Рождественское послание Гайнутдина. Проповедь для элиты и общества

Рождественское послание главы Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев Равиля-хазрата Гайнутдтина стало заметным событием не только для многомиллионной общины его единоверцев в нашей стране. Фактически, это заявка на новый формат государственно-исламских отношений.

Креативное решение

Рождественское послание председателя ДУМ РФ сделано впервые. Естественно, поводом для него послужил не христианский праздник, отмечаемый в ночь, по одной версии, с 24 на 25 декабря, по другой, - с 6 на 7 января, а Мавлид ан-Наби – рождение или рождество Пророка Мухаммада (мир ему). Так уж получилось, что мусульманская и православная даты в 2015 году почти совпали.

В соцсетях со стороны скорых на выводы, обвинения и всегда все знающих, но при этом, как правило, скрывающихся за никами, пользователей, появилась критика перевода термина «мавлид» как «рождество». В этом усмотрели заимствование из Христианства, подражание Православной церкви.

В самом Послании в самом начале прямо говорится, почему выбрано именно «рождество» Пророка (мир ему). «По-арабски месяц его прихода в наш мир называют «рабиу-ль-авваль». Многие отмечают это событие, опять-таки по-арабски традиционно именуя его словосочетанием «мавлид ан-наби». Я же стараюсь сделать язык, само послание Ислама доступным нашим современникам – и потому использую привычные в российской культуре слова и образы. Старославянское «рождество» в Средневековье было самым обыкновенным для обозначения физического появления человека на свет. Поэтому словосочетание рождество Пророка Мухаммада (мир ему) вполне законно в российском пространстве и сохраняет свою исламскую сущность».

Можно еще добавить, что использование знакомых и понятных образов, терминов и смыслов вполне соответствует методологии призыва, которой пользовался сам Пророк Мухаммада (мир ему) и первые поколения мусульман. Они не редко брали то, что было известно и близко окружающим, при этом очищая или вкладывая в понятия или действия исламский смысл. Например, многие из обрядов хаджа в схожей форме имели место и до Пророка (мир ему). Он не упразднил их, но вложил в них подлинно духовный душеспасительный смысл.

По той же логике, по которой необходимо отрицать термин «рождество», недопустимо тогда говорить, например, «мусульманская молитва» или «пост в месяц Рамадан» по той причине, что «молитва» и «пост» также используются христианами и последователями других религий. Но это абсурд, который не приходит в головы даже самых горячих пользователей соцсетей.

При этом надо понимать, что Рождественское послание Гайнутдина адресовано не только мусульманам. И, может быть, даже не столько мусульманам. Оно для всех тех, кто может прочесть его на русском языке, прежде всего, конечно, речь о гражданах России.

В Коране Всевышний называет Пророка (мир ему) «милостью для миров». В этой связи Гайнутдин совершенно оправданно акцентирует внимание на всеобщности миссии Мухаммада, на универсальном смысле его послания, на общечеловеческом смысле тех ценностей, которые он принес в наш мир.

Поэтому использование понятных и близких большинству россиян терминов и понятий, как «рождество», в Послании вдвойне уместно и оправдано. Это креативная находка, которая как раз и заставила обратить внимание не только на сам документ, но, самое главное, на его смысл - на миссию нашего Пророка (мир ему).

Кроме того, послание Гайнутдина, концептуально обрамляющее миллионный митинг в Грозном и многотысячную акцию против нарушений прав верующих в Назрани, стало своеобразной реакцией российских мусульман на очередную серию публикаций кощунственных карикатур на Пророка (мир ему) на Западе. Не погромы, убийства и конфликт, а призыв к диалогу через осмысление бытия, интеллектуальное усердие и духовное просвещение. - Это не только цивилизованный ответ безумным невеждам и провокаторам, но и куда более эффективный способ продвижения тех ценностей и принципов, с которыми пришел Мухаммад (мир ему).

Лучший повод поговорить об Исламе

Мавлид ан-Наби – самый подходящий повод говорить с элитой и обществом о миссии Пророка (мир ему) и ценностях Ислама, органически присущих российской цивилизации, как и ценности Христианства.

