Саудовские мусульманки за рулем – революционеры в никабах

Несмотря на миллионы других внутренних проблем, правители Саудовской Аравии идут на все, чтобы обеспечить выполнение запрета вождения автомобилей женщинами – несмотря на недостаток канонического обоснования и истории успеха женщин по всему мусульманскому миру.

Манал Аш-Шариф, похоже, стала саудовской Розой Паркс. Мисс Паркс, отважная темнокожая женщина времен борьбы за гражданские права в США, отказалась освободить место в заполненном автобусе, когда водитель велел ей уступить место белому мужчине. Ее поступок сыграл роль в отмене законов о сегрегации в США.

Манал была арестована 21 мая 2011 г. и просидела в тюрьме 9 дней за то, что разместила в YouTube видео, на котором ехала за рулем в восточной провинции Саудовской Аравии Аль-Хобар. Можно ли сказать, что противостояние запрету на женское вождение в Саудии есть форма гражданской борьбы против сегрегации? И есть ли разница в определении сегрегации в контексте региона или религии?

Женское движение за право на вождение в Саудовской Аравии выставляется как нарушение традиционной роли женщин и навязывание западных культурных ценностей, которое приведет к увеличению количества ДТП, смешения полов с негативными последствиями и т.д. Некоторые из ультраконсервативных местных исламских ученых или имамов даже заявляли, что вождение автомобилей женщинами нарушает нормы Шариата.

Такой аргумент можно приписать к чему угодно, начиная с обмена текстовыми сообщениями и заканчивая сотовыми телефонами. Трудно себе представить, что творится в голове у тех людей, которые делают такие заявления. В понимании некоторых людей глобальные коммуникации и социальные сети являются началом конца сегрегации полов.

И все же здесь есть и здравый мотив, в отношении ДТП, поскольку женщины не имеют опыта вождения в крупных саудовских городах. Многие из нас, кто ездил на такси в Эр-Рияде, Джидде и других частях Саудовской Аравии, знают, что здесь вождение требует большого проворства и хорошего периферийного зрения, как у картрейсера, а также навыков обгона, как у гонщика «Формулы-1». Тем не менее, недавняя инициатива женщин выезжать за рулем вопреки запрету, в т.ч. тех, кто получил международные водительские права, не привела к массовым ДТП.

Революция социальных сетей, вспыхнувшая в Тунисе, стала коллективным голосом загнанных, бесправных и угнетенных, и заставила отчитаться за содеянное власть предержащих, и все это в прямом эфире перед всем миром.

Свержение морально павших режимов Зина Эль-Абидина бен Али (Тунис) и Хосни Мубарака (Египет), протесты против нагнетания страха Али Абдуллой Салехом (Йемен) и правления Башара Ассада в стиле «правда на стороне сильного» (Сирия), восстание при содействии НАТО против устроителя геноцида Муаммара Каддафи (Ливия), объявления «реформ» в Марокко, внедрение исламских финансов в Омане, движение за право женщин водить автомобиль в Саудовской Аравии – всех их можно связать с феноменом региональных социальных медийных сетей.

Взаимовыгодный «баланс сил» между саудовскими консервативными религиозными органами и правящей семьей теперь угодил в центр внимания в социальных сетях. Больше он не может оставаться в тени. Многие саудовские женщины, увидев настоящие революции в режиме реального времени, готовы поднять голос и потребовать элементарного права на вождение.

Женщины ездят за рулем во многих мусульманских странах, начиная с Турции и Пакистана и заканчивая Египтом и Малайзией. Интересно, что женщинам удавалось ездить за рулем безо всяких эксцессов и в сельской местности Саудовской Аравии. Так что же, если женщинам официально разрешать водить автомобиль в королевстве, мужчины потеряют свое господство над женщинами?

Плохо ли это? Воодушевит ли это женщин с образованием к устройству на работу и осуществлению вклада в экономику? Не заставит ли отмена запрета на вождение женщинами с водительскими правами «белых воротничков» высшего звена привезти с собой в страну семьи?

Помимо вождения, женщин избирают лидерами в мусульманских странах, таких как Турция, Пакистан, Бангладеш, Индонезия и Косово. От этого страны не превратились в «банановые республики».

В Саудовской Аравии женщинам разрешено появляться на публике только в сопровождении родственника-махрама (отца, мужа, брата или сына). В связи с этим возникает вопрос, почему саудовским женщинам разрешается ездить в автомобиле наедине с неродственным шофером, выходцем из Филиппин или Индии, который может даже не исповедовать одинаковой религии с пассажиркой?

Потому что к негражданам Саудии больше доверия, чем к гражданам? Или потому что к приезжим доверия больше, чем к саудовским женщинам?

В обществах, где женщины считаются свободными, - разве эти страны не либеральные и интегрированные в региональную и глобальную экономику? Иными словами, разве не правда, что в этих странах более высокий уровень образования и здоровья в семье, более высокий уровень дохода на душу населения, более высокий рейтинг по индексу свободы и меньший уровень коррупции по индексу международной прозрачности? Разве это не будет прогресс, если страна разрешит женщинам водить автомобиль? Разве нет в саудовских авиалиниях пилотов-женщин? И разве саудовские женщины не водят автомобили в других странах?

Было бы интересно, если бы в такой влиятельной и важной стране, как Саудовская Аравия, прошла международная конференция по правам женщин. На нее приехало бы много женских делегаций из мусульманских и немусульманских стран, которые выступили бы с докладами о реальной ситуации. Но дадут ли этим женщинами саудовские визы?

Было бы интересно, если бы Манал Аш-Шариф получила награду от президента Обамы за вклад в улучшение положения женщин. Но позволят ли ей выехать из страны, чтобы получить эту награду?

В Исламе мужчины несут ответственность за своих жен и обязаны обеспечивать их, но включается ли в это понятие запрет матерям, женам и дочерям водить автомобили в таких местах, как Саудовская Аравия? Мусульманки в мусульманских и немусульманских странах доказали, что могут не только управлять автомобилем, но и руководить государством!

Неужели в Саудовской Аравии нет более актуальных насущных проблем, чем женское вождение? Таких проблем, как высокая безработица и низкая занятость, жилищное и ипотечное законодательство, доступность квалифицированных выпускников, строительство экономически эффективных городов и диверсификация экономики от нефтепрома. Если принять во внимание все усилия, прикладывающиеся к преследованию женщин-водителей, можно подумать, что это единственная проблема в стране.



комментариев