентов различными акциями и подарками. В арабских странах в священный месяц проводятся целые торговые фестивали, период грандиозных скидок завершается еще более грандиозными празднествами, которых с нетерпением ждут жители. Насколько этично занимать себя покупками в дни, когда следует больше внимания уделять духовному и нравственному?

Несмотря на то, что многие российские бренды и компании по продаже исламских товаров и услуг стремятся в месяц рамадан устраивать, в том числе, благотворительные акции, дарить покупателям подарки и делать скидки даже на новые коллекции, не все мусульмане с одобрением относятся к этой затее. Кто-то даже обвиняет дизайнеров и продавцов в том, что они «наживаются на рамадане», стремясь увеличить продажи за счет привлечения новых клиентов и сбыта больших объемов продукции.

С другой стороны, находятся и такие покупатели, которые намеренно дожидаются священного месяца, чтобы в эти дни приобрести товар по низкой цене, а иногда распродажи и подарки так «затягивают» верующего, что он забывает о присущей верующему скромности и буквально сметает с прилавков все дешевое и не всегда необходимое.

Как известно, ислам – религия середины, и мусульманин во всем должен находить уместный баланс. Просиживать дни рамадана в социальных сетях, стремясь принять участие во всех акциях, сулящих бесплатную безделушку, - разумеется, неудачный выбор для верующего. Однако приобрести вещь со скидкой, дав возможность и работникам компании, и ее владельцам заработать свою награду за щедрость в священный месяц, - шаг вполне достойный и никак не порицаемый.

Распродажи в рамадан – это нормально

«Да, рамадан - месяц духовного очищения, благих дел и совершенствования. Но месяц поста вовсе не означает, что нужно оставить мирские дела, работу, торговлю и так далее, - считает управляющий партнер Alif Consult и признанный эксперт в сфере мусульманского бизнеса Мадина Калимуллина. - Те акции и скидки, которые проводят наши мусульманские бренды - это микро- и даже нано-уровень по сравнению с теми акциями и распродажами, которые происходят в месяц рамадан в мусульманских странах».

По словам Калимуллиной, рамадан в арабских странах - это особое время: многие люди меняют режим работы, учебы, многие приезжают к своим семьям, родителям. Люди кардинально меняют свой образ жизни, у них освобождается много времени и, соответственно, мусульмане предпочитают ходить по торговым центрам, магазинам.

Так, в Арабских Эмиратах в рамадан устраиваются торговые фестивали, в Индонезии массовые распродажи проходят в магазинах и супермаркетах; в Египте распродажи начинаются еще до начала рамадана, а в Турции – настоящий ажиотаж по окончании священного месяца.

«Исторически сложилось, что именно в этот месяц продавцы делают очень хорошие скидки и акции. Кто-то специально откладывает покупку автомобиля, чтобы совершить ее в рамадан. Кто-то обновляет мебель, так как ждет приезда родственников, а кто-то закупает подарки на ид аль-фитр. Так что акции и распродажи в сезон рамадана уже стали нормальным явлением», - считает она.

«Популярные бренды мусульманской одежды в России довольно часто в течение года устраивают распродажи, - делится своими наблюдениями мусульманка из Москвы Юлия Мухаметова. – Как правило, это касается остатков старых коллекций или это акции, приуроченные к началу-окончанию сезона. В последние годы некоторые бренды вообще перестали ориентироваться на специфику мусульманского календаря и следуют общероссийским тенденциям. В этом году большинство скидок у мусульман приурочено к летним месяцам и с рамаданом никак не связано».

Мадина Калимуллина отмечает, что у любой распродажи есть две стороны. «С одной стороны они могут быть обусловлены повышенным спросом, а с другой - наоборот, пониженным, - поясняет она. - Как российские распродажи после нового года, когда многие люди уезжают на праздники, магазины устраивают sales, чтобы избавиться от остатков товаров. В мусульманских странах тоже могут быть подобного рода распродажи».

По ее мнению, ни один торговец не будет занижать цену на ходовой товар: акции всегда касаются либо новинок, к которым нужно приучить покупателей, либо неходового товара или товара прошлого сезона.