Ид аль-фитр (Ураза-байрам) – праздник окончания поста. Это сугубо религиозная узкоконфессиональная дата. Пост в Рамадан соблюдают только мусульмане. Ид аль-адха (Курбан-байрам) – праздник приближения ко Всевышнему через жертвенность в служении Ему. Это дата с особым духовным смыслом, уходящим корнями в общеавраамическую традицию.

Рождество же Пророка (мир ему) – это точка отсчета явления в мир истины. Начало подлинного смысла бытия. Без прихода Пророка (мир ему) все творение утрачивает свое значение, теряет значение человеческая история, жизнь каждого из нас. Ведь без веры в Мухаммада (мир ему) нет Ислама, нет спасения, даже если человек признает единство и единственность Господа.

Не эта ли дата, охватывающая в себе все послание Пророка (мир ему), адресованное не только народам, и так традиционно исповедующим Ислам, но всем людям на Земле, - лучший повод говорить об истине?

Сегодня в условиях давления Запада, вызванного событиями на Украине, у элиты растет интерес к Исламу. Особенно, когда позиция РПЦ отличается неоднозначностью и непоследовательностью, когда она понесла серьезные утраты приходов на Украине и в Белоруссии, когда влияние церкви в славяно-православных странах ослабевает. На этом фоне позиции СМР после успешного Мусульманского форума в Москве, который собрал в высшей степени представительный состав участников, серьезно укрепились.

Глава Всемирного совета мусульманских ученых, ведущей на сегодня в своем роде богословско-правовой организации, Али аль-Карадаги, глава Управления по делам религии Турецкой республики Мехмет Гермез, непререкаемый в Средней Азии и на всем пространстве СНГ улем, учитель учителей, духовный наставник многих российских муфтиев Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф, член Высшего совета культурной революции Исламской республики Иран аятолла Али-Реза Арафи, всего около 500 участников из 20 стран мира, в том числе Европы, Юго-Восточной Азии и Китая, не только приехали в Москву, но и поддержали инициативу российских мусульман превратить Форум в международную организацию.

Таким образом, влиятельные религиозные центры, лидеры мусульман Турции, тюркского мира и Европы, арабских стран, Юго-Восточной Азии и Ирана, а также Средней Азии и всего СНГ согласились с центральной ролью российских единоверцев и в их лице Москвы как центра для новой структуры. Москвы, вокруг которой Запад тщательно выстраивает кольцо изоляции.

Исламский фактор сейчас активно стали обсуждать не только скандальные журналисты и силовики, но и видные эксперты и политики. Общество, за последнее месяцы немного остывшее от бесконечной антимигрантсткой, антикавказской и антимусульманской истерии в СМИ, взглянуло на Ислам несколько иначе. Больше становится тех, кто начинает видеть в нем не чуждое и враждебное, а свое и близкое, часть общего дома, неотъемлемую составляющую российской гражданской идентичности и евразийской цивилизации.

Это ли не лучший момент, чтобы напомнить о вечном – о послании нашего Пророка, явленного как «милость для миров»?

«Мусульманские» чтения в парламенте

22 января Патриарх Кирилл выступил с Послание к депутатам Государственной Думы. Этим открылись первые Рождественские парламентские встречи. Церковь активно использует религиозные образы и даты для своей проповеди.

Рождество Пророка (мир ему) должно быть таким же важным поводом для парламентских чтений, как Рождество православное. Под этим названием оно может быть принято обществом и войти в политическую практику, со временем стать событием, вполне для всех естественным и удивляющим разве только тех, кого удивляет выступление патриарха в Думе и Рождественские парламентские слушания.

В дореволюционной Думе была мусульманская фракция. Ее депутаты говорили о ценностях Ислама в контексте общегосударственной пользы, пользы всем гражданам, независимо от вероисповедания и этнической принадлежности. Этот опыт необходимо развивать.

«Мусульманские» рождественские слушания – это вклад российской уммы в решение проблем государства и всего общества. Это повод не только рассказать о ценностях Ислама и миссии Пророка (мир ему), но и возможность реализовать то, о чем мы любим рассуждать, в реальной жизни. Так, чтобы то, к чему мы призываем, действительно помогало, облегчало, облагораживало жизнь конкретных людей – всех наших соотечественников; так, чтобы Ислам стал в полном смысле милостью для окружающих, милостью для миров.

Абдулла Ринат Мухаметов



28 комментариев


  1. (23.01.2015 21:27) #
    2

    Ассаламу Алейкум, дорогие братья и сестры! Скорее всего, нас хотят отождествить с христианами полностью. Что за рождество? Старославянское слово... Они бы еще обратились к древнеарамейскому, что бы и иудеи поняли... Интересно становится жить.

    • (23.01.2015 23:58) #
      2

      Ваалейкум ассалам, ва рахматуллах!
      Очень даже интересно, брат. "Рождественское послание муфтия", "духовная семинария муфтията" ... если завтра ещё "духовную филармонию" придумают, то это будет венец всех новых форматов.
      Субханаллах, когда же эти бидаъ закончатся?!

      • (24.01.2015 18:03) #
        1

        Брат 100! Меня так же мучают эти вопросы.
        «Мусульманские» рождественские слушания" . Я думаю уважаемый Гайнутдин и не знает о таком названии и это лишь "художественное" оформление автора этой статьи. Я очень верю в это. Иначе что же будет дальше?

    • (24.01.2015 21:43) #
      -3

      Ирек Биккинин очень часто защищал Гайнутдина,интересно на этот раз, что он сможет придумать?

      • (25.01.2015 06:54) #
        0

        Ильдар Ильясов - из тех же "мордованских", то есть из Мордора... Я не пресс-секретарь и не адвокат шейха Равиля Гайнутдина. Я не читал этого "послания" (или как еще назван это текст) и у меня нет мнения по этому поводу.
        Если Равиль-хазрат в чем-то ошибся, что же, каждый может ошибаться. Даже лучший из людей, избранный Аллахом для последней пророческой миссии, пророк Мухаммада (САВ), и тот ошибался. Что уж говорить о простых людях.

        • (26.01.2015 20:45) #
          -3

          Вот дожили! Биккинин Ирек на своего шейха Гайнутдина и на Рушана хазрата "такфир" выписал назвав их "волосопоклонниками" ждем официальной реакции от ДУМ РФ и ДУМ РМ.

  2. (23.01.2015 22:43) #
    -6

    Как долго живет этот придурок

    • (23.01.2015 22:54) #
      4

      это вы про свою жизнь?

  3. (24.01.2015 00:10) #
    7

    Я категорически не согласен с предложенной Равилем Гайнутдином формулировкой. Да и не только формулировкой, но и с посылом, и с идеей откровенного уподобления институту православной христианской церкви.
    Наш клир не является посредником между Аллахом Всевышним и Уммой, как это установлено в православии. Равилю Гайнутдину, как впрочем и любому другому духовному лицу нашей Уммы, совершенно не гоже возносить себя на уровень ложного сакрального величия патриарха Кирилла, как главного осведомителя воли Всевышнего по отношению к пастве в "его Рождество".
    Понятие "Рождество" для православных - это не просто слово и не просто церковный термин и даже не просто день рождения. Это для них - явление Бога. Оставьте его православным и успокойтесь!
    Не зная фактическую сторону появления предложенной инициативы, не имею права обвинять кого-либо в этой явно популистской ошибке. Но политический аспект этой инициативы - налицо.
    Я совсем не против и даже, можно сказать, очень хотел бы, чтобы наши муфтии делали публичные заявления и послания как Умме, так и "элите общества", да и всему российскому обществу тоже. Делайте это как можно чаще и желательно вовремя. Можно делать и итожащие заявления после завершения (или невозможности продолжения)крупных проектов или по поводу резонансных событий, можно даже устраивать традиционные послания, например в день завершения года по мусульманскому календарю.
    Чтобы говорить от имени Уммы, недостаточно быть муфтием и шейхом, а надо четко представлять чем живет мусульманское общество, выстроить постоянно действующую, эффективную систему обратной связи.

    • (24.01.2015 00:21) #
      1

      Брат Гайнутдин придумал новую форму "интеграции в российское общество")))

      • (24.01.2015 00:55) #
        4

        В принципе посыл и направление понять можно. Если исходить из предположения, что российская элита имеет реальное влияние на формирование общественного мнения, что в идеале должно быть в демократическом государстве, то с ним необходимо выстраивать конструктивные отношения. В этом смысле, "ежегодное послание элите", путь это звучит шаблонно и высокопарно, - мог бы служить одним из инструментов этого строительства.
        Но у нас государство явно не демократическое и элита поэтому - соответствующая. Но сама тема выстраивания отношений Уммы с российским обществом, властью и какой-никакой элитой - она есть и очень даже актуальна для нас.