Спрос на многие товары в рамадан снижается

«В месяц рамадан лично я стараюсь вообще как можно меньше времени тратить на магазины одежды или других товаров: все внимание направлено на поиски полезных рецептов и приготовление вкусного ужина на ифтар, - говорит Юлия Мухаметова. – Мне не нравится, когда в социальных сетях некоторые компании призывают занимаются перепостами «за приз» и устраивают фото-конкурсы. Мне кажется, в рамадан следует больше заниматься другими вещами: читать Коран, молиться».

«Лето на российском мусульманском рынке - вообще слабый сезон продаж, поэтому, возможно, торговые компании стремятся использовать этот месяц для привлечения покупателей к покупкам, - отмечает Мадина Калимуллина. - Но общие элементы исламской этики торговли были и остаются обязательными для соблюдения, независимо от того, какой нынче месяц: не обманывать, не скрывать недостатки товара, не нарушать права конкурентов».

По словам представителей известного мусульманского бренда HAYAT (hayat-line.ru), в первую половину священного месяца спрос действительно падает, однако «ближе к празднику спрос удваивается, т.к. многие готовят праздничные обновки себе и близким».

«Ежегодно HAYAT в течение месяца рамадан предлагает скидки на всю одежду и даже на новинки. Плюс ко всему при определённых условиях покупателям дарятся подарки. Например, в этом году бесценным подарком был Коран в дизайнерском «радужном» оформлении, - отмечают компании. - Также очень важно для покупателей в этот месяц получить обновку как можно скорее, поэтому HAYAT предлагает бесплатную экспресс-доставку для покупок свыше 5 тысяч рублей».

Подарки в рамадан и на Ид аль-Фитр

«Стоит отметить, что в этом году на страницах соцсетей HAYAT и в магазине в Санкт-Петербурге проходила выставка молодых дизайнеров по леттерингу Ramadan Moments. Копии работ в форме подарочных открыток были разосланы покупателям», - рассказали представителя компании.

Некоторые бренды в качестве подарков предлагали дополнительный товар к покупке, устраивали небольшие конкурсы, например, стремясь привлечь клиентов к размышлениям над хадисами. На их страницах в социальных сетях появилось больше историй из жизни мусульман, поучительных рассказов. А дизайнер Сахера Рахмани, например, впервые сама провела ифтар для всех желающих в Москве.

И напротив, российская фирма по производству хиджабов «Аль-Баракят» уже не первый год «замораживает» свою активность в интернете на период священного месяца, объясняя этот шаг заботой о своих постящихся сотрудниках. По примеру некоторых лавочек в арабских странах, иногда магазин фирмы и вовсе закрывается на весь рамадан.

«Сегодня много возможностей найти полезный или оригинальный подарок и к началу рамадана, и к празднику окончания поста, - признается Юлия Мухаметова. – Это может быть не только хиджаб или коврик для молитвы. Мусульманские часы, конфеты в исламском стиле, органайзер с указанием времени молитвы – выбор огромен! Но в целом, большинство моих знакомых мусульман покупают подарки, никак не связанные с исламской тематикой: и уровень цен другой, и практическая польза от них больше».

Поскольку в России все еще отсутствует развитая индустрия мусульманского праздника, действительно, для части мусульман в центральных регионах страны окончание рамадана ассоциируется лишь с праздничной молитвой и походом в гости. Только в республиках с преобладающим числом жителей-мусульман праздник ощущается на всех уровнях: праздничные дни объявляются выходными, а власти способствуют проведению различных торжеств и специальных мероприятий. Самые распространенные подарки на праздник – сладости и платки.

«Мы же можем дарить друг другу необычные, яркие, красивые подарки, - советует Юлия, - украшать дом воздушными шарами и открытками, устраивать праздничный фейерверк, дать возможность детям весь день прыгать на батутах или стрелять из водяных пистолетов – так и создается праздничная атмосфера, благодаря которой Ид аль-Фитр запоминается на весь год».



0 комментариев