        • (24.01.2015 01:18) #
          5

          Я понимаю, что "направление и посыл" мотивированы желанием обратить внимание власти и общества на то, что мусульмане это часть того же общества. Но не понимаю, зачем интегрироваться, если мы уже в обществе (мы - россияне, поэтому мы в российском обществе)? ИМХО, это признание собственной второстепенности.
          Допустим, стоит интегрироваться. Но тогда для чего вот в таких формах: "Рождество Пророка (мир ему) должно быть таким же важным поводом для парламентских чтений, как Рождество православное". Зачем перенимать чужое, когда у нас своего достаточно, но и это достаточное в должной мере не осваиваем? Опять же, признание своей второстепенности.
          Почему-то очень хочется верить, что все эти "рождественские послания" и прочие названия придумал не Равиль Гайнутдин, а кто-то другой, например, исключительно автор статьи.

          • (27.01.2015 09:13) #
            -2

            Ассаламу алейкум,

            Послания никто не отменял, и это был шанс рассказать что-либо в общем российскому обществу через понятные термины(рождество) этого же общества. Думаю все же зерна(ислама) заложены в послании, а далее как пожелает Аллах, он знающий, мудрый.
            Найдите 70 оправданий мусульманину.

            • (27.01.2015 11:50) #
              2

              Ва алейкум салам! Я не спорю о сути и значении послания. Но не пойму, почему оно должно быть именно "рождественским".
              Брат Turы в сообщении от 24.01.2015 01:34 высказался по этому поводу более ясно и аргументированно.

  4. (24.01.2015 01:34) #
    4

    Пророк Мухаммад (САС):
    «Отличайтесь от многобожников...», "Тот ,кто уподобляется какому либо народу ,является одним из них".
    О Аллах, по Твоей милости и щедрости, сделай нас из числа идущих по прямому пути, следующих за хадисами посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и не делай нас из числа погибших, следующих за путем неверных.

    • (27.01.2015 09:01) #
      0

      (وَأَنِ اعْبُدُونِي هَذَا صِرَاطٌ مُّسْتَقِيمٌ (61 (سورة «يس» 36

  5. (24.01.2015 07:04) #
    4

    О Аллах, по Твоей милости и щедрости, сделай нас из числа идущих по прямому путии и огради нас от тех, кто в угоду неверным, многобожникам и заблудшим, сознательно или по НЕзнанию, намеренно или НЕпреднамеренно сводит людей с истинного пути - пути , предначертанной Аллахом и его последним Пророком Мухаммадом салаллаху алейхи вассалям-печатью всех пророков.

  6. (24.01.2015 09:23) #
    1

    Мне кажется, что для автора этой статьи нет особой разницы между пасхой и, например, курбан-байрамом.....

    • (24.01.2015 10:00) #
      1

      А вы почитайте еще другие статейки этого автора! Иногда создаётся впечатление, что для него нет разницы даже между мусульманами и немусульманами!

      • (24.01.2015 12:21) #
        3

        Ас Саляму алейкум всем мусульманам. Согласен с тем что автор пишет как то от себя, свое видение на Ислам, не от Ислама и мусульман, а пишет так, как он видит или хочет видеть, взяв отдельные пазлы, соответственно не видя всей картины. Религия Ислам - это самодостаточная религия, которая не нуждается в поправлениях, подстроениях под кого либо или чего либо. В коране Аллах говорит:
        «Сегодня Я усовершенствовал для вас вашу религию, и завершил Мою милость к вам, и удовлетворился для вас Исламом как религией» (аль-Маида 5:3).
        «Кто же ищет религии помимо Ислама, от того не будет принято» (Аль ‘Имран 3:85).
        Следовательно, Ислам не претендует на роль новой религии, принесенной пророком Мухаммадом СалалЛаху алейхи ва салям на Аравийский полуостров в 7-ом столетии, но объявляет себя новым выражением в своей конечной форме истинной религии Всемогущего Аллаха, которая первоначально была открыта Адаму, а затем и последующим пророкам."
        Автор пишет: "..Ведь без веры в Мухаммада (мир ему) нет Ислама, нет спасения, даже если человек признает единство и единственность Господа..."?! Что это- "..без веры в Мухаммада"(мир ему)?!В предложениях: "ВЕРА в Мухаммада СалалЛаху алейхи ва салям" и "ВЕРИТЬ Мухаммаду СалалЛаху алейхи ва салям смысл разный". Это как, где поставишь запятую (какая мелочь :)), из за которой решается судьба : "Казнить нельзя помиловать". Статьи автора Абдуллы Рината Мухаметова сырые,спорные.
        Без Корана и сунны ( пример следования Корану) - все пустое. :)
        Ас Саляму алейкум всем мусульманам.

    • (27.01.2015 08:50) #
      -1

      Ассаламу алейкум, если кажется, то избегай этого (сам знаешь почему). Найди 70 оправданий мусульманам.

  7. (27.01.2015 17:29) #
    1

    «Они (верующие) не свидетельствуют лживо, а когда проходят мимо праздного, то проходят с достоинством». (25.Аль-Фуркан: 72)

    аз-зур» (الزُّورَ) переводится не только как «лжесвидетельство», но и просто как «ложь». То есть, второй смысл, который содержит в себе этот ёмкий аят, может выражаться в следующем переводе:

    "Они не присутствуют при лжи, а когда проходят мимо праздного, то проходят с достоинством».

    Именно так прокомментировали данный аят такие ранние толкователи Корана, как ад-Даххак, ибн Зайд и ибн Аббас. Также ибн Аббас сказал:

    «В этом аяте имеются в виду праздники многобожников»

    Воистину, это явное свершение слов нашего пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал:

    «Вы непременно последуете путями тех, кто был до вас, пядь за пядью, локоть за локтем, и даже если они залезут в нору ящерицы, то и вы залезете туда же». Мы спросили: «О посланник Аллаха, ты говоришь об иудеях и христианах?», – пророк ответил: «А о ком же ещё?!»


    Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

    إنَّ الله قَدْ أبْدَلَكُم بِهِمَا خَيْراً مِنْهُمَا: يَوْمَ الأضْحَى، وَيَوْمَ الْفِطْرِ
    «Воистину, Аллах заменил ваши прежние два праздника на другие, которые лучше них, – это день аль-Адха (Жертвоприношение) и день аль-Фитр (Разговение)».

    В данном хадисе ясно сказано, что Аллах заменил нам народные и языческие праздники на два исламских праздника, а замена подразумевает отмену заменённого.

    Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

    «Тот, кто уподобляется какому-либо народу, тот из них».

    Этот хадис приводят Абу Дауд 4031, Ахмад 2/50 и др.Достоверный хадис

    В данном хадисе речь идет об уподоблении не только неверным, но и любым сообществам в любых вещах, будь это вопросы, связанные с их вероубеждением, или же их обычаями и нравами.

    Однажды ‘Абдуллах ибн ‘Утба увидел человека, который совершал что-то, что делали иностранцы, и сказал: “Пусть человек опасается быть иудеем или христианином сам того не замечая!” аль-Халляль в “ас-Сунна” 1507, 1595. Иснад достоверный.

  8. (27.01.2015 23:59) #
    -1

    Признаюсь, меня несколько расстраивают нападки на нашего брата Абдуллу Рината Мухаметова.
    Во-первых, совершать публичные обращения в виде "Рождественских посланий" в день рождения Пророка(с.а.в.) предложил шейх Равиль Гайнутдин, а не Ринат Мухаметов. Он написал статью в поддержку. Это его право, мы можем не соглашаться (я лично - не согласен с таким заглавием послания), но признайтесь, нельзя делать оскорбительные обобщения на основании своего несогласия.
    Мне кажется, что если власти вдруг разрешат дать парламентскую трибуну мусульманскому духовному лидеру для ежегодных традиционных обращений( в чем я сильно сомневаюсь), то лучше это делать в другой день, например, в день начала или окончания мусульманского нового года.
    Потом, думается, важно все-хе содержание, а не форма, не "когда", а - "что". Вот тут как раз у наших шейхов и ДУМов - все проблемы.

    • (28.01.2015 02:27) #
      3

      Брат, не буду спорить по поводу прав автора, поскольку другие братья об этом высказались достаточно красноречиво и доходчиво.
      По поводу формы. Нет, Фидарис, не могу согласиться, в Исламе форма имеет не меньшее порой значение, чем содержание. В принципе, братья высказались и по этому поводу, указав, что не гоже муслиму уподобляться иноверцам.
      Про мусульманский новый год. Лично я этот день стараюсь ничем особым не выделять, как и день рождения пророка (с.а.с.). А зачем выделять, если ни он, ни его сподвижники их не выделяли, да и опять таки не хочу уподобляться.
      Послание же можно было приурочить к любому событию, достаточно резонансному, например к какому-нибудь конфликту на межнац или религиозной почве. Для этого нет нужды в парламентской трибуне, на первых порах хватит и транслируемой проповеди.

  9. (28.01.2015 09:30) #
    -3

    Ассаламу алейкум!
    Согласен с Serik. "Это шанс рассказать что-либо в общем российскому обществу через понятные термины(рождество) этого же общества. Думаю все же зерна(ислама) заложены в послании, а далее как пожелает Аллах, он знающий, мудрый.
    Найдите 70 оправданий мусульманину." Равиль-хазрат духовный лидер уммы. И все что он делает, идет на благо мусульман. Выступление это возможность рассказать о ценностях Ислама и миссии Пророка (мир ему), но и возможность реализовать то, о чем мы любим рассуждать, в реальной жизни. Нельзя, чтобы мусульмане и Ислам фигурировали в СМИ только в связи с негативными событиями.

  10. (28.01.2015 22:19) #
    1

    Кстати, "православный ИГИЛ" тоже ополчился на Гайнутдина и Мухаметова! Они обвиняют их в хитрой исламизации. Язык такой же грубый, как и у здешних комментаторов, но зрят в корень!
    Смт: http://rocorrus.livejournal.com/261265.html

    Вот что пишет РПЦЗ:

    "тот же самый Гайнутдин выпускает писульку, пародирующую рождественское послание, а его помощник Мухаметов открыто оскорбляет Русскую Православную Церковь и заявляет, что сейчас лучший момент для того, чтобы начать вытеснение Православия из жизни России. Исламистов, заодно с проамериканской пятой колонной, явно взбесило выступление патриарха Кирилла в Государственной Думе.

    Басурмане (в частности т.н. "совет муфтиев России") требуют для себя особых привилегий в России и планируют установление шариатской диктатуры в нашей стране. Они считают для себя возможным, нужным и совершенно допустимым оскорбление Православия, называя это сравнительным богословием. Для других же право на сравнительное богословие в отношение ислама они отрицают и требуют запретить Православную точку зрения на мусульманство".

  11. (29.01.2015 12:02) #
    1

    Благодаря ссылке Саида Хунзахского и перессылке, ознакомился с текстом послания, за что Саиду большое спасибо. Очень понравилась последняя часть послания, критикующая карикатуристов и их последователей. Вместе с тем начало послания, несмотря на всю демонстрацию толерантности СМР, не позволяет изменить мнение о неприемлемости использованной формы. Может это делалось с благой целью, но зачем использовать форму, способ изложения и т.д., подтверждающие склонность к подтверждению второстепенности Ислама в России после Христианства? Я понимаю, что так заложено в сознании большинства населения страны, и это чуть ли не прямо закреплено в правовых нормах, но не понимаю, зачем принимать это, тем более, если прямо от тебя этого не требуется?
    Далее. Термин "православный ИГИЛ" мне не нравится и считаю его провоцирующим. Мне понятно недовольство позицией крайних провокаторов, позиционирующих себя радетелями русских и России, но не стал бы отвечать на провокации подобными же действиями.
    К этому же ряду действий могу отнести и отрывок из текста публикации Рината: "... у элиты растет интерес к Исламу. Особенно, когда позиция РПЦ отличается неоднозначностью и непоследовательностью, когда она понесла серьезные утраты приходов на Украине и в Белоруссии, когда влияние церкви в славяно-православных странах ослабевает". Если говорить А, то надо говорить и Б, то есть, если ты отмечаешь чью-то неоднозначность и непоследовательность, надо ссылаться на что-то конкретное, а не утраты приходов на Украине и в Белоруссии. Да и зачем вообще отмечать это на широкой публике, если ты рассчитываешь на её одобрение и своё влияние на неё?! Думаю, что в этом не было никакой необходимости